Предплановая (преддоговорная) деятельность

Процесс общения аудитора с потенциальным заказчиком начинается с получения аудиторской организацией со стороны последнего предложения провести аудит. Указанное предложение может быть результатом:

1) проведения рекламной акции или размещения информации об услугах аудиторской организации на ее сайте;

2) рекомендаций клиентов или других лиц;

3) проводимого конкурса.

Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком, ему следует выяснить необходимую информацию о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и налоговыми декларациями потенциального клиента за последние три года.

При смене аудитора рекомендуется поинтересоваться у заказчика о причинах (например: разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т.д.). При этом руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежним аудитором.

Принимая заказ, аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

ü имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;

ü может ли аудитор в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора.

Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские организации должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими организациями являются следующие:

1) оценка характера отрасли;

2) оценка цели аудиторской проверки, с точки зрения данного клиента;

3) выяснение особенностей руководства потенциального клиента;

4) предварительная оценка потенциальной трудоемкости и слож­ности аудита, а также аудиторского риска;

5) оценка причин смены аудитора;

6) знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений;

7) выяснение характера и проблем взаимоотношений потенциаль­ного клиента с нало­говыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими лицами;

8) предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими пробле­мами потенциального клиента;

9) оценка собственной способности аудиторской организации или аудитора к выполнению работы, с точки зрения наличия соответ­ствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, аудитор должен добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской организации. Рекомендуется избегать всех ситуаций, которые могут повредить действительной или предполагаемой независимости.

Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий. Однако в аудиторской организации должны регистрироваться все факты об­ращения клиентов.

Аудиторская организация подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом путем направления клиенту письма-обязательства.

Письмо-обязательство (см. приложение 2) посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств. Клиент, получив данное письмо, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

В письме-обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:

Ø по условиям аудиторской проверки:

Ø объект и цели аудиторской проверки;

Ø включение в аудиторское заключение мнения о достоверности отчетности филиалов и подразделений;

Ø законодательные акты и нормативные документы;

Ø по обязательствам аудиторской организации:

- форма отчетности о результатах проведенной работы;

- ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги;

- соблюдение коммерческой тайны;

- риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента.

Ø по обязательствам экономического субъекта:

- ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- обеспечение свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации;

- получение подтверждений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;

- неоказание давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Ø а также дополнительные данные:

- общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, крупных клиентах, членстве в российских и международных организациях;

- примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;

- условия оплаты;

- предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов;

- использование результатов работы предшествующей аудиторской организации;

- предложения о дальнейшем развитии договорных отношений.

После двустороннего подписания письма-обязательства составляется договор на оказание аудиторских услуг. Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определена цель и масштаб аудита, то письмо можно не составлять.

Договор на оказание аудиторских услуг (см. приложение 3) – это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом.

Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и по возможности постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от качества заключенного договора на проведение аудита.

В договоре необходимо учитывать некоторые особенности аудита в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что аудиторская деятельность специфична и руководство экономического субъекта зачастую не в полной мере понимает суть и содержание аудита.

После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские и прочие услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК РФ. Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

ü предмет договора на оказание аудиторских услуг;

ü условия оказания аудиторских услуг;

ü права и обязанности аудиторской организации;

ü права и обязанности аудируемого лица;

ü ответственность сторон и порядок разрешения споров;

ü стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы не занизить и не завысить стоимость услуг, так как и то, и другое зачастую оказывает негативное воздействие на клиента, особенно если он впервые обращается в данную аудиторскую организацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: