Правоведение - курс лекций

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Вишневский В.В. ПРАВОВЕДЕНИЕ Курс лекций Москва-2004 Вишневский В.В.Правоведение.Курс лекций. М.:МОСУ,2004.- 80 с. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом МОСУ. Протокол № 7 от 27 мая 2003 г. В конспекте лекций по курсу «Правоведение» в 1 части рассмотреныосновы теории права, без знания которых невозможна полноценная правовая подготовка современныхспециалистов и изучение конкретных отраслей права системы права России. Во 2 части рассмотрены основы важнейших отраслей системы праваРоссии – конституционного (государственного) права, гражданского права,семейного права,трудового права, экологического права, административного права. Содержание лекционного курса соответствует требованиям поправоведению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования дляэкономических специальностей. (Вишневский В.В.,2004 (МОСУ,2004 СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА Лекция 1.Введение.Роль и значение юридическихзнаний……………………………4 Лекция 2.Общество,государство,право…………………………………………………5 Лекция 3.Система социального регулирования. Право какнормативный регулятор.7 Лекция 4.Основные концепции происхождения и сущностиправа…………………..9 Лекция 5.Природа права…………………………………………………………………12 Лекция 6.Источники(формы) права……………………………………………………..14 Лекция 7.Нормативно-правовые акты…………………………………………………..18 Лекция 8.Система права………………………………………………………………….21 Лекция 9.Нормы права……………………………………………………………………24 Лекция 10.Правовые отношения…………………………………………………………26 Лекция 11.Реализация права. Понятия и значение законности иправопорядка…..…..30 Лекция 12.Правонарушения и юридическаяответственность…………………………36 Лекция 13.Правосознание и правовая культура………………………………………….40 Лекция 14.Право и экономика……………………………………………………………..42 ЧАСТЬ 2.ОСНОВЫ ОТРАСЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИИ Лекция 15.Основы конституционного(государственного) праваРоссии……………….43 Лекция 16.Основы гражданского права России……………………………………………49 Лекция 17.Основы семейного права России………………………………………………..57 Лекция 18.Основы трудового права России………………………………………………..63 Лекция 19.Основы экологического права России…………………………………………72 Лекция 20.Основы административного праваРоссии…………………………………….76 Рекомендуемая литература…………………………………………………………………80 Задания на самостоятельную работустудентам…………………………………………..81 ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. роль и значение ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ПРАВО ЕСТЬ НАУКА О ДОБРОМ И СПРАВЕДЛИВОМ. ТАК ОПРЕДЕЛяЛИ ПРАВОДРЕВНЕРИМСКИЕ ЮРИСТЫ. ПРАВО ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «JUSTITIA»- СПРАВЕДЛИВОСТЬ.В НАСТОяЩЕЕ ВРЕМя ПОД ПРАВОМ ПОНИМАЕТСя СОВОКУПНОСТЬОБЩЕОБяЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИя (НОРМ ПРАВА), устанавливаемых государством для регулирования найболее важныхобщественных отношений. Значение и ценность права в том, что право позволяет: 1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы. Знание права гражданами: 1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся понеюридическим специальностям: Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты,необходимые для их профессиональной деятельности. Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучаютосновы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапеосваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшемиспользуются для изучения конкретных отраслей права. Данный подходиспользуется в курсе «Право России».». Цели изучения курса:. усвоение категориально - понятийного аппарата юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права;. получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;. повышение правовой культуры.В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:. овладение понятийным аппаратом;. вооружение студента правовым кругозором;. привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;. формирование умения осмысливать правовые явления и процессы. Россия = Российская Федерация = РФКурс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы праваРоссии (лекции 1-14). Далее рассматриваются основы отраслей права России,знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартамипо экономическим специальностям (лекции 15-20). Лекция 2. общество, государство и право I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.). Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов. Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы: 1. Отдельные личности. 2. Семьи. 3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам). 4. Государство как важнейший элемент общества. Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи междуразличными элементами общества в процессе их совместной деятельности. Государство есть особая политическая организация, предназначенная дляотражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества),обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные длянаселения налоги и правила поведения (нормы права), располагающаяаппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениямобязательной силы для всего населения. Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей). Власть – влияние на поведение населения страны. Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлятьгосударством. Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупностиобщеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством длярегулирования наиболее важных общественных отношений. Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Различают внутренние и внешние функции. Внутренние (основные): 1. Политическая (стабильность в обществе). 2. Охранительная (все законы должны выполняться). 3. Экономическая. 4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры). 5. Экологическая. Внешние: 1. Оборона страны от внешнего нападения. 2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность. Форма государства включает в себя три элемента: 1. Форма правления (монархия, республика).2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство).3. Форма политического режима (демократический, антидемократический). Россия – президентская республика с федеративным государственнымустройством и демократическим политическим режимом. 2.связь государства и права. Правовое государство САМИМ ФАКТОМ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИя ПРАВО ОБяЗАНО ГОСУДАРСТВУ. ОНО ПРОИЗВОДНО ОТ НЕГО И БЕЗ ГОСУДАРСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ГОСУДАРСТВО ТАКЖЕ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ПРАВА. ПРАВО ОБЕСПЕчИВАЕТ ЛЕГИТИМНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Легитимность – законность установления власти, степень поддержки властинаселением государства. Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступеньсвоего развития с новыми признаками. Такими новыми признакамидополнительными к обычным признакам государства являются: 1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступаетисточником всей власти, которую реализует государство. 2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться исамо государство. 3.Распределение функций между различными государственными органами с цельюпредотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма вгосударственном управлении,осуществления контроля за деятельностьюгосударственных органов. 