Тема 3. Конституционное регулирование выборов и референдума

1. Понятие и виды выборов. Порядок организации и проведения выборов.

2. Понятие, сущность и принципы избирательного права.

3. Избирательные системы в Украине.

4. Понятие и виды референдумов. Конституционный институт Всеукраинского референдума.

1. Выборы - участие граждан Украины в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти. При этом следует учитывать, что народ делегирует своим представителям только право на осуществление государственной власти, тогда как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти.

Выборы в Украине могут быть очередными, внеочередными, повторными, а также вместо выбывшего депутата.

Очередные проводятся в сроки, установленные в Конституции или в законе, в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.

Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур. Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров.

Повторные выборы проводятся в случаях, если выборы по соответствующему избирательному округу признаны недействительными или несостоявшимися.

Выборы могут быть признаны недействительными, если в ходе их проведения или при подсчете голосов имели место нарушения закона о выборах, повлиявшие на итоги выборов.

Выборы признаются несостоявшимися в связи с выбытием всех зарегистрированных в избирательном округе кандидатов.

В случае потери депутатского мандата или досрочного прекращения полномочий депутата, избиравшегося в одномандатном избирательном округе, в этом округе проводятся промежуточные выборы (выборы вместо выбывшего депутата ).

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избирательный процесс делится на следующие стадии: назначение выборов; установление избирательных округов; установление избирательных участков; создание избирательных комиссий; регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и установление результатов выборов; возможное повторное голосование или повторные выборы; окончательное определение и опубликование результатов выборов.

2. Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Субъективное избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право - это право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Активным избирательным право обладают все граждане Украины, которым на день проведения выборов исполнилось восемнадцать лет, за исключением признанных судом недееспособными. Пассивное избирательное право - это право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избиратель - лицо, за которым конституцией и законами признано право голоса.

В Конституции Украины установлены следующие принципы избирательного права: «Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление» (ст. 71).

Принцип свободы выборов означает, что участие избирателей в выборах является добровольным, запрещено оказывать незаконное давление на волю избирателей.

Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.

Круг лиц, за которыми Конституция и избирательные законы закрепляют избирательные права, ограничивается цензами. Наличие различных цензов характерно для большинства стран мирового сообщества.

Цензы – установленные конституцией и законами ограничения избирательного права граждан. Одним из наиболее распространенных является возрастной ценз. Например, на выборах в Верховную Раду Украины право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, а право стать народным депутатом – достигшие 21 года. Возрастной ценз для кандидатов в Президенты установлен в 35 лет. Характерной чертой избирательного права является наличие ценза оседлости: для того, чтобы стать депутатом украинского парламента необходимо прожить в Украине не менее 5 последних перед выборами лет, Президентом – не менее 10 лет.

Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом. Он достигается тем, что каждый избиратель имеет один голос, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.

Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней производится в кабинах или комнатах для тайного голосования). Нарушение тайны голосования карается законом.

3. Избирательная система (в узком смысле) – это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования избирателей.

Существует следующие основные избирательные системы: мажоритарная (относительного и абсолютного большинства) и пропорциональная. Достаточно распространенной является смешанная – мажоритарно-пропорциональная система.

В Украине на выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления применяются мажоритарная абсолютного большинства, мажоритарная относительного большинства и смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательные системы.

По Закону Украины «О выборах Президента Украины» от 5 марта 1999 г. они проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу.

При этой системе для избрания требуется набрать более половины от числа поданных за кандидата голосов избирателей.

Недостатки данной системы:

а) пропадают голоса, поданные против;

б) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов.

По Закону Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 14 января 1998 г., они проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

Депутаты местных советов и сельские, поселковые, городские головы избираются сроком на четыре года.

Выборы депутатов сельского, поселкового, городского, районного в городе советов проводятся по одномандатным избирательным округам, на которые делится вся территория соответственно села, поселка, города, района в городе. То есть в каждом округе избирается один депутат, набравший больше голосов, чем каждый из его конкурентов в отдельности. При этом количество голосовавших за него не имеет значения.

Выборы сельского, поселкового, городского головы проводятся по одномандатному избирательному округу, территория которого совпадает с территорией соответствующего населенного пункта.

Выборы депутатов районного совета проводятся по многомандатным избирательным округам, территория которых совпадает с территорией соответствующих сел, поселков, городов районного значения, которые являются административно-территориальными единицами, входящими в состав этого района.

Выборы депутатов областного совета проводятся по многомандатным избирательным округам, территория которых совпадает с территорией районов и городов областного значения, которые входят в состав этой области.

Количество депутатских мандатов, выделяемых для каждого такого округа, зависит от количества избирателей в данном округе и устанавливается Законом Украины “О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов”.

При мажоритарной системе относительного большинства не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы всегда проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. А ведь затем депутат представляет в местном совете интересы избирателей, которые, по существу, не поддержали его программу и голосовали против него.

По Закону Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 18 октября 2001 г. выборы проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе.

Половина конституционного состава (225 чел.) депутатов Верховной Рады Украины избирается в одномандатных избирательных округах на основе мажоритарной системы относительного большинства.

225 народных депутатов избираются по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

Сущность с истемы пропорционального представительства политических партий состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов в Украине являются связанными, то есть избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии (в избирательный бюллетень включаются первые пять кандидатов из списка), то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах.

С целью повышения устойчивости парламента путем сокращения количества представленных в нем партий законодательство предусматривает введение так называемого заградительного пункта.

Заградительный пункт ограничивает участие партий в распределении депутатских мандатов. Из распределения депутатских мандатов исключаются партии, получившие менее 4 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, малочисленные, но все же имеющие свой электорат (голосующих за партию избирателей) партии, фактически лишаются шансов получить места в парламенте, то есть интересы социальных слоев их поддерживающих в законодательном органе страны не будут представлены.

Это недостаток преодолевается путем с оединения списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.

С целью распределения депутатских мандатов между партиями, получившими четыре и более процентов голосов исчисляется избирательная квота.

Избирательная квота исчисляется путем деления количества голосов избирателей в многомандатном общегосударственном избирательном округе, отданных за списки кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий, получивших четыре и более процентов голосов, на число мандатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе (225). Дробные остатки от деления отбрасываются. Количество голосов, отданных за список кандидатов в депутаты от каждой политической партии, избирательного блока партий, делится на эту квоту. Полученное целое число – количество мандатов этой партии, избирательного блока партий. Дробные остатки используются для распределения остальных мандатов, остающихся нераспределенными. Партии, начиная с имеющей наибольший дробный остаток, получают по одному дополнительному месту. Если дробные остатки совпадают, первой получает место партия, получившая большее число голосов избирателей в целом. Если после этой процедуры остаются мандаты, они распределяются по той же методике.

4. Референдум (лат.) - “должное быть сообщенным”. В Украине вопросы, связанные с проведением референдумов, регулируются Конституцией и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 19 июня 1992 г. Следует отметить, что очень многие положения данного закона вступили в противоречие с Конституцией Украины и в настоящее время не действуют.

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Помимо обязательного референдума может проводиться консультативный референдум (всенародный опрос). Он проводится по той же процедуре, но не предполагает принятия решения избирателями.

Референдум - одна из важнейших форм прямой демократии, так как он дает возможность народу выразить свою волю. Чаще всего на референдум выносится один вопрос, требующий ответа “да” или “нет”. Возможен вариант, когда голосующим предлагается несколько вопросов.

Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума. Предметом всеукраинского референдума может быть: утверждение Конституции Украины, ее отдельных положений и внесение в Конституцию изменений, дополнений; принятие, изменение и отмена законов Украины или их отдельных положений; принятие решений, определяющих основное содержание Конституции, законов Украины и иных правовых актов.

Согласно ст. 73 Конституции Украины исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии (ст. 74). Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного или осадного положения. Референдум по одному и тому же вопросу может проводиться только через определенный промежуток времени.

Организация референдумов аналогична организации выборов: составляются списки лиц, имеющих право принимать участие в голосовании, создаются избирательные комиссии, проводится агитационная работа и т.д.

Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины.

В соответствии с Конституцией, Верховная Рада может назначать референдум только по вопросу об изменении территории Украины.

Президент Украины назначает референдум в случае, если парламент не менее чем двумя третями конституционного состава примет законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины по разделам І, ІІІ или ХІІІ. Он так же назначает референдум по народной инициативе, то есть по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдумов. Инициативная группа всеукраинского референдума образуется на собрании, в котором участвуют не менее двухсот граждан, имеющих право на участие в референдуме. Она состоит не менее чем из 20 граждан Украины, имеющих право участвовать в референдуме. Инициативные группы подлежат регистрации, и инициаторам выдается свидетельство. Со дня получения свидетельства о регистрации инициативная группа имеет право организовать и беспрепятственно осуществлять сбор подписей на листах для подписей граждан под требованием о проведении референдума. Порядок и сроки сбора подписей определены ст. 18 Закона Украины. После завершения сбора подписей инициативная группа в трехдневный срок составляет итоговый протокол. В том случае, когда не собрано достаточное число подписей граждан, референдум не проводится.

Для проведения голосования и подсчета голосов при проведении референдумов территории районов, городов делятся на участки для голосования. Они образуются соответствующими советами. Для подготовки и проведения референдумов создаются комиссии. Представители в их состав выдвигаются органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами.

О дате и месте проведения референдума граждане оповещаются не позднее, чем за 10 дней. Голосование проводится с 7.00 до 20.00 часов, только с помощью официальных бюллетеней, подготовленных уполномоченными на то государственными органами.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство избирателей, внесенных в списки для голосования, а решение считается принятым, если за него проголосовало большинство из принявших участие избирателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: