Тема. Аудит кассовых операций 11 страница

Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска

готовой продукции и процесса производства:

• обоснованны ли цены и сроки реализации продукции по договорам;

• применяются ли цены реализации ниже себестоимости;

• контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных;

• сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур;

• проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применения цен, наценок;

• контролируется ли главным бухгалтером себестоимость реализованной продукции;

• соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции;

• проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе. Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:

• имеется ли единая учетная политика по реализации продукции;

• проверяется ли соответствие записей аналитического и синтетического учета реализации;

• выявляются ли расхождения между данными отчетов готовой продукции и данными отчетов об оприходованной на складе продукции;

• датируются ли счета-фактуры на реализацию продукции днем отгрузки;

• соблюдается ли установленный порядок списания коммерческих расходов;

• разработаны ли схемы учета готовой продукции и ее реализации;

• с какой периодичностью сверяются данные первичного, аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее реализации и др.

Проанализировав полученные ответы, аудитор должен уточнить направления контроля процесса выпуска и реализации продукции и выбрать для каждого направления наиболее приемлемые процедуры (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Программа аудиторской проверки выпуска готовой продукции и процесса реализации

13.2. АУДИТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Полнота оприходования произведенной продукции может быть проверена путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов, выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат. Для проверки объема производства продукции используются данные первичных документов и производственных отчетов, актов инвентаризации незавершенного производства, регистров аналитического и синтетического учета.

При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43, сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг проверяется путем сопоставления кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 90 «Продажи».

Аудитор должен выяснить, как оценивается на предприятии готовая продукция. В

настоящее время используются следующие виды ее оценки:

• по фактической (полной) производственной себестоимости (для индивидуального производства);

• по фактической (сокращенной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим прямым затратам без общехозяйственных расходов;

• по плановой (нормативной) производственной себестоимости. При этом отклонения учитываются на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Выбранный вариант оценки готовой продукции должен быть зафиксирован в качестве элемента учетной политики предприятия, а в рабочем плане счетов установлены соответствующие счета для ее учета (40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция»). Соблюдение конкретного варианта оценки готовой продукции и соответствующего ему порядка отражения операций по выпуску в учете устанавливается путем анализа применяемых схем корреспонденции счетов.

13.3. АУДИТ ОТГРУЗКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. Аудитор может применять для проверки данного участка учета такие приемы, как сканирование, прослеживание, арифметический контроль и др. Одновременно выясняется организация складского учета готовой продукции, правильность и своевременность оформления первичных документов и отражения их данных на счетах бухгалтерского учета.

Правильность определения себестоимости реализованной продукции аудитор выясняет путем арифметического пересчета соответствующих показателей «Расчета фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции», а также путем составления товарного баланса в натуральном и стоимостном выражении по отдельным видам продукции. При этом показатели товарного баланса должны быть сверены с аналогичными показателями других документов:

• остаток готовой продукции на начало и конец отчетного периода, выпуск за отчетный период и отгрузка (реализация) подтверждаются данными аналитического учета движения готовой продукции в бухгалтерии и (или) информацией оперативного учета в производственно-диспетчерской службе;

• остаток готовой продукции на начало и конец периода по фактической себестоимости

или по учетной цене (плановой, нормативной) в зависимости от принятого варианта учета

готовой продукции подтверждается сальдо по счету 43 «Готовая продукция» на начало и

конец отчетного периода. Выпуск из производства по фактической себестоимости подтверждается ведомостью сводного учета затрат на производство.

Отгрузка по фактической себестоимости определяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений.

В свою очередь, средний процент отклонений определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за период по учетной цене. Отклонения со знаком «плюс» (перерасход) отражаются на счетах 40 и 90 обычной записью, а со знаком «минус» (экономия) –сторнировочной.

Если учетной политикой предприятия предусмотрен порядок отнесения общехозяйственных (косвенных) расходов, учитываемых на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в конце месяца на счет 90 «Продажи», аудитор должен удостовериться в правильности распределения этих расходов между видами деятельности. Это особенно важно, если обложение отдельных видов деятельности предприятия налогом на прибыль производится по различным ставкам. Поэтому проводится соответствующий арифметический расчет, цель которого– проверить правильность распределения косвенных расходов пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности (либо пропорционально другой экономически обоснованной базе распределения, закрепленной в учетной политике организации).

Аналогичному контролю подвергаются и коммерческие расходы, которые связаны со сбытом продукции и включают расходы на тару и упаковку, расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, автомобили, а также комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др. Все эти расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Аудитору путем сверки данных первичных расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 44 следует выяснить организацию аналитического учета этих расходов, а с помощью арифметического контроля проверить правильность распределения расходов между видами реализованной продукции. Распределение должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Если отгрузка продукции не совпадает с фактом ее реализации (например, при отгрузке

продукции посреднику для реализации), отгруженная продукция отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные».

13.4. АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ

Особое внимание аудитор уделяет формированию счета 90 «Продажи», который играет важную роль в определении финансовых результатов деятельности организации.

Известно, что бухгалтерский учет по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и указанных услуг ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту данного счета указываются операции по продажам, которые являются предметом деятельности организации.

На этом счете отражается выручка по готовой продукции и полуфабрикатам собственного

производства; работам и услугам промышленного характера; покупным изделиям, приобретенным для комплектации; товарам; строительным, проектно-изыскательским, научноисследовательским, геолого- разведочным и иным работам; услугам по перевозке грузов и пассажиров и т.д. При учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) аудитор должен проверить, соблюдается ли принцип начисления.

Аудитор проверяет, чтобы аналитический учет по счету 90 «Продажи» был организован по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказанных услуг, а также по географическим рынкам сбыта и другим направлениям, необходимым для управления организацией. Ведение такого учета позволяет соблюдать при составлении отчетности требование существенности, а также формировать и отражать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, которая регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000).

В бухгалтерском учете доход (выручка) от продажи по обычным видам и предметам деятельности организации отражается с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), т.е. по мере отгрузки товаров, работ и услуг, и предъявления к оплате расчетных документов по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Критерии, при выполнении которых должна признаваться выручка от реализации, указаны в ПБУ 9/99 «Доходы организации». К ним относятся:

а) право организации на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации, когда организация получит в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В соответствии со ст. 317 Гражданского кодекса РФ организации могут оценить стоимость товара в суммах, эквивалентных определенной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), тогда подлежащая оплате сумма определяется на дату исполнения товарной части сделки и предъявления организациям-покупателям (заказчикам) расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию или на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. Если стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) оценивается в иностранной валюте, то выручка пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. Если продукция оценивается в условных денежных единицах в иностранной валюте, то надлежащая к оплате сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или в условных единицах на день платежа, если иной курс или дата платежа не определены, не установлены законодательством или договором.

Если в хозяйственной практике организации используются бартерные операции, то аудитор должен проверить наличие и содержание договоров или контрактов на такие операции и корреспонденцию счетов по бухгалтерскому учету товарообменных операций.

В соответствии с действующим порядком товарообменные операции представляют собой безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). В основе его лежит договоренность о взаимной поставке товаров в строго установленном количестве. При этом оценка выручки производится по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость таких ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных ценностей.

Аудитор проверяет, какие цены используются при реализации продукции (работ, услуг) и какими документами подтверждается их уровень и устанавливаются договорные взаимоотношения с покупателями и заказчиками.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от цены, установленной соглашением сторон, кроме случаев, когда цены устанавливаются и регулируются уполномоченными государственными органами. При регулировании устанавливаются предельные уровни цен и тарифов или коэффициентов к ним и определяются суммы денежных средств или их эквивалента, поступающих по условиям договора на расчетный или иной счет организации.

Проверяя правильность определения выручки от реализации продукции, аудитор прежде всего выясняет применяемый предприятием метод ее исчисления для целей налогообложения. Возможные варианты учетной политики для целей налогообложения перечислены в Налоговом кодексе РФ.

Выбранный вариант определения выручки для целей налогообложения должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия и распространяться также на реализацию основных средств и прочих активов, отражаемую на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Аудитор по данным учетных регистров по счетам 90, 50, 51, 62 и др. должен удостовериться в правильности применяемых корреспонденций счетов и отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» с учетом требований нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения.

Изучая операции по реализации продукции, аудитор должен установить и проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.

Показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) трактуется следующим образом:

в бухгалтерском учете – это сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены

расчетные документы к оплате за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

в налогообложении – это сумма денежных средств, поступивших за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, или сумма, на которую покупателю (заказчику) предъявлены документы к оплате;

• согласно ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена

товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Этой же статьей предусмотрено, что

налоговые органы вправе в определенных случаях контролировать правильность применения цен сторонами.

Организация вправе самостоятельно произвести корректировку цены для целей налогообложения и уплатить образующуюся в результате корректировки разницу налога. Корректировка цены реализации для целей налогообложения в бухгалтерском учете не отражается, поскольку не отвечает требованию достоверности бухгалтерского учета. Организация должна отражать не скорректированную сумму, а цену, согласованную в договоре сторонами сделки. В бухгалтерском учете отражается лишь увеличение налоговых обязательств организации вследствие произведенной корректировки, т.е. до начисления налога.

Аудитор должен проверить наличие содержания приказа по учетной политике и методы расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) при определении финансового результата деятельности организации.

Для обеспечения достоверности прибыли (убытка) от продажи аудитор проверяет, насколько правильно учитываются операции при отгрузке и реализации продукции и расходы, связанные со сбытом продукции, коммерческие расходы. При этом счета на продажу должны выставляться своевременно, т.е. по мере совершения операции. Это предотвращает риск случайных пропусков в учете. Помимо полного и достоверного учета данных о проданной продукции (выполненных работах, указанных услугах) важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности).

Точности учета способствует тщательное ведение книги покупок и продаж, которую обязательно проверяет аудитор.

Аудитор должен изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и др. Объектом его пристального внимания должны быть документальное подтверждение совершенных хозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов по ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС, налога с продаж).

Свои выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов.

Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации.

Типичные ошибки:

• ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;

• неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;

• несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

• некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и по другим «нетрадиционным» операциям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита готовой продукции и ее реализации.

2. Оценка и факторы риска внутрихозяйственного контроля готовой продукции.

3. Информационные источники аудита готовой продукции и ее реализации.

4. Аудит оценки готовой продукции, ее себестоимости.

5. Аудит движения готовой продукции.

6. Аудит выручки от реализации.

ТЕСТЫ

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль аудитор руководствуется:

а) положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ);

б) Налоговым кодексом РФ;

в) методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

2. Полноту оприходования готовой продукции аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) составление альтернативного баланса расхода сырья и материалов;

б) проверку отчетов о выпуске готовой продукции;

в) сравнение калькуляции и фактического расхода сырья на единицу продукции.

3. Какие из перечисленных ниже критериев в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету являются обязательными для признания выручки в бухгалтерском учете:

а) продукция оплачена покупателем;

б) к покупателю перешло право собственности на продукцию;

в) продажа произведена выше себестоимости производства продукции.

4. Организация отгрузила продукцию в адрес покупателя 15 ноября. По условиям договора право собственности на продукцию перейдет к покупателю только после ее оплаты. Покупатель продукцию еще не оплатил:

а) организация не имела права отгружать продукцию покупателю;

б) реализация продукции должна быть отражена, так как продукция отгружена;

в) стоимость отгруженной продукции должна быть отражена на счете 45 «Товары отгруженные».

5. Применяемый организацией метод оценки себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете зависит:

а) от отраслевых особенностей производства;

б) от объема деятельности организации;

в) от правил формирования себестоимости готовой продукции для целей исчисления налога на прибыль;

г) от выбора, закрепленного в учетной политике организации.

6. Организация применяет метод учета себестоимости готовой продукции по нормативной себестоимости. В конце месяца выявлено, что фактические расходы на производство оказались меньше запланированных. Сумма разницы отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

а) Д 43 К 40;

б) Д 40 К 90;

в) Д 40 К 90 сторно.

7. Распределение расходов на продажу между различными видами деятельности организации:

а) не производится;

б) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам;

в) производится пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

8. Для выполнения положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации по сегментам организация должна вести аналитический учет реализации в разрезе:

а) географических рынков;

б) покупателей;

в) ценовых сегментов.

9. Правильность формирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг по видам деятельности, не имеющим незавершенного производства, аудитор проверяет путем сопоставления:

а) кредитовых оборотов по счету 43 и дебетовых оборотов по счету 90;

б) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 90);

в) кредитовых оборотов по счетам 20 и 23 и дебетовых оборотов по счету 43.