4.Реальное обеспечение неотъемлимых прав и свобод граждан. 5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольнообществу. 3.Понятие и виды Органов государственной власти.ГОСУДАРСТВЕННАя ВЛАСТЬ РЕАЛИЗУЕТСя ГОСУДАРСТВЕННЫМ АППАРАТОМ. Государственный аппарат – это система органов государственной власти(государственных органов) и государственных служащих. Под государственным органом понимается такое политическое учреждение,которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное дляэтого государственно-властными полномочиями. По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются наследующие виды: 1. Законодательные органы.2. Исполнительные органы.3. Правоохранительные органы.Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому онииногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют ввыполнении функций государства путем правотворчества, разрабатываютнеобходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне этоФедеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций иГосударственной Думы. Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческуюдеятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессесвоей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называютисполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне этоАдминистрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты,федеральные службы. Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенностьграждан, организаций, государства, общества от противоправных действий.Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматриваютспоры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральномуровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший АрбитражныйСуд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. Нафедеральном уровне имеется Прокуратура РФ. лекция 3.Система социального регулирования.Право как нормативный РЕГУЛяТОР 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественныхотношений.Система социального регулирования включает в себя нормативное иненормативное регулирование.Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм.Социальная норма – это специальное правило поведения, регулирующееотношения между людьми.К ненормативному регулированию относится ценностное, директивное иинформационное регулирование. Ценностное регулирование заключается во влиянии на поведение членовобщества системы социальных ценностей (коллективизм или культ частнойсобственности и пр.). Директивное регулирование заключается во влиянии на поведение людей общихдиректив, программ действий, исходящих от органов государственной власти(напр., программа развития малого предпринимательства). Информационное регулирование заключается во влиянии на поведение людейпутем распространения через СМИ сведений о конкретных случаях поведения какобразцах для подражания, либо для осуждения (раньше - ударники труда,сейчас – правонарушители). 2.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Понятие «норма» в широком смысле означает правило, руководящее начало.Различают социальные и несоциальные нормы. Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой,товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различногорода стандартах, правилах, инструкциях. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются отдругих правил поведения следующим: 1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.2. Рассчитаны на применение многими людьми.3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.В качестве социальных норм используются: 1. Обычаи.2. Моральные нормы.3. Религиозные нормы.4. Корпоративные нормы.5. Нормы права.Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного имногократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч.унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основехозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют всознании людей, поддерживаются общественным мнением, различнымипсихологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»). Моральные нормы – это правила поведения людей на основе их представления одобре и о зле, о справедливости и других нравственных ценностях. Моральныенормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ. Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями. Онирегулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей.Религиозные нормы отражаются в различных книгах (Библия, Коран). Корпоративные нормы устанавливаются объединением граждан. Отражаются вуставах, программах и других документах организаций. К нарушителямприменяются меры морального и дисциплинарного воздействия (напр., УставМОСУ, Правила внутреннего распорядка в МОСУ). Нормы права – это установленные и поддерживаемые государствомобщеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важныеобщественные отношения. Занимают ведущее место среди всех социальных норм. Обладают следующими специфическими признаками: 1. Обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы.2. Их исполнение обеспечивается государственным принуждением.3. Они характеризуются формальной определенностью и обязательно фиксируются в письменных официальных документах.4.Образуют единую систему, в которой нормы согласованы и логически взаимосвязаны. 3.ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов. Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественныхотношений. Такие нормы называются мононормами (например,не убий). Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:1. Определение в нормах права что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.2. Выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами.3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде. Основные этапы развития правового регулирования: 1. Зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производящих форм экономики (земледелие, скотоводство).2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме).3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона). В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества. 4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей. Этому этапу характерно: а)Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека игражданина.б) Возможность использования субъектами права различных способов для защитысвоих прав (от самозащиты до обращения в международный суд).в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.Общие закономерности возникновения и формирования права:1. Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»);2. Далее к обычному праву добавляются оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые должностными лицами государств (королями, царями и др.) («писанное право»);3. Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.). Сфера правового регулирования.Под сферой правового регулирования понимается совокупность всехобщественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правовогорегулирования со временем меняется. При этом правовому регулированиюподвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевоеповедение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктамии совершается без участия его воли, правом не регламентируется. 4. СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ 1. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть). 2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право). 