Цели и задачи современных систем стандартизации

Сущность технического регулирования.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании», т ехническое регулирование – это правовое регулирование отношений возникающих при:

• разработке, принятии, применении и исполнении обязательных
требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации;

• разработке, принятии, применении и исполнении на добро
вольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценке соответствия.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Общие принципы технического регулирования закреплены в ст. 3 названного закона. К ним относятся принципы:

• применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• единой системы и правил аккредитации;

• единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

• недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

• недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Понятие «техническое регулирование» по существу включает в себя все сектора, по которым государством формируется единая техническая политика, в том числе стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация, испытания, государственный контроль и надзор.

Основная идея Закона исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам и заключается во введении в практику обязательных технических регламентов, установлении добровольного статуса национальных стандартов.

Законопроект гласит: и технические регламенты, и стандарты, прежде всего, должны базироваться на международных стандартах. Такой «единый знаменатель» сглаживает различия национальных норм. У производителей будет возможность самим выбрать технические, технологические и эргономические решения — экономически наиболее целесообразные.

Вместе взятые основные элементы технического регулирования приводят к безопасности и конкурентоспособности продукции.

Международные принципы управлениязаключаются в следующем:

· государство обеспечивает баланс интересов потребителей и производителей, ибо, защищая потребителей, оно одновременно защищает и производителей, стараясь не мешать последним, — не создает обременительных для них условий, не к онтролирует постоянно и везде;

· за безопасность продукции отвечает производитель, но при этом обеспечивается к нему полное доверие:

· государство контролирует и регулирует только то, что в силах контролировать, отдавая рынкубольшую часть регулирующих функций;

· обеспечивается равноправное участие всех заинтересованных сторон в разработке, как технических регламентов, так и стандартов, т.е. той документации, что проводит техническое регулирование в жизнь.

Закон, как раз и направлен на то, чтобы, с одной стороны, создать отечественным производителям "комфортные" условия для производства высококачественной продукции, а с другой — способствовать выполнению основных требований «Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле», которое:

· вводит понятие «технический регламент» — документ, требования которого, обязательны к исполнению и применению;

· переводит стандарты в ранг добровольных документов, призванных помочь производителям выполнить требования технических регламентов:

· требует выполнения всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать технические барьеры в торговле;

· оговаривает участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон.

Важно отметить, что поскольку тех­нический регламент — это или закон, или правительственное постановление (указ Президента РФ), федеральные органы исполнительной власти лишаются возможно­сти устанавливать какие-либо обязательные требования, скажем, к продукции. Тем самым, кстати, выполняется и одна из осново­полагающих статей Конституции Российской Федерации, согласно которой установление обязательных требований — прерогатива законодательного органа.

Согласно международной практике, тех­нические регламенты:

· содержат только существенные требова­ния по безопасности продукции, процес­сов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. требования, которые реально необходимы для обеспечения безопас­ности продукции, не являясь в то же время избыточными;

· формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изде­лий, давая производителю право самому выбрать ту или иную конструкцию или элементы конструкции, чтобы он смог до­биться выполнения требуемыхэксплутационных характеристик;

· устанавливают процедуры оценки соответствия;

· предоставляют производителю возмож­ность выбора приемлемой для него про­цедуры доказательства соответствия про­дукции установленным требованиям;

· используют стандарты в качестве доказательной базы. Стандарты, в свою очередь, должны:

· создавать доказательную базу выполнения технических регламентов и процедур оценки соответствия продукции требова­ниям конкретных технических регламен­тов;

· содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции;

· внедрять результаты инноваций;

· способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта;

· помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе МС ИСО серий 9000 и 14000,

Кроме того, несколько статей закона закрепляют следующие положения:

· государственный контроль и надзор за продукцией, подпадающей под действие обязательного подтверждения соответст­вия, осуществляется только на рынке;

· создается информационная межведомст­венная специализированная сеть и ин­формационный центр, задача которых — подготовка и рассылка уведомлений о предстоящей разработке технических регламентов, а также стандартов, если последниемогут создавать технические барьеры в международной торговле;

· предусматривается семилетний переход­ный период, в течение которого предсто­ит завершить все запланированные меро­приятия и перейти к реализации системы технического регулирования, оговорен­ной данным законом.

В настоящее время в России, в отличие от стран членов ЕС и США, сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, имеются стандарты, содержащие обязательные требования и темсамым представляющие собой технические регламенты. С другой — есть опыт продвижения россий­ских стандартов в качестве международных. Следовательно, строить собственные техни­ческие регламенты следует на базе отечест­венных нормативных документов. Нацио­нальные стандарты, в свою очередь, должны основываться на международном опыте и одновременно продвигаться в качестве ме­ждународных стандартов.

