КОНЦЕПЦИЯБУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ
КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.2. ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.5. ПЕРЕХОД РОССИИ НА МСФО. СОСТАВ ГОДОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
1.6. ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденному приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность составляется на основании всех видов текущего учета — бухгалтерского, статистического и оперативного — и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности предприятия. Она является завершающим этапом учетной работы. Под отчетностью в широком смысле подразумевается совокупность всех учетных записей, позволяющая проследить хозяйственную деятельность организации. В более узком смысле отчетность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности ее деятельности. Помимо этого в отчетность входят текстовые пояснения. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также для проведения экономического анализа в самой организации. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего ее планирования.
|
|
Любые службы организации для выполнения своих функций используют информацию, которую в системно обработанном виде можно получить в бухгалтерии. В современных условиях бухгалтерия становится элементом информационной системы, функционирующей
на качественно новом техническом уровне, частью ее управляющей системы организации.
На базе данных бухгалтерской отчетности определяют возможные варианты решения коммерческих, производственных и организационных вопросов: возможные объемы производства и реализации продукции, установление уровня цен на продукцию, возможные скидки с цены при условии досрочной оплаты продукции и т.д. Данные бухгалтерской отчетности используются не только управленческим персоналом, но и широким кругом внешних пользователей. Бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна быть представлена администрацией организации ее собственникам и государственным органам. На базе бухгалтерской отчетности:
|
|
• оцениваются риски предпринимательской деятельности, начисляются налоги, рассчитываются дивиденды и т.д.;
• принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
• оценивается возможность выдачи кредитов и займов;
• оценивается финансовое положение потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов или партнеров.
Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут содержать оборотов, не отраженных в текущих учетных записях.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности осуществляется на четырех уровнях:
• первый уровень регулирования — Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;
• второй уровень регулирования — положения по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
• третий уровень регулирования — приказы Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и от 28 июня 2000 г. № 60н «Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», а также иные приказы, методические указания и рекомендации Минфина России;
• четвертый уровень регулирования — внутренние документы организации в рамках ее учетной политики, например, касающиеся внешней и внутренней сегментарной отчетности и налоговых расчетов.
В указанных нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности. В соответствии с ними начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г. организации могут составлять отчетность по формам, которые разработаны и приняты ими самостоятельно. Разрабатывая формы отчетности, организации должны соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности и руководствоваться ее основной целью, которой является обеспечение пользователей финансовой информацией, достаточной для принятия и оценки решений о размещении ограниченных финансовых ресурсов. Согласно общим требованиям каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно, а несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения. Информационным целям служат разнообразные виды отчетности.