3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм. 4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан. 5. Связь между несоциальными нормами и правом.Нормы права могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которыхпризнается юридической обязанностью (правила техники безопасности).Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение. ЛЕКЦИЯ 4. основные концепции происхождения и сущности права. 1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленнымигосударством, право включает в себя также естественное право. Естественноеправо составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми людиобладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободусовести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства,право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти праваотражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948г.) и других документах. Государство не может посягать на естественные права людей. Позитивное право – это право, установленное государством. Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они непротиворечат естественному праву. 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийнона основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народногодуха. Достоинства школы: 1. внимание к обычаям народа. 2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.Недостатки: 1. отрицает внешнее влияние на право.2. придает националистическое звучание праву. 3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в законволя экономически господствующего класса. Право определяется материальнымуровнем жизни общества, экономикой. Достоинства: 1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой. 2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса. Недостатки: Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания). 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов. 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права. 6. НОРМАТИВИЗМ «Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм). Современное правопонимание. Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующихсогласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом,признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства. Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяетрассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это даетвозможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать длязакрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различныхфакторов. Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важныхобщественных отношений, необходимо единое понимание права в процессеправоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистскоепонимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права,установленных государством. ЛЕкЦИЯ 5. природа права. 1. СУЩНОСТЬ,СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ПРАВА. Сущность права – есть общая воля, интересы населения государства. Содержание права. Право выступает в качестве меры возможного и должного поведения человекав данном государстве. Содержание права выражается в форме двух принципов: 1. для граждан: разрешено все, что не запрещено законом. 2. для органов государственной власти: разрешено только то, что предусмотрено законом. Структура права. Право имеет сложную структуру и включает в себя следующие основные части: 1. права человека (естественное право). 2. общие принципы права. 3. нормы, принятые на референдуме. 4. централизованные нормы. 5. договорные нормы. Все части права взаимосвязаны. Права человека – это такие права, которые составляют естественное право икоторыми любой человек обладает независимо от имущественного и социальногоположения с момента рождения и до смерти (право на жизнь, свободу,достойное существование и др.). Всего в настоящее время различают около 50таких прав. Общие принципы права – это основные начала, которые определяют наиболеесущественные черты права как регулятора общественных отношений (принципызаконности, справедливости, социальной свободы, равенства всех передзаконом и др.). Права человека и общие принципы права образуют основуправа. Нормы, принятые на референдуме, регулируют наиболее важные вопросы, покоторым воля народа должна быть выражена непосредственно. В РФ такиминормами выступают нормы Конституции РФ. Централизованные нормы разрабатываются и принимаются различнымифедеральными органами власти. Эти нормы занимают самую большую часть вструктуре права. Договорные нормы касаются участников договора. Если между ними возникаютспоры, то суд исходит из условий договора. В этом заключаетсягосударственная поддержка договорных норм. 2. Признаки,ФУНКЦИИ права. ВЫДЕЛяЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА: 1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений). 2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру). 3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества). 4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права). Функции права – это основные направления юридического воздействия наобщественные отношения.Функции права подразделяются на: 1. Внутренние или специально-юридические. 2. Внешние или общесоциальные. Специально-юридические функции права: 1. Регулятивная функция. 2. Охранительная функция.Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, котороепризвано обеспечить четкую организацию общественных отношений всоответствии с потребностями общественного прогресса. Охранительная функция – это такое направление правового воздействия,которое нацелено на охрану положительных общественных отношений ивытеснение вредных для общества отношений. Общесоциальные функции права: 1. Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе). 2. Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц). 3. Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов). 2. Предмет,СПОСОБЫ,МЕТОДЫ правового регулирования. ПОД ПРЕДМЕТОМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя ПОНИМАЮТСя КОНКРЕТНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕОТНОШЕНИя, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСя НОРМАМИ ПРАВА. ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИя ДАЕТ ОТВЕТ НА ВОПРОС «чТО РЕГУЛИРУЕТСя ПРАВОМ?». Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется регулирование тех или иных общественных отношений?».Различают три основных способа правового регулирования: 1. Запрещение;2. Дозволение;3.Обязывание. Запрещение – это возложение на участников общественных отношенийобязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормамиправа. Дозволение – это предоставление участникам общественных отношений прав насвои собственные активные действия, которые они могут осуществлять посвоему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять. Обязывание – это возложение на участников общественных отношенийобязанностей, связанных с совершением активных действий. Под методом правового регулирования понимаются особенности характераосуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений. Выделяют два метода правового регулирования: 1. Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование – предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах.2. Императивный (авторитарный). Императивное регулирование – предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общественных отношений. Особенности диспозитивного метода: 1. Равноправие сторон.2. Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами.3. Споры разрешаются в судебном порядке. Особенности императивного метода: 1. Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны.2. Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права.3. Условием их возникновения является государственно-властное предписание.4. Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок. ЛЕКЦИЯ 6. источники (формы) права. 1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА Источник (форма) права – это документальная форма выражения и закреплениянорм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.В качестве основных форм прав в настоящее время используются: 1. Правовые обычаи.2. Юридические прецеденты.3. Нормативно-правовые акты.4. Договоры нормативного содержания.5. Общие принципы права.6. Религиозные тексты. 2. Характеристика основных форм правА ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ – ЭТО ТАКИЕ ОБЫчАИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАНЫ ГОСУДАРСТВОМ ВКАчЕСТВЕ ОБЩЕОБяЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИя. ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ БЫЛИ ОСНОВНОЙФОРМОЙ ПРАВА НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИя чЕЛОВЕчЕСКОГО ОБЩЕСТВА. В НАСТОяЩЕЕВРЕМя ПРАВОВЫЕ ОБЫчАИ В КАчЕСТВЕ ФОРМ ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТСя РЕДКО.Юридические прецеденты – решения суда или какого-либо другогогосударственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное дляиспользования при решении аналогичных дел в последующем. Юридическиепрецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они сталииспользоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах(издаются Law reports). Нормативно-правовые акты – это документы государственных органов,содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах. Достоинства формы: 1.Возможность быстрого и эффективного реагирования на изменения в жизниобщества. 2. Точность и определенность при фиксации норм права. Недостаток: Длительность процесса разработки нормативно-правовых актов. Договоры нормативного содержания – это соглашения между различнымисубъектами права, содержащие нормы права. В настоящее время роль соглашенийкак формы права возрастает. Это относится как к международному праву, так ик национальному праву. Общие принципы права – в тех случаях, когда при рассмотрении конкретногодела обнаружится, что отсутствуют подходящие нормы права или юридическиепрецеденты, то в качестве форм права могут использоваться общие принципыправа. Общие принципы права прежде всего являются формами международногоправа. Общие принципы права: 1. Принцип демократизма (народовластия).2. Принцип социальной справедливости.3. Принцип равенства всех перед законом и судом.4. Принцип гуманизма.Религиозные тексты – на начальном этапе правового регулирования в качественорм права использовались религиозные нормы, которые содержались вразличных религиозных книгах. В настоящее время в странах так называемого«мусульманского права» (Иран, Пакистан и др.) такие тексты до сих пориспользуются в качестве основных форм права (Коран – книга, содержащаязаповеди и поучения Аллаха). 3. Формы права в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РФ В КАчЕСТВЕ ФОРМ ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТ:1. Правовые обычаи.2. Юридические прецеденты.3. Договоры нормативного содержания.4. Нормативно-правовые акты.Правовые обычаи в РФ используются тогда, когда их применение оговорено вдействующем нормативно-правовом акте. Например, в Гражданском Кодексе РФимеется ссылка на возможность использования в некоторых случаях обычаевделового оборота (ст. 5). Правовые обычаи в РФ используются редко. Юридические прецеденты в РФ. В качестве формы права используются незначительно, прежде всего ониявляются результатом деятельности Конституционного Суда.Договоры нормативного содержания в РФ принимают все большее значение какформа права. Это связано с тем, что в Конституции РФ имеется положение отом, что международные договоры являются составной частью правовой системыРФ. При этом, если в международном договоре установлены другие правила, чемв национальном нормативно-правовом акте, то применяются правиламеждународного договора. В качестве договоров нормативного содержания в РФ используются: 1. Международные договоры РФ.2. Соглашения между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ.3. Коллективные договоры между работодателями и работниками. Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права вРФ. 4. Понятие и принципы правотворчества.ПРАВОТВОРчЕСТВО (НОРМОТВОРчЕСТВО) ЭТО ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ,НАПРАВЛЕННАя НА СОЗДАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, ОТМЕНУ НОРМ ПРАВА. Принципы осуществления правотворчества: |демократизм; |} |кто создает ||профессионализм; | |нормы права || |} | || | |как ||законность; | |создаются ||гуманизм; | |нормы права ||научный подход; | | ||тщательность и скурпулезность | | ||подготовки; | | ||использование современной | | ||законодательной техники. | | | Правотворчество выступает завершающим этапом процесса формированиягосударственной воли в право - правообразования. Правообразование включает в себя следующие этапы: - научный анализ действительности; - выработка взглядов и концепций на необходимость правового регулирования; - учет предложений, замечаний граждан и организаций, общественного мнения по вопросам правового регулирования; - правотворчество. На правообразование и правотворчество влияют многочисленные факторы:экономические, политические, социальные, национальные, идеологические,организационные, внешнеполитические. 5. Виды (формы) правотворческой деятельности. 1. ПРИНяТИЕ НОРМ ПРАВА ГРАЖДАНАМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФЕРЕНДУМА;2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примереРФ. 1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята Конституция РФ. 2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают: 1. Государственная Дума; 2. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ; 3. Органы местного самоуправления; 4. Президент РФ; 5. Правительство РФ; 6. Федеральные министерства и ведомства; 7. Президенты республик, главы администраций субъектов РФ; 8. Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ; 9. Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативныхактов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ,законами и другими нормативными актами. 3. Нормативные договоры, соглашения. Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности. Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов. Примеры нормативных договоров: - Федеративный Договор; - Договоры РФ и субъектов РФ; - Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий. Участвуют три стороны: 1. работодатели; 2. профсоюзы; 3. органы государственной власти. 6. Основные стадии правотворческого процесса: ПРОЦЕСС МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 2 ЭТАПА И 10 ОСНОВНЫХ СТАДИЙ.I. Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом). 