Некоторые специалисты считают, что разработка и принятие технических регламентов должны осущест­вляться только с целью обеспечения безопасности продукции для обеспечения безопасности людей, жи­вотных и окружающей среды. Однако это, хотя и не­обходимая, но, далеко не достаточная цель: требования безопасности продукции являются лишь одним из аспектов технических регламентов. В целом же круг требований, включаемых в эти доку­менты, намного шире. Закон установил, что техниче­ские регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые тре­бования, обеспечивающие различные виды безопас­ности. В этом смысле обязательные требования могут предъявляться и в отношении качества продукции, ее надежности, совместимости, соответствия своему на­значению (например, лекарственных средств), преду­преждения от возможного неправильного использо­вания и многих других аспектов, если от этого напрямую зависит жизнь и здоровье людей, живот­ных, растений, состояние окружающей среды.

Кроме того, в соответствии с Федеральным зако­ном и Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) при установлении обязательных требований необходимо обеспечить прозрачность системы технического регулирования, разработку и приме­нение технических регламентов на недискриминационной основе и обеспечение национального ре­жима, другими словами, равных условий в отноше­нии доступа продукции на рынок независимо от ме­ста ее происхождения.

При принятии решения о разработке определенно­го технического регламента и при установлении в нем требований необходимо удостовериться в том, что эти требования адекватны (и прежде всего экономически) уровню допустимого риска, другими словами, что за­траты, которые несет изготовитель для выполнения этих требований, соответствуют тому ущербу, который может быть нанесен вследствие их несоблюдения. И именно государство путем рационального установле­ния в технических регламентах соответствующих тре­бований должно этот вопрос регулировать, так чтобы продукция, имеющая уровень риска выше допустимо­го, не могла поступать на рынок.

Очень важно также при учете случаев нанесения ущерба учитывать не только те из них, которые бы­ли вызваны несоблюдением требований техниче­ских регламентов, но и случаи нанесения ущерба при их соблюдении.

Среди критериев формирования программы разработки технических регламентов, следует в первую очередь на­звать правильное определение объектов техниче­ского регулирования и соответствие целям приня­тия технических регламентов.

Среди приоритетов разработки технических рег­ламентов следует указать в первую очередь на сле­дующие категории регламентов:

на продукцию, для которой имеются существен­ные торговые барьеры и которая играет существен­ную роль в торговых отношениях;

на продукцию, для которой существуют нацио­нальные стандарты на требования безопасности, гармонизированные с международными или евро­пейскими стандартами;

на процессы производства, ориентированные на применение систем менеджмента качества или над­лежащей производственной деятельности.

Доказательной базой при подтверждении соответствия продукции требова­ниям технических регламентов станет перечень соответствующих националь­ных стандартов.


Тема 4. Научно-технические основы стандартизации.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и конкретные, касаю­щиеся обеспечения соответствия.

Общие цели заключены в самом понятии стандартизации. Конкретизация общих целей свя­зана с выполнением отдельных требований:

- разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопа­сность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

- совместимость и взаимозаменяемость изделий;

- качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

- единство измерений;

- экономия всех видов ресурсов;

- безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

В ст. 11 Закона «О техническом регулировании» опреде­лено, что стандартизация осуществляется в целях:

• повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и со­действия соблюдению требований технических регламентов;

• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечения научно-технического прогресса;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рационального использования ресурсов;

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и из­мерений, технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемости продукции.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области дея­тельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду про­дукции, предприятию и т.п.

Основными задачами стандартизации являются:

· обеспечение взаимопонимания между поставщиками (разработчиками) и потребителями (заказчиками);

· установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе требований, обеспечивающих ее безопасность и охрану окружающей среды;

· установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

· согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, составных частей, сырья и материалов;

· унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных, блочно-модульных норм, правил, и положений;

· нормативно-техническое обеспечение испытаний, сертификации, оценки и контроля качества продукции;

· установление требований к технологическим процессам для снижения материалоемкости и энергоемкости и для обеспечения применения малоотходных технологий;

· создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· нормативное обеспечение крупных межгосударственных и государственных научно-технических, социально-экономических задач и программ, инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, безопасность, контроль среды обитания и др.);

· создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции.

Деятельность по стандартизации должна быть весьма динамична, чтобы соответствовать изменениям, происходящим в раз­личных сферах жизни общества (прежде всего в экономике). Необходимо успевать за этими изменениями и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали раз­витию, а не отставанию производства.

В соответствии с перечисленными целями, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть:

- повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению,

- устранение тех­нических барьеров в международном товарообмене,

- содействие научно-техничес­кому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Кроме того, действующие системы стандартизации явно смещают приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новые системы стандартизации предоставляют возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Например, в работе технических комитетов России (их уже несколько сотен) участвуют: изготовители продукции, потребители, разработчики проектов, представители общественных организаций и отдельные специалисты.

Фонд стандартов служит базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управ­лению качеством.

В настоящее время фонд РФ приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содей­ствует как развитию стандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связей между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: