На потребительском рынке товаров и услуг.
Регулируемые розничные цены
Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, там распространено свободное ценообразование, чем с несбалансированной. Цель гос. регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырьё и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение определённых социальных: поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
В настоящее время степень регулирования цен на отдельные группы потребительских товаров и услуг, осуществляемого на региональном уровне, характеризуется следующими данными, % к общему числу регионов:
Продовольственные товары (хлеб, масло, жиры, сахар, крупы и т.д.): 40-16%;
|
|
Непродовольственные товары (медикаменты, топливо 70-90%, учебники, бензин 5-8%);
Платные услуги населению (мед. услуги 15%, бань, дошк.учр. 20%).
Кроме того, повсеместно регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телефонной и сотовой связи, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие.
Основными формами регулирования потребительских цен являются:
· ограничение торговой надбавки (в 28,7%) и оптовой надбавки 22,3%;
· установление фиксированной цены (20,6%), в сочетании с дотациями (4,3%);
· ограничение рентабельности предприятий-производителей (4,2%);
· установление предельной цены (3,8%);
· другие методы (16,1%).
Эффективность гос. регулирования розничных цен во многом зависит от его взаимодействия с другими методами воздействия на экономику (изменение налоговых ставок, регулирование заработной платы и др.).
Порядок формирования цены при осуществлении торговых операций
Законодательством предусмотрены следующие способы учёта товаров и затрат, связанные с их приобретением и продажей:
· Оценка товаров в бух. учёте:
- по покупной стоимости;
- по продажным ценам; (учёт товаров по продажным ценам разрешается организациям розничной торговли).
· Оценка товаров при их приобретении:
- по факт. себестоимости приобретения;
- по учётным ценам;
· Оценка товаров по покупным и продажным ценам.
Пример: расчёт продажной цены товара.
Предприятием торговли получен товар на 100000руб., в т.ч. НДС 20000руб. торговая наценка 25%. Издержки обращения 10000руб. учётная политика «по отгрузке».
|
|
Торговая надбавка 20000 (80000 х 0,25). Стоимость товара с учётом торговой надбавки и НДС: 80000 + 20000 + 100000 х 20% = 120000 руб.
Пример продажи организацией товара по розничным и оптовым ценам.
Часть товара на 90000 руб. реализуется оптом, 30000 – в розницу.
При обретении товара покупная стоимость равна 80000руб. НДС с начальной стоимости 16000руб. оплата за полученный товар 96000руб. (80000 + 16000)
При передаче товара для розничной продажи торговая надбавка 15000 (7500 торг.надб.+7500 НДС).
Учетные цены применяются в тех случаях, когда расходы носят регулярный долгосрочный характер, складывается из нескольких видов затрат.
Чтобы не допустить существенных отклонений учётной цены от фактической себестоимости приобретаемых товаров, необходимо учитывать изменения, происходящие в условиях рынка.
Структура регулирования розничной цены включает регулируемую оптовую цену и торговую наценку (скидку):
Регулируемая розничная цена | |
Регулируемая оптовая цена | Торговая скидка |
Торговая скидка (наценка) в регулируемой розничной цене является регулируемой со стороны местных органов власти. При этом регулируемая оптовая цена включает себестоимость, прибыль, НДС.