1. Принятие решения о подготовке проекта; 2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к которой относится предлагаемый нормативный акт; 3. Подготовка первоначального текста проекта; 4. Предварительное обсуждение проекта; 5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия); 6. Окончательное редактирование проекта;II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта. 7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект; 8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа; 9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;10. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Понятие законодательной техники. Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала. Основные правила законодательной техники. 1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу; 2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте; 3. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний; 4. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.); 5. Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.); 6. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций); 7. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.; 8. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия; 9. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения; 10. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации. ЛЕКЦИя 7. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. 1. ПОНяТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА. ПОД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТОМ ПОНИМАЕТСя ДОКУМЕНТ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ, СОДЕРЖАЩИЙ НОРМЫ ПРАВА.Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов): 1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.2. Содержит нормы права.3. Создается в особом, процессуальном порядке.4. Оформляется в определенном виде.5. Образует единую, иерархическую систему.6. Обязательно доводится до сведения населения. 2. Классификация нормативно-правовых актов. ДЛя УПОРяДОчИВАНИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛЬЗУЮТСя РАЗЛИчНЫЕКЛАССИФИКАЦИИ И СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.Основания для классификации: 1. Юридическая сила нормативно-правового акта.2. Содержание нормативно-правового акта.3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место виерархической системе нормативно-правовых актов. Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной законгосударства. Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2подмножества: 1. Законы2. Подзаконные нормативно-правовые акты. По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Однородные нормативно-правовые акты.2. Комплексные нормативно-правовые акты.Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся кодной отрасли права. Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права. Пример однородных нормативно-правовых актов: Трудовой Кодекс РФ Пример комплексного нормативно-правового акта: Федеральный закон «Об образовании». По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют: 1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления). По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Акты общего действия.2. Акты ограниченного действия.Акты общего действия распространяются на все население государства. Акты ограниченного действия распространяются только на определенныйконтингент лиц (например, на беженцев). 4. Законы: признаки и виды. ПРИЗНАКИ:1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно- правовыми актами.Виды: По юридической силе законы подразделяются на: 1. Конституцию.2. Федеральные конституционные законы3. Федеральные законы. 4. Законы субъектов РФ. 5. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды. ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ – ЭТО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ,ПРИНяТЫЙ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконныхнормативно-правовых актов: 1. Указы Президента РФ.2. Постановления Правительства РФ.3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. 6. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ НАчИНАЕТСя С МОМЕНТАВСТУПЛЕНИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА В СИЛУ И ЗАКАНчИВАЕТСя В МОМЕНТПРЕКРАЩЕНИя ДЕЙСТВИя НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется: 1. Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года).2. Днем опубликования закона.3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется: 1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться длярегулирования общественных отношений, возникших после вступления в силуданного акта. Имеется два исключения: 1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность. Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиямисубъекта, издавшего акт. Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти,действуют на всей территории РФ. Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ,действуют только на территории субъектов. По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.Общие распространяют свое действие на всех граждан.Специальные – на определенную категорию граждан(пенсионеров,студентов и др.). 7. Характеристика основных способов систематизации нормативно- правовых актов. СИСТЕМАТИЗАЦИя – УПОРяДОчИВАНИЕ.Коллизия – столкновение.Кодекс – книга.Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовыхактов: 1. Инкорпорация.2. Кодификация.3. Консолидация.Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовыхактов без изменения их содержания. Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и кореннуюпереработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия новогокодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разныхнормативно-правовых актов). По своему содержанию кодифицированные акты бывают: 1. Основами законодательства.2. Кодексами.2. Уставами.4. Положениями. Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множестванормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественныхотношений, в один укрупненный акт. Консолидация является промежуточным шагом к кодификации. ЛЕКЦИЯ 8. система права 1.Понятие системы права. ВСЕ МНОЖЕСТВО НОРМ ПРАВА ОБРАЗУЕТ СИСТЕМУ ПРАВА.Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостноеобразование система права включает в себя все действующие в государственормы права. В качестве составных частей системы права выступают отраслиправа, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системыправа выступают отрасли права. Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права наотрасли являются предмет правового регулирования и метод правовогорегулирования. Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общаяволя господствующего класса или всего общества. 2.Строение права. В СВОЮ ОчЕРЕДЬ, КАЖДАя ОТРАСЛЬ ПРАВА МОЖЕТ СОСТОяТЬ ИЗ ПОДОТРАСЛЕЙ ПРАВАИ ИНСТИТУТОВ ПРАВА.ГРАФИчЕСКИ СИСТЕМА ПРАВА ВЫРАЖАЕТСя В СЛЕДУЮЩЕМ ВИДЕ: [pic]Горизонтальное строение права представляет собой разбиение права наотдельные отрасли права. Вертикальное строение права – иерархическая связь различных частей,входящих в отрасль права. Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический видотношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например,в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право,наследственное право и др. подотрасли. Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группуобщественных отношений. По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными. Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права.