Литература
- Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов.—Ростов н/Д.: Феникс, 2005.—192 с.
- Курдаков Е.В. Лес и мастерская.—Алма-Ата: Кайнар, 1986.—333 с.
- Лобачевская О.И. Соломоплетение.—М.: Мир, 2000.—415 с.
- Обработка природных материалов.— М.: Просвещение, 1984.—44 с.
- Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Бородулина.—М, Просвещение, 1978.
- Перевертень Г.И. Аппликация из соломки.—М.: Изд-во АСТ, 2004.—14 с.
- Починова Н.В., Дяхтеренко В.Н. Инкрустация соломкой.—Мн.: Полымя, 1988.—62 с.
- Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва.—Мн.: Беларусь, 2001.—110 с.
Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.
Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.
|
|
Но солома представляла для крестьян не только материальную ценность. Земледельческие народы наделяли ее особой духовной сущностью, приписывали ей силу плодородия, способность воздействовать на крестьянскую жизнь, поэтому ей отводилась значительная роль в обрядности. Солома была незаменимым пластическим материалом для создания обрядовых атрибутов и украшений.
Наиболее интересна и разнообразна жатвенная обрядность: украшали первый и последний сноп, сплетали из колосьев венки, оставляли на жниве заплетенные последние колоски. Венки из колосьев служили для украшения голов жниц, их дарили вымышленному и могущественному хозяину поля. В Венгрии и Польше – плели венки дожинок в форме колокола или короны. Плели жатвенные чучела (В Германии – «мать хлеба», двойное чучело – снаружи – 3-4 снопа, внутри куколка из колосков; в Шотландии – «дева урожая» чучело 8-30 см.) Из последнего снопа делали хлебного волка (хранили над дверью дома до следующего урожая). Атрибут масленицы, Ивана Купалы и др. народных праздников – соломенное чучело (как бы подношение жертвы богам, чтобы снискать их милость). Чучела сжигали и разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
Еще один элемент народных обрядов – ряженье в солому (на Рождество, масленицу, Пасху, во время народных карнавалов) Ряженые оборачивались снопами, обкручивались соломенными плетеными косами. Обязательным элементом костюма была конусообразная шапка из соломы.
|
|
В 19 веке обрядовые атрибуты жатвы приобретали стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в более сложных приемах плетения. Последний сноп стали заменять подвесными украшениями, подвесками в виде сосулек с колосками (Польша, Венгрия). Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. (Англия, Ирландия). Во время жатвы из соломы плели искусные поделки: кресты, пирамиды, серпы, якоря, мельницы, урожайные банты. В конце 18 в.в. для сельских церквей на Полесье были созданы соломенные врата (ныне хранятся в Музее белорусского народного искусства). Здесь солома является не только декоративным материалом, но и несет аграрную символику (дер. Лемешевичи и Вавуличи на Пинщине). Украшение иконостатсов соломенными вратами было распространено не только на Полесье - Борисоглебская церковь (Гродно)
Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественно–образные приемы этого вида ДПИ
Самым древним было спиральное плетение. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. Плотно сплетенные из жгутов, они не уступали по прочности деревянным бочкам, часто даже не пропускали воду, обеспечивали необходимую вентиляцию, были прочными и долговечными. Утварь была разнообразна по формам и размерам, которые определялись назначением. Все они были округлые по форме.
Емкости типа бочки «кузуб», «шиян», «короб», «корчага», «соломяник»
Емкости такой же формы, но меньшего размера – для хранения продуктов – «кубел» или «коробка»
Емкости типа корзин – для переноски продуктов, сева зерна, имели ушки или петли – «севни», «лубки»
Небольшие соломенные корзинки (15-20мм) использовались как мерные емкости при торговле зерном – «гарнец»
Помимо предметов домашнего обихода, из соломы изготавливали разнообразные шляпы методом спирального плетения и путем сшивания плетеных соломенных лент.
Предметы обихода и шляпы изготавливали не только для себя, но и для торговли с Киевом, Вильно, Вятской, Оренбургской и Нижегородской губерниями России, Варшавой.
Крестьянские дети и молодежь плели украшения – соломенные кольца, бусы. С начала 19 века получила распространение плетеная шкатулка.
Замечательное изобретение народного декоративного искусства – подвесные украшения из соломы, которые вывешивали в доме обычно к праздникам, играли обережную роль. Их называли «пауками». Они собирались из соломенных трубочек, украшались декоративными элементами. Были шарообразными, пирамидальными, ромбическими.
В народном искусстве белорусов соломка применялась не только для различных видов плетения, она служила также незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломки превращались в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц. Эти маленькие скульптурные произведения в основном делались на свадьбу или во время праздников – Рождества. Пасхи, в дни, когда встречали приход весны. В некоторых районах России соломенные фигуры наряжали на масленицу в тех домах, где были молодожены. Вместе с тем, основное назначение соломенной куклы в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение и не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, хрупкие и непрочные, были привлекательны тем, что в них имелся секрет – они могли двигаться, чего лишены были игрушки деревянные, глиняные и тряпичные.
На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками крестьянского дома, семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.
|
|
Небольшое количество соломенных кукол середины XIX - начала XX века, имеющихся в разных музеях, свидетельствует о том, что они почти не отличаются друг от друга, хотя и были созданы разными народами. Они также условны, лаконичны, нерасчленены, как и традиционные народные деревянные и глиняные куклы. При отсутствии деталей, черт лица соломенные куклы удивительно образны, они узнаваемо передают женский облик, с характерной для народного костюма перетяжкой по линии или выше талии и колоколом юбки. И, вместе с тем, они зримо ассоциируются с перевязанным снопом хлеба. Конструкции кукол очень просты, выполнены из одного - двух пучков соломы, скрученных и связанных между собой. Русские куклы - стригушки (после их связывания неровные концы соломин по краю юбки подстригались), хранящиеся в Русском и Загорском музеях игрушки, имеют заплетенные в косички руки и детали одежды из цветных лоскутков - косынки, фартуки.
Любители народного искусства знают по выставкам и многочисленным публикациям знают имя пензенской мастерицы соломенной игрушки Е. Медянцевой. В ее творчестве неожиданно появился один из самых архаичных приемов изготовления куклы из соломы. Мастерица создает куклу из одного пучка соломы, закручивая тугой петлей прическу.
Соломенная кукла осталась первозданной - архаической и донесла до нас простейшие, но очень рациональные пластические и конструктивные приемы создания в этом материале образа человека.
Изображения из соломы различных животных и птиц также связанно с народными обрядами. Фигурки из соломы, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол. Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали к нему. Почти невесомые, они, словно в полете, парили в воздухе. С соломенными жаворонками в первые теплые дни после зимы звали - «гукали» весну. Конь из соломки принимал участие» в свадебном обряде. Такие фигурки, конечно, были и детскими игрушками
|
|
Так же как и в куклах, в соломенных фигурках народные мастера умели лаконичными художественными приемами передать характерные черты и особенности облика животных и птиц. Конструктивные приемы, применяемые в народе для создания соломенных фигурок, очень просты. В них сконцентрировался многовековой художественный опыт пластической работы с этим материалом. Почти забытый сегодня в крестьянской среде, он нашел свое яркое воплощение в работах современных мастеров белорусской соломки.
Соломка являлась не только самостоятельным поделочным материалом, использовалась и в качестве отделочного, в основном, в инкрустации. Создавая необходимые предметы быта из дерева и других плотных материалов, деревенские мастера стремились их украсить. Вместо дорогих и редких материалов использовали дешевую доступную соломку. В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали красоту и выразительность.