Основные стратегии трансфертного ценообразования

Стратегии трансфертного (внутрикорпоративного) ценообра­зования связаны с реализацией приоритетных целей транснациональ­ных корпораций и основаны на оценке воздействия внутренних и внешних факторов на функционирование корпорации.

 
 

Рис. 11.2. Система стратегий трансфертного ценообразования ТНК

Стратегии трансфертного ценообразования можно условно разде­лить на две группы:

– дифференцированные, учитывающие влияние отдельных, наи­более существенных факторов;

– комплексные, ориентированные на интегрированный учет не­скольких основных факторов, влияющих на консолидированную при­быль корпорации.

Каждая из этих групп стратегий трансфертного ценообразования включает несколько модификаций, представленных на рис. 11.2.

Стратегия управления прямыми налогами на прибыль направлена на поиск путей максимально эффек­тивного использования средств за рубежом в тех случаях, когда эти средства при перечислении в головную компанию подвержены высокому налогообложению.

Для достижения этой цели корпорация имеет различные возможности:

– снижение трансфертных цен на продукцию дочерней компании, находящейся в зоне высокого налогообложения, с одновременным увеличением цен на поставляемое сырье и материалы, включаемые в затраты;

– использование дополнительных источников инвестирования свободных денежных средств в развитие дочерней компании, сопрово­ждаемое ростом затрат в стране с высоким уровнем налогообложения прибыли;

– установление завышенных трансфертных цен на используемые дочерней компанией научные, методические, технические разработ­ки, продаваемые ей другими отделениям ТНК;

– создание в структуре дочерней компании специального подраз­деления для проведения исследовательских работ, результатами кото­рых могут воспользоваться и другие компании, входящие в корпора­тивную структуру.

Одной из модификаций налоговой стратегии трансфертного ценообразования является использование трансфертных цен для перераспреде­ления прибыли с помощью посреднической торгово-закупочной компа­нии (базовой) – компания, расположенная в стране с наименьшим уровнем прямых налогов (крайний вариант – оффшорная зона). Базовая компа­ния покупает товар по заниженной трансфертной цене, а продает (реэкс­портирует) – по завышенной. Разница между завышенными и занижен­ными ценами записывается на счета базовой компании. Т.к. базо­вая компания находится в стране с наименьшим уровнем прямого налогообложения, она уплачивает относительно низкие налоговые от­числения, увеличивая тем самым консолидированную прибыль ТНК.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на финансовые потоки ТНК, является валютный фактор. Дочерняя компания может испытывать су­щественные затруднения с прогнозированием своих платежей и при­былей, если она осуществляет закупки за рубежом, а не в стране пребы­вания. Подразделение корпорации вынуждено создавать запасы сырья и материалов во избежание дополнительных расходов при закупках в случае удорожания валюты. Кроме того, товары, импортируемые из других стран, могут попадать под различные прави­тельственные ограничения в стране импортера. Наличие запасов сырья и материалов дает подразде­лению время для поиска альтернативных источников закупок.

Валютный фактор оказывает влияние и на планирование продаж. Если объем реализации продукции существенно зависит от колебаний обменных курсов, то будущий показатель этого объема становится ме­нее определенным, что вынуждает подразделения корпорации резервировать больше денежных средств, чтобы при необ­ходимости покрыть неожиданный рост требований к поставкам. Сле­дует также учитывать общее падение спроса на продукцию дочерней компании при подорожании валюты, в которой проводит оплату им­портер. Даже если продукция дочерней фирмы реализуется в основном на местном рынке, колебания обменных курсов оказывают косвенное влияние на продажи. От этих колебаний зависит цена, которую мест­ные потребители платят за товары иностранных конкурентов.

Учет валютного фактора необходим, если у фирмы образуется из­быток наличности. Одним из направлений вложения свободных средств является расходование их на покупку иностранной валюты. Главной проблемой при этом является учет рисков, связанных с коле­баниями обменных курсов. Транснациональные корпорации с учетом разницы в валютных курсах стараются максимизировать перевод средств подразделениям, расположенным в странах с устойчивой на­циональной валютой и относительно высоким валютным курсом.

Использование комплексных, интегрированных стратегий транс­фертного ценообразования основано на одновременном учете воздей­ствия на деятельность ТНК нескольких факторов. Это позволяет мак­симизировать общую прибыль корпорации. Наиболее характерное со­четание факторов – это различия в уровнях прямого налогообложения и в таможенной политике разных стран. Системный взаимосвязанный учет этих факторов составляет основу налогово-таможенной стратегии трансфертного ценообразования.

Для реализации налогово-таможенной стратегии трансфертного ценообразования материнская компания старается сбалансировать преимущества в разнице прямого налогообложения стран и потери от более высоких таможенных пошлин. Оптимизация трансфертных цен проводится с использованием формулы:

(11.2.6)

где Тi – ставка таможенного тарифа по i-му товару (i = 1, 2,..., n);

Нм – ставка налога на прибыль в стране пребывания материнской компа­нии;

Нф – ставка налога на прибыль в стране пребывания филиала.