Например, институт залога в гражданском праве. Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслейправа. Например, институт собственности включает в себя нормы права изконституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслейправа. Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются: 1. Предмет правового регулирования отрасли.2. Общеотраслевые принципы права.3. Задачи отрасли и иные общие положения.Так, в конституционном праве в качестве основного института выступаетинститут «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ). В качестве основного института гражданского права выступают нормы права,отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения». Система права не является застывшей структурой. Она изменяется взависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новыеотрасли права и институты права, отмирают старые. Например, за последние годы в РФ: |«+» |«-» ||Банковское право |Колхозное право ||Экологическое право | | 3.Основные отрасли права в РФ. ОСНОВНЫМИ ОТРАСЛяМИ ПРАВА В РФ яВЛяЮТСя:1. Конституционное (государственное) право.2. Административное право.3. Гражданское право.4. Финансовое право.5. Земельное право.6. Трудовое право.7. Экологическое право.8. Семейное право.9. Уголовное право.10. Уголовно-процессуальное право.11. Гражданско-процессуальное право.12. Арбитражно-процессуальное право13. Международное право.14. Международное частное право. 4.Право материальное и процессуальное. СУЩЕСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА НА ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА ИОТРАСЛИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон,условия их возникновения, изменения и прекращения.Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебныхорганах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненныхюридических обязанностей. К отраслям материального права относятся государственное, гражданское,административное и ряд других отраслей права. К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное,гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право. Гражданско-процессуальное право содержит нормы права, определяющие порядокрассмотрения споров, в которых в качестве одной из сторон выступаютграждане. Метод правового регулирования – императивный. Основные нормативно-правовые акты: 1. Конституция РФ.2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.Арбитражно-процессуальное право содержит нормы права, определяющие порядокрассмотрения споров между организациями, а также между организациями игосударственными органами. Доминирующий метод – императивный.Основные нормативно-правовые акты. 1. Конституция РФ. 2. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. 5.Право частное и публичное. ОСНОВАНИяМИ ДЛя ТАКОГО ДЕЛЕНИя яВЛяЮТСя: 1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественныеотношения, в которых заинтересованной,необходимой стороной выступаетгосударство? В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. Впротивном случае отрасль права относится к отраслям частного права. 2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования. В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используетсяимперативный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод. Примеры отраслей публичного права: Государственное, административное, уголовное право. Примеры отраслей частного права: Гражданское, семейное, трудовое и др. 6.Право международное и право национальное. СУЩЕСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ОТРАСЛИНАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА.К отраслям международного права относятся две отрасли: 1. Международное право.2. Международное частное право.Международное право регулирует отношения между государствами. Международное частное право регулирует отношения с участием иностранныхфизических и юридических лиц. К отраслям национального права относятся все другие отрасли права. 7.Понятие системы законодательства. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЭТО СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ (НПА)ОПРЕДЕЛЕННОГО ГОСУДАРСТВА, СОСТОяЩАя ИЗ СОВОКУПНОСТИ ОТРАСЛЕЙЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ОСНОВАНИЕМ ДЛя ФОРМИРОВАНИя ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАяВЛяЕТСя ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя.Система законодательства является выражением системы права. Они соотносятсямежду собой как содержание (система права) и форма (системазаконодательства). Отраслей законодательства всегда больше, чем отраслей права.В РФ приблизительно 14 отраслей права, а отраслей законодательства 48.ОЗ=ОП (отрасль права)ОЗ=ПОП (подотрасль права) Система законодательства: ОЗ ОЗ…………… ОЗ [pic] (1) [pic] (2)[pic] (n) Первичным элементом системы права выступает норма права. Первичным элементом системы законодательства выступает статья закона илипункт подзаконного нормативно-правового акта. ЛЕКЦИЯ 9. нормы права. I. НОРМА ПРАВА – ЭТО ОБЩЕОБяЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИя, КОТОРОЕ УСТАНАВЛИВАЕТСя ГОСУДАРСТВОМ И ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРОГО ПОДДЕРЖИВАЕТСя СИЛОЙ ГОСУДАРСТВА. Структура норм права – это их внутреннее строение, деление норм на составные части, связь частей между собой. Любая норма права состоит из трех частей: В первой части указывается на круг лиц, которым адресована норма. Эта часть называется гипотезой. Во второй части формулируется само правило поведения. Эта часть называется диспозицией. В третьей части содержится указание на возможную меру государственного принуждения, которая может быть применена к нарушителю нормы. Эта часть называется санкцией. Пример нормы права: Налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации. Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысячи рублей. В этой норме гипотеза – налогоплательщики.Необходимость предоставления налоговой декларации – диспозиция.Взыскание штрафа в пять тысяч рублей – санкция. 2. Виды (классификация) норм права. ИСПОЛЬЗУЮТСя РАЗЛИчНЫЕ ОСНОВАНИя ДЛя КЛАССИФИКАЦИИ НОРМ ПРАВА. 1. Классификация по отраслям права (нормы гражданского права, семейного права и пр.). 2. По способу регулирования общественных отношений различают три вида норм: а) Управомочивающие нормы права. б) Обязывающие нормы права. в) Запрещающие нормы права. 3. По предмету правового регулирования а) Материальные нормы права. б) Процессуальные нормы права. 4. По выполняемым функциям. а) Нормы позитивного регулирования. Устанавливают права и обязанности б) Правоохранительные нормы. Устанавливают меры государственного принуждения к нарушителям норм права. 5. По действию норм права в пространстве. а) Нормы общего действия. Нормы действуют по всей территории государства. б) Нормы местного действия. Нормы действуют на части территории государства. 6. По кругу лиц, на которых распространяются нормы. а) Нормы общие. Распространяются на всех граждан государства. б) Нормы специальные. На определенную категорию граждан. 7. По времени действия норм. а) Нормы постоянного действия. б) Временные нормы права. 3. Особенности изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1) НОРМА ПРАВА= НПА ст.1 ст.2 ст.3 2) Норма права 3) ст. (НПА)|НП ||(1) ||НП ||(2) | 1. Норма права излагается в различных статьях одного нормативно-правового акта. Пример: ст.ст. 19, 23, 119 Налогового Кодекса. 2. Норма права излагается в статьях различных нормативно-правовых актов. Пример: экологическое право. Обязанности в экологическом законодательстве, санкции в Кодексе обадминистративных правонарушениях. 3. В одной статье нормативно-правового акта содержится несколько нормправа. Пример: статьи Конституции РФ. ЛЕКЦИЯ 10. правовые отношения. 1. ПОНяТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИя. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИя – ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя, ОТРЕГУЛИРОВАННЫЕ НОРМАМИПРАВА. УчАСТНИКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЮТСя СУБЪЕКТАМИ ПРАВОВЫХОТНОШЕНИЙ.Став правовыми, общественные отношения приобретают следующие свойства-признаки: 1. Конкретизируются субъекты правовых отношений.2. Определяются их взаимные права и юридические обязанности.3. Возникшее правовое отношение обеспечивается возможностями применения государственного принуждения. Предпосылки возникновения правовых отношений: 1. Материальные:Это интересы и потребности людей и их объединений. 2. Юридические: Нормы права; наличие необходимых свойств у участников отношений; наличиенеобходимых обстоятельств для возникновения, изменения и прекращенияотношений (юридических фактов). Все предпосылки отражаются в структуре правоотношения. 2. Структура правоОтношения. ПРАВООТНОШЕНИя ИМЕЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ чАСТИ:1. Объект правоотношения(ПО). 2. Содержание правоотношения. 3. Субъекты правоотношения (участники, стороны правоотношения). Объект ПО Объектом правоотношения выступает то, на что направлены действия сторон –субъектов правоотношения, что составляет предмет их интересов. В качестве объектов правоотношений могут выступать различные социальныеблага, а также действия, поведение людей. Классификация объектов правоотношений: 1. Материальные блага.2. Нематериальные блага (жизнь, здоровье и пр.).3. Культурные ценности.4. Документы.5. Действия, поведение людей (перевозка, хранение, явка в военкомат). Содержание правоотношений. Своим содержанием правоотношения воздействуют на объект правоотношения. Содержанием правоотношения является поведение, действия сторон поосуществлению имеющихся субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъект, обладающий конкретным правом, называется управомоченным. Субъект, обладающий конкретной обязанностью, называется обязанным. Действия управомоченного субъекта. Управомоченный субъект может: 1. Своими действиями реализовывать свое право.2. Может потребовать от обязанного субъекта совершения активных действий или воздержания от них.3. Может обратиться за защитой в случае нарушения права в государственный орган.Обязанный субъект: 1. Должен совершить активное действие для выполнения обязанностей.2.Обязан претерпеть меры государственного принуждения в случае нарушения обязанностей. Субъекты правоотношений.СУБЪЕКТАМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЮТСя УчАСТНИКИ, СТОРОНЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Субъектами правоотношений могут быть только субъекты права. Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное по законуспособностью иметь права и принимать юридические обязанности. Субъект права – лицо, обладающее правосубъектностью. Субъекты правоотношений в области частного права подразделяются наюридических и физических лиц. В качестве физических лиц выступают граждане, иностранцы, лица безгражданства. В качестве юридических лиц выступают организации, признанные государством вкачестве субъекта права, обладающие обособленным имуществом, самостоятельноотвечающие этим имуществом по своим обязательствам и участвующие вгражданском обороте от своего имени. Субъекты правоотношений в области публичного права подразделяются наиндивидуальных и коллективных субъектов.К индивидуальным субъектам относятся: 1. Граждане.2. Иностранные граждане.3. Лица с двойным гражданством.4. Лица без гражданства.Коллективные субъекты: 1. Государство, субъекты федерации, города, районы и др. территориальные образования.2. Население этих образований.3. Общественные объединения и партии. Возможность того или иного лица быть участником правоотношений определяетсяналичием у лица правосубъектности, которая складывается из двух свойств: | |} | || | | || | | ||1.Правоспособност| |В совокупности они и ||и | |образуют ||2. Дееспособности| |правосубъектность лица || | | || | | | Лица, обладающие правосубъектностью, называются субъектами права. Такимобразом, чтобы стать субъектом правоотношений, лицо должно быть субъектомправа. Правоспособность – это способность лица иметь субъективные права июридические обязанности, предусмотренные нормами права. Дееспособность человека – это его способность самостоятельными иосознанными действиями приобретать субъективные права и выполнятьюридические обязанности. Правоспособность человека возникает с момента его рождения и прекращаетсямоментом его смерти.Правоспособность юридических лиц возникает с момента их регистрации.Только для человека дееспособность отделяется от правоспособности. Дляюридических лиц дееспособность возникает одновременно с возникновениемправоспособности. Дееспособность человека зависит от возраста и состояния здоровья. С 16 лет человек считается дееспособным по всем нормам трудового,уголовного и частично гражданского права. С 18 лет человек считается почтиполностью дееспособным (почти, т.к. президентом он может стать в 35 лет, апенсионером – в 55 (60) лет). Различают три вида правосубъектности: общую, отраслевую и специальную. Общая – это способность быть субъектом права вообще. Отраслевая – это способность быть субъектом права определенной отрасли(так, например, субъектами уголовно-правовых отношений могут бытьиндивидуальные субъекты). Специальная – это способность быть субъектом определенной группыобщественных отношений в рамках конкретной отрасли права (так, например,субъектами пенсионных отношений могут быть только лица, имеющие право навыплату пенсии). Правовой статус лица – это совокупность принадлежащих лицу прав, свобод иобязанностей. По видам правосубъектности различают три вида правовогостатуса: общий, отраслевой и специальный. Правовое положение - более широкое понятие, чем правовой статус. Оноопределяется как сумма общего правового статуса и тех статусов, которыеприобретает данное лицо, вступая в конкретные правоотношения (отраслевыестатусы, специальные статусы). 4. Юридические факты.ПОД ЮРИДИчЕСКИМИ ФАКТАМИ ПОНИМАЮТСя ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОяТЕЛЬСТВА, С КОТОРЫМИНОРМАМИ ПРАВА СВяЗАНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕПРАВООТНОШЕНИЙ. Классификация юридических фактов. 1. По характеру наступающих юридических последствий. а) правообразующие б) правоизменяющие в) правопрекращающие Правообразующие (трудовой договор).Правоизменяющие (заявление об уходе в декретный отпуск).Правопрекращающие (заявление о расторжении трудового договора). 2.По связи юридических фактов с волей участников правоотношений. Различают следующие юридические факты: 1. Правовые события. 2.Правовые действия, которые делятся на:[pic] 3.Презумпции. Правовые события – это независящие от воли участников природные явления и обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий (пример: землетрясение, пожар, достижение человеком определенного возраста).