10. Правильность распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности аудитор проверяет, используя следующую аудиторскую процедуру:

а) пересчет;

б) составление альтернативного баланса;

в) прослеживание.

Глава 14

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА

ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

14.1. ЦЕЛИ АУДИТА

Цель аудиторской проверки финансовых результатов – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков, а также законности распределения и использования чистой прибыли.

В ходе проверки правильности формирования финансового результата и использования прибыли аудитор решает следующие задачи:

• устанавливает правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

• анализирует правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов от внереализационных операций;

• выясняет правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Результаты проверки правильности определения прибыли от реализации в значительной мере зависят от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита, в частности на этапах аудита затрат и реализации продукции, основных средств и другого имущества, аудита расчетных операций.

Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет точный подсчет финансового результата по этим операциям.

14.2. АУДИТ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ

Аудит реализации готовой продукции завершается проверкой правильности исчисления прибыли, которая формируется как прибыль от продажи продукции (работ, услуг).

Прибыль от продажи продукции – это превышение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и иных косвенных налогов над затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Для определения достоверного финансового результата от продаж аудитору необходимо проверить соблюдение следующих условий:

• оформление надлежащим образом всех операций по отгрузке готовой продукции;

• своевременное отражение продажи на соответствующих счетах учета;

• определение правильной стоимостной оценки реализованной продукции;

• правильная классификация сумм продаж;

• точное отражение на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг).

Аудитор осуществляет арифметический контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 «Продажи».

Затем, используя метод прослеживания, он обобщает результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на показатели отчета о прибылях и убытках:

• выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

• себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

• валовую прибыль;

• коммерческие расходы;

• управленческие расходы;

• прибыль (убыток) от продаж.

Кроме того, аудитор должен установить правильность применяемых схем корреспонденций счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли.

Обоснованность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяемых счетов аудитор выясняет путем анализа (прослеживания) первичных документов, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж».

14.3. АУДИТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАЦИОННЫХ

И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Критерии классификации доходов и расходов установлены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Так, в соответствии с нормами ПБУ 9/99 операционными доходами являются:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), при условии, что получение данных доходов не является основным видом деятельности организации;

• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов;

• прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.):

страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В ходе аудита операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов

аудитору следует собрать доказательства следующей информации:

Суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров на проверяемом предприятии устанавливаются в соответствии с решением суда; договором купли-продажи, поставки продукции; письменным подтверждением добровольного признания претензий поставщиков (покупателей); платежными поручениями.

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, подтверждается договором купли-

продажи, поставки продукции; счетами; платежными поручениями; накладными актами приемки-передачи; письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами документальной проверки налоговых органов.

Положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте устанавливаются по данным валютного контракта (договора), платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам, грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов и др.

Доходы от безвозмездной передачи имущества и финансовой помощи. При этом необходимо помнить, что сумма средств, полученных безвозмездно, увеличивает налогооблагаемую прибыль. Операции по безвозмездной передаче между коммерческими предприятиями ограничены суммой 5 МРОТ (ст. 575 ГК РФ). Близки по своему содержанию к безвозмездно полученным средствам суммы, получаемые приватизированными предприятиями от победителей инвестиционных торгов. При соблюдении всех условий суммы полученных инвестиций, использованных по прямому назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Однако если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.

Затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, должны быть подтверждены договорами купли-продажи, поставки продукции; счетами; платежными поручениями; накладными; актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями; письмами; протоколами о расторжении договора. При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на финансовые результаты подобных расходов следует учитывать специфику производства и особенности организации учетного процесса конкретного предприятия. Однако в любом случае необходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что первоначально имелся производственный заказ (соответствующий договор), произведены определенные затраты по этому заказу (договору), но заказ был аннулирован (договор расторгнут). Предприятие должно получить официальный отзыв заказа от своего предприятия-партнера или соответствующего государственного органа (например, Министерства обороны). При расторжении договора (это может быть оформлено протоколом, дополнительным соглашением к договору и др.) соответствующим внутренним документом предприятия должно быть оформлено прекращение производства, не давшего продукцию. После определения полной суммы затрат по аннулированным заказам и беспродуктивного производства следует определить потери, возмещаемые заказчиками, стоимость возвратных материальных ценностей и другие затраты, имеющие специальные источники покрытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: