Раздел 3. Основы административного права
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996г. //Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - № 30. - Ст. 141.
О всеукраинском и местных референдумах: Закон Украины от 3 июля 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - № 33. - Ст. 443; 1992. - № 35. – Ст. 515; (№ 2681 –12 от 11.07.2001).
О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов: Закон Украины от 14 января 1998 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1998. - № 3 - 4. - Ст. 15; (№ 431-14 от 16.02.1999 г.).
О выборах народных депутатов Украины: Закон Украины от 18 октября 2001 г.// Ведомости Верховной Рады Украины. - 2001. - № 51-52. - Ст. 2.
О выборах Президента Украины: Закон Украины от 5 марта 1999 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1999. - № 14. - Ст. 81; 1999 - № 28 - Ст.237; 1999 - № 44 - Ст. 387; (2171-14 від 21.12.2000 г.).
О гражданстве Украины: Закон Украины от 18 января 2001 г. // Голос Украины. – 2001. – 6 мар. (№ 42).
О Конституционном Суде Украины: Закон Украины от 16 октября 1996 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. –1996. - № 49. – Ст.272.
|
|
О прокуратуре: Закон Украины от 5 ноября 1991 г. с измен. от 22 апреля, 26 ноября 1993 г., 21 марта 1995 г. // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - № 53. - Ст. 793; 1993. - № 22. - Ст. 229; № 50. - Ст. 474; 1995. - № 11. - Ст. 71; Ведомости Верховной Рады Украины. 2001. - № 9. - Ст. 38; 2001.- №44. - Ст.233;
О статусе судей: Закон Украины от 15.12.92. // ВВРУ. -1993. -№8 (23.02.93). -Ст. 56; 1994, -№22 (31.05.94), -Ст. 142; 1994, -№26 (28.06.94). -Ст. 203; 1995. -№34 (22.08.95). -Ст. 268; 1999. -№50 (17.12.99). -Ст.434; 2000. -№ 10 (10.03.2000). -Ст.79; 2000. -№13 (31.03.2000). -Ст.102; 2000. -№38 (22.09.2000). -Ст.322; 2001. -№33. -Ст.180; Офіційний вісник України, 2002. - №13 (12.04.2002). - Ст. 669.
Об обращениях граждан: Закон Украины от 2 октября 1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1996. - № 47. - Ст. 256.
Про політичні партії в Україні: Закон України від 5 квітня 2001 р. // Урядовий кур’єр. – 2001. – 28 квіт. (№ 77).
Про судоустрій України: Закон України від 7 лютого 2002 р. // Урядовий кур'єр, 2002, (27.03.2002). - №58.
Про утворення апеляційних господарських судів і затвердження мережі господарських судів України: Указ Президента України від 11 липня 2001 р. №511/2001 (із змінами і доп.) // Голос України. – 2001. - № 131; Офіційний вісник України. – 2002. - № 23. - Ст. 1087; Офіційний вісник України. - 2003. - № 27. - Ст. 1314.
Про застосування Конституції України при здійсненні правосуддя: Постанова № 9 Пленуму Верховного Суду України від 1.11. 1996 р. // Юридичний вісник. - 1997. - №1.
Басай В.Д. Судові та правоохоронні органи України: Підручник. - Івано-Франківськ, 2002. – 820 с.
Васильев А.С., Иванов В.В. и др. Судебные и правоохранительные органы Украины: Учебное пособие. Издание второе. – Х.: “Одиссей”, 2003. –320с.
|
|
Жуковский А.Г. Закон Украины «О судоустройстве Украины»: Комментарий /Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора юридических наук, профессора Е.Л.Стрельцова. – Х.: ООО «Одиссей», 2003. –232 с.
Клименко Н.І. Правоохоронні органи України: Навч. Посібник. – К.: Вид-во Європ. Ун-ту, 2002. – 194с.
Коментар до Конституції України. – К.: Вид-во Інст. зак-ва Верховної Ради України, 1996. - 376 с.
Конституционное право Украины: Учебное пособие / Сост.: Волков В.Д., Гринюк Р.Ф., Щебетун И.С. - Донецк: ДонНУ, 2004. – 251 с.
Конституційне право України: Підручник для студентів юрид. спец. вищих закладів освіти / За ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наук. думка, 1999. - С. 357 – 555, 629 – 675.
Кравченко В.В. Конституційне право України: Навч. посібник. – К.: Атіка, 2000. – С. 73 – 107.
Правознавство: Навчальний посібник/ Кравчук М.В., Владун З.С., Грищук В.К. та ін.; За ред. М.В.Кравчука. -2-ге вид. Перероб. Та доп. - Тернополь: Карт-бланш, 2003. -480 с.
1. Общие положения об административном праве, его предмет.
2. Административно-правовые отношения: содержание и виды.
3. Общая характеристика органов исполнительной власти.
1. Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.
Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях:
1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо);
2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.
К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:
- между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности;
- между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления;
|
|
- между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями;
- между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями;
- между органами государственного управления и гражданами.
Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы:
1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);
2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;
3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.
Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.
2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют.
Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.
Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот.
Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:
- неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне;
|
|
- могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;
- административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;
- за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.
В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Вертикальные - состоят в том, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.
Горизонтальные - такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д.
3. По характеру своей деятельности органы исполнительной власти можно разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы межотраслевой компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции государства.
Система органов государственной исполнительной власти Украины включает в себя:
- Кабинет Министров;
- министерства;
- государственные комитеты и ведомства;
- органы государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым;
- государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:
1) в сфере экономики;
2) в социально-культурной сфере;
3) в административно-политической области.
В сфере экономики государственное регулирование осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области составляют правительство Украины, министерства и ведомства.
К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере относятся:
- министерства;
- ведомства;
- комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств массовой информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов), здравоохранения (в т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры, туризма и т.д.);
- органы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения;
- миграционные службы.
Система органов государственного управления в административно-политической области и в сфере предпринимательства включают в себя органы, осуществляющие государственное управление в области обороны, безопасности (в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное бюро расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики (государственная налоговая служба, таможенная служба и пр.).
Служба - это один из видов платной, общественно-полезной деятельности людей, в т.ч. и в сфере управления.
Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Деятельность государственных служащих в Украине регламентирована Законом «О государственной службе» от 16.12.93 г.
Главным компонентом государственной службы как юридического института является должность. Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.
Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования относительно его профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы, которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус.
Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее основу положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями классификации должностей госслужащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.
В соответствии с нормами Закона «О государственной службе» указанным категориям должностей государственных служащих присваивается 15 рангов.
Ранг служащему присваивается в соответствии с его должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатом работы.
На государственных служащих налагаются предусмотренные действующим законодательством обязанности и права. Более конкретно они устанавливаются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.