Правовые действия – это волевые акты поведения, с которыми нормы правасвязывают наступление юридических последствий. Правовые действия зависят от воли участников правооотношений. Правовые действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные инеправомерные действия.Правомерные действия соответствуют правовым предписаниям.Неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, нарушают их. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.Юридические акты – это такие правомерные действия, которые совершаются снамерением породить юридические последствия. Юридические акты бывают односторонними и двусторонними. Односторонние акты влекут за собой юридические последствия независимо отволи других лиц (пример: индивидуальные акты административного управления –выдача лицензии, судебное решение, завещание). Примером двусторонних актов служат договоры. Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые сами по себене преследуют цель создания правоотношений, но объективно независимо отволи и намерений субъекта порождают правовые последствия. Пример: 1. Создание литературного произведения. В результате у создавшего возникают авторские права. 2. Факт находки клада. Неправомерные действия делятся на правонарушения и на объективнопротивоправные действия. Пример объективно противоправного действия: 12-летний совершает кражу. Это противоправное действие, но он непривлекается к уголовной ответственности, т.к. деликтоспособность(возможность нести юридическую ответственность) наступает с 16 лет. Презумпция является предполагаемым юридическим фактом. Если она неподтверждается и будет опровергнута, то наступают изменения в юридическихпоследствиях. Пример: презумпция невиновности. 5. Классификация правоотношений. 1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя (ПООТРАСЛяМ ПРАВА). Пример: гражданско-правовые отношения, уголовно-правовые отношения и пр. 2. В зависимости от используемых норм права. а) материально-правовые отношения. б) процессуально-правовые отношения. 3. В соответствии с основными функциями права. а) регулятивно-правовые отношения. б) охранительные отношения. ЛЕКЦИЯ 11. реализация права.ПОНЯТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 1. Реализация права – это практическая деятельность субъектов правоотношений по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Различают следующие основные формы реализации права: 1. Принятие законов (законотворчество). 2. Принятие подзаконных нормативных актов. 3. Соблюдение права. 4. Исполнение права. 5. Использование права. 6. Применение права. Принятие законов. Законы принимаются законодательными органами государства. При принятиизаконов законодательный орган должен соблюдать, исполнять, использоватьнормы Конституции и нормы других принятых законов. Принятие подзаконных актов. Этим занимаются органы исполнительной власти. В этих актахконкретизируются нормы законов.При принятии подзаконных актов необходимо соблюдать, исполнять,использовать нормы законов и Конституцию РФ. Соблюдение права заключается в воздержании от действий, запрещенных нормамиправа. Выражается в форме пассивного поведения (не воровать, не убивать и пр.). Исполнение права заключается в совершении необходимых активных действий повыполнению правовых предписаний (платить за коммунальные услуги,предъявлять налоговую декларацию и пр.). Использование права заключается в совершении (или несовершении) активныхдействий по осуществлению своих прав. Это относится прежде всего кгражданам. Пример: участие (неучастие) в выборах; получение (неполучение) высшегообразования. Применение права – это активная властная деятельность государственныхорганов и должностных лиц по использованию своих полномочий для решенияконкретных дел и издания индивидуальных актов властного характера – актовприменения права. 2. Методы обеспечения процесса реализации права. ИЗВЕСТНЫ ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА:1. Метод убеждения.2. Метод принуждения.Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных,воспитательных, поощрительных мер для воздействия на волю, поведение людей. Принуждение выражается в лишении субъектов, не выполнивших правовыхпредписаний, определенных благ, а также в наложении на таких субъектовразличных видов физического принуждения (см. меры юридическойответственности). 3. Основные черты и стадии применения права. ХАРАКТЕРНЫМИ чЕРТАМИ ПРИМЕНЕНИя ПРАВА яВЛяЮТСя:1. Оно осуществляется компетентными государственными органами.2. Осуществляется в определенном процессуальном порядке.3. Имеет ряд стадий, этапов.4. Содержанием этой деятельности является издание индивидуальных актов властного характера – актов применения права. Основными стадиями применения права являются: 1. Установление фактических обстоятельств дела.2. Юридическая оценка фактического состава.3. Вынесение решения в форме акта применения права и доведение решения до заинтересованных субъектов права. Характеристика стадий. 1. Применение норм права предполагает наличие определенных жизненныхобстоятельств – юридических фактов. Поэтому, на первой стадииосуществляется сбор, анализ и оценка фактов. Это называется установлениемфактических обстоятельств дела.2. Юридическая оценка фактического состава включает в себя нахождение и уяснение норм права, подлежащих применению. При выборе норм права иногда выясняется, что один и тот же случай регулируется разными нормами. В этом случае говорят о коллизии (столкновении) норм права. Основной причиной коллизий является низкое качество нормативных актов. Основные виды коллизий и правила из разрешения. 1. Между нормами Конституции и нормами законов – применяется нормаКонституции.2. Между нормами законов и нормами подзаконных нормативных актов – применяется норма закона.3. Между нормами актов, принятых различными органами – применяется норма акта, обладающего большей юридической силой.В некоторых случаях правоприменитель не находит норм права, подлежащихприменению. В этом случае можно сделать два вывода: 1. Законодатель не считает необходимым регулировать нормами права данные общественные отношения.2. Налицо «пробел» в законе. В случае наличия пробела в законе, для восполнения пробела применяются аналогии закона и права.Под применением аналогии закона понимается решение дела на основаниинаиболее близкой по содержанию нормы права, регулирующей сходныеобщественные отношения. Под применением аналогии права понимается решение дела на основании общихпринципов правового регулирования. Аналогии закона и права не применяются в уголовных и административныхделах, а применяются, в основном, в гражданских отношениях. Устранение пробелов возможно в результате правотворческой деятельности. 4. Акты применения права. АКТ ПРИМЕНЕНИя ПРАВА – ЭТО ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ОРГАНА.Признаки актов применения права. 1. Это властное веление.2. Веление вынесено компетентным органом.3. Содержит индивидуальное решение, основанное на норме права.4. Включает определенные субъективные права и юридические обязанности. Виды актов применения права. 1. В зависимости от субъектов, издавших акт. а) акты государственных органов. б) акты общественных организаций. Акты государственных органов:. акты о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: