Спрос и предложение. Равновесная цена

Интернациональная цена производства, представляющая собой превращенную форму интернациональной стоимости, является основой цены со стороны предложения. Но в рыночном хозяйстве цена складывается под влиянием спроса и предложения. Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается равновесная цена, которая приемлема и для продавца, и для покупателя. Цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения на графике. Эту точку иногда по имени английского экономиста, сформулировавшего эту зависимость, называют «крестом Маршала».

На уровень каких издержек будет ориентироваться цена в зависимости от соотношения спроса и предложения? Если спрос весьма велик, то мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства (даже если их доля на рынке незначительна), что позволит производителям выходить на мировой рынок и получать прибыль. Если же масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них, тогда мировую цену определяют товары, изготовленные в странах с лучшими условиями производства. Производители в странах с худшими и даже средними условиями производства будут вынуждены уйти с мирового рынка.

Рассматривая влияние внешней торговли на интересы потребителей, можно сделать вывод, что в результате развития международной торговли потребители в стране-им­портере выигрывают, поскольку имеют возможность поку­пать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок. В то же время производители в им­портозамещающих отраслях проигрывают, поскольку кон­куренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства, производители в экспортных отраслях получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверж­дает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери произво­дителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производите­лей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вме­шательства в сферу внешней торговли. Однако расчеты показывают, что больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Дру­гими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торгов­ки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: