Принципы проведения сертификации продукции.
В начале 90-х годов ХХ в.российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам. Такая ситуация потребовала действенных мер, и как единственная форма подтверждения соответствия была введена обязательная сертификация. Эта мера сыграла положительную роль, однако была выявлено и множество недостатков. Впрочем, следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России возраст исчисляется несколькими годами.
Потребность общества в радикальных переменах в экономике, форсируемый переход к рыночным отношениям не давали возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базировалось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В последние годы стало очевидным, что отставание практики российской сертификации, её организации, применения сертификации в качестве единственного способа подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), также касались и сертификации.
|
|
Для решения данной проблемы разработаны меры, изложенные в Концепции совершенствования системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции позволит:
- найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию;
- создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров;
- обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.
Положительным итогом сертификации в России является создание инфрастуктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия путём декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время в осознание изготовителями их полной ответственности за свои заявления и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему.
Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения её в практику. Конечно, для этого потребуется определённый период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая сертификацию, введенную в России в 1992 г.
|
|
К организационным и методическим принципам проведения сертификации относятся:
- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
- объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
- профессионализм проведения испытаний; отсутствие дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;
- ответственность участников сертификации;
- открытый доступ к информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
- многообразие методов испытаний с учётом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
- использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
- признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
- соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
- привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.
По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасных продуктов составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России приобрёл бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой величину не только по объёму, но и по затратам. Согласно задачам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законодательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под руководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру, и вносят в неё требуемые коррективы, является ВНИИС.