Если при подстановке данных достигается равенство, то измене­ние трансфертной цены нецелесообразно. Если ставка таможенного тарифа превышает разницу в уровнях налогообложения стран, то трансфертную цену целесообразно занизить. Снижение трансфертной цены на продукт, поставляемый филиалу, позволит не только сократить сумму, уплачиваемую таможенным органам, но и снизить величину прямых налогов из прибыли у материнской компании.

К комплексной стратегии трансфертного ценообразования отно­сится стратегия ТНК, основанная на использовании комплексного подхо­да к прямому и косвенному налогообложению. Цель страте­гии трансфертных цен состоит в сокращении налогов немецкой компании. Это достигается испытанным методом: завышается транс­фертная цена товаров, поставляемых компании-импортеру другими под­разделениями ТНК, и одновременно снижается цена реализуемой ею продукции. Происходит перераспределение доходов в пользу тех подразделений корпорации, которые расположены в странах с льготным уровнем прямого налогообложения.

Рассмотренная стратегия основана на различном влиянии прямого и косвенного налогообложения на прибыль корпорации. Прямые на­логи снижают ее прибыль. Косвенные, увеличивая цену реализации, не сокращают прибыль корпорации при условии стабильного спроса на ее продукцию. Поэтому они могут рассматриваться как дополни­тельные затраты, увеличивающие цену реализуемой продукции. При росте цены поставляемых компании-импортеру товаров увеличивается и величина начисляемых на нее косвенных налогов.

Высокая эффективность комплексных налоговых стратегий трансфертного ценообразования обеспечивает их широкое использование в управлении финансовыми потоками ведущих ТНК. Однако при общей результативности этой стратегии приме­нение ее сопряжено с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что управление глобальным налоговым бременем связано с исполь­зованием большого числа законодательств разных стран, формирующих систему ограничений трансфертного ценообразования. Эти ограничения оказыва­ет сдерживающее воздействие на возможности ТНК в реализации це­новых стратегий, основанных на свободном установлении трансферт­ных цен.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом правительства могут противостоять манипуляциям с трансфертными ценами?

2. Какие налоги, используемые в российской практике, оказывают наименьшее влияние на установление трансфертных цен?

3. В каких случаях НДС оказывает на установление трансфертных цен меньшее влияние, чем налог на прибыль?

4. Какие методы трансфертного ценообразования наиболее эффективны для ТНК с высокой степенью децентрализации?

5. Какие методы трансфертного ценообразования могут негативно сказы­ваться на мотивации подразделений к снижению себестоимости?

6. Какие факторы ограничивают эффективность методов трансфертного ценообразования?

7. В каких случаях использование дифференцированных трансфертных стратегий предпочтительней использования комплексных стратегий?

Литература:[24,25,26,28,30]


Список литературы:

1. Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.1990 г. № 507-ХII с изменениями и дополнениями.

2. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-3.

3. Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.1992 г. № 2535-ХII.

4. Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2006 год» от 19.10.2005 г.

5. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.10.1993 г. № 3689- ХII.

6. Закон Украины «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.1993 г. № 3688- ХII.

7. Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993 г. № 3687.

8. Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР.

9. Закон Украины «О собственности» от 07.02.1991 г. № 697-17.

10. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 г. № 3792.

11. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06.1991 г. № 719.

12. Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. № 1576.

13. Закон Украины «О банках и банковской деятельности»

14. Инструкция по статистике заработной платы от 11.12.1995 г. № 323.

15. Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы от 07.08.1996 г. № 228/253.

16. Инструкция НБУ «Об организации работы по наличному обращению учреж­дениями банков Украины» от 20.06.1995 г. № 146.

17. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.

18. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

19. Парижская конвенция «Об охране промышленной собственности» от 20.03.1883 г.

20. Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков» от 14.04.1991 г.

21. Договор «О патентном праве» и Инструкция к нему от 30.06.2003 г.

22. Постановление КМУ «О системе цен в народном хозяйстве и на потребительском рынке в Украине» от 1992 г. № 376.

23. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. М.: Дело и сервис, 2002.

24. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. М.: Экономист, 2004.

25. Тарасевич В. Ценовая политика предприятия. СПб: Питер, 2003.

26. Ценообразование: учебное пособие / под. ред. Г.А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2004.

27. Сборники систематизированного законодательства. // Бухгалтерия, № 47, № 48 – 2002.

28. Сборники систематизированного законодательства. // Бухгалтерия, № 1, № 3, № 7 – 2003.

29. Сборники систематизированного законодательства. // Бухгалтерия, № 3, № 4, № 8 – 2006.

30. Сборники систематизированного законодательства. // Бухгалтерия, № 4, № 6, № 7 – 2007.

31. Методическое пособие. Торговая деятельность. // Библиотека бухгалтера, № 3. – 2002.


© Скоробогатова Виктория Викторовна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: