Спиноза

Он прожил 45 лет, умер от чахотки.

Произведения:

Этика, доказанная геометрическим способом, богословско-политический трактат и …. представитель механистического материализма: мир имеет единое начало, которое никем не сотворено, природа – и есть Бог. Это – пантеизм, растворение Бога в природе. Нет ничего случайного, есть причина и следствие. Поскольку человек – часть природы, его жизнь подчинена аналогичным законам.

Как и в дикой природе, существует нестабильное существование человека, поскольку каждый индивид наделён характером, у каждого – своя степень эмоционального развития. Это обуславливает состояние нестабильности,конфликта. Несмотря на эти черты, каждый человек наделён разумом и разум заставляет искать людей общения с себе подобными ради безопасности. Вне общения людей эти естественные права не гарантированы. Это заставляет из естественного состояния перейти в гражданское, инстинкт самосохранения. В результате гос-во образует общее право. Общее право людей определяет верховная власть.

Говоря об идеальном гос-ве он не делает акцент ни на одной из существующих форм правления (демократия, аристократия и …). Он руководствуется системой конкретных принципов. Лучшей может оказаться любая из названных. Фп могут сближаться, меняться, отдаляться. Спиноза говорит о лучшей фп на теоретическом уровне. Теоретически, он сторонник аристократии, но неидеальное поведение патрициев деформирует эти почти идеальную фп.

Критерии идеального гос-ва:

1. Наличие свободы в гос-ве. «цель гос-ва в действительности есть свобода. Требование обеспечить гражданам свободу выступает как наиболее общее и универсальное требование».

2. Обеспечение мира и спокойствия в гос-ве «цель об-ва и гос-ва состоит в спокойной и удобной жизни». Свобода – условие поддержания мира, мир – фундамент свободы.

3. Устойчивость и нерушимость власти.

Специфика его учения в том, что он пытается говорить о совпадении цели госв-а и общего блага, «никто не приобретает чем-либо, что он считает за благо, разве что в надежде на большее благо или в страхе перед общим вредом». Всеобщий закон человеческой природы – стремление к общему благу, его он пытается сделать общей целью об-ва и гос-ва.

Описывая основы идеального гос-ва, он отрицаем моральные требования. Он освобождает политику от морали, у него нет понятия идеального подданного. Задача – устроить такое совершенное правление, которое никак не было бы связано с моралью людей, участвующих в нём. Основное – чтобы все, участвующие в управлении, действовали в соответствии с общим благом. Аппарат управления призван преобразовать личный интерес в общественный, государственный. «Каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы», поэтому важнейшей его идеей является абсолютизация личного интереса. Чтобы личный интерес был равен общественному, можно использовать средства, вытекающие из всеобщего знания. «Каждый чиновник, принимая закон, должен исходить из того, чтобы этот закон не противоречил миру». Развитие торговли с другими гос-вами влечёт увеличению казны, поэтому доходы каждого чиновника должны быть увязаны с процветанием торговли и экономической деятельности. «Необходимо устроить так, чтобы наибольшая выгода чиновников, зависела от общей заботы об общем благе».

ТОМАС ГОББС.

«Левиафан» 1651 год

Последователь материалистической философии Бекона – основы социальной жизни – законы механики.

Левеофан – это гос-во, искусственно созданный человеком институт. Это гигантский искусственный человек. Гос-во – это механизм или механистическое соединение отдельных людей, сумма которых представляет собой гигантскую силу. Гос-во – это огромное тело. Каждая чешуйка на его теле – это индивид. Верховная власть, дающая жизнь и движение телу – искусственная душа. Исполнительные, судебные органы – суставы. Награды и наказание – нервы. Благосостояние граждан – сила гос-ва, гражданский мир – здоровье. Смута – болезнь, гражданская война – это смерть.

Гос-венному состоянию предшествует естественное. Люди не склонны жить в гос-ве, в естественном состоянии «отсутствовало всякое право, нет собственности, нет владения, нет точного разграничения между твоим и моим, нет общей власти и закона, а там, где нет закона, нет справедливости». В основе права лежит сила, право на стороне сильного. Война всех против всех – это самое печальное состояние человеческой истории, оно противоречит инстинкту самосохранения, оно не могло продолжаться вечно. Различие между естественным правом и естественным законом – найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни (более высокий этап развития человеческого общества). Естественные законы способствуют упорядочиванию человеческих отношений.

19 естественных законов (3 наиб важных):

1. Искать мира и следовать ему

2. «В случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» - добровольное самоограничение своих прав

3. Чтобы люди выполняли соглашение, в котором справедливость

Благодарность, признательность, скромность, милосердие, в интересах общего благополучия нужно отказаться от своих прав в пользу гос-ва. Гос-во – такое же тело, оно подобно разумному человеку, искусно создан тот великий левиафан, который является гос-вом и является тем же человеком, хотя и более крупным по размерам, чем человек. Суверенная власть вбирает в себя все виды власти, его власть неделима (Гоббс противник разделения властей), гос власть не подлежит суду, контролю, она выше всех законов. Говоря о фп (демократия, аристократия, монархия), Гоббс является сторонником монархической фп, при ней чаще всего совпадают интересы монарха и народа. Даже если монарх захочет обогатить своих детей, атк как у одного человека их не так уж и много. Люди всегда испытываю страх перед безответственностью власти, суверен может подвергнуть наказанию каждого, однако, эта опасность возрастает с возрастанием кол-ва правящих. В монархии все решения принимаются более обдуманно. Хотя и монархия обладает всеми свойственными другим фп недостатками, но в наименьшей степени по сравнению с другими фп. Недостатки монархии не должны порождать мнение для её ограничения, война всех против всех ведёт к худшим последствиям. Основная задача суверена – не допустить распад гос-ва. «Под благом следует понимать не только сохранение жизни, но насколько это возможно, счастливой жизни». Все общественные блага:

1. Защита от внешних врагов

2. Внутренний мир

3. Обогащение в пределах, не нарушающих общественную безопасность

4. Свобода, не причиняющая вреда другим

В монархии источником власти является народ «народ правит во всяком гос-ве, он повелевает даже в монархии, ибо там он проявляет свою волю посредством воли одного человека. При иных фп граждане – масса, а собрание их есть народ, при монархии король – есть народ».

«Обязанность граждан по отношению к власти сохраняется до тех пор, пока она может защитить интересы граждан». Подчиняться следует той власти, которая правит.

К демократии у Гоббса всегда было негативное отношение. Всё решается малосведущим большинством. Он считал, что при демократии законы неустойчивы.

Буржуазные идеи Гоббса:

1. Признание абсолютного равенства людей (хотя, над ними стоит Левиафан)

2. Гоббс – последовательный защитник института частной собственности

Считается, что он стоит у истоков модели авторитарного буржуазного гос-ва. «Он обосновал принципы гражданского об-ва, защищённого гос властью». Гарантия правопорядка – неограниченная власть короля. С другой стороне, он негативно относился к гражданской войне как возвращению к войне всех против всех.

Правый буржуазный радикализм - основоположник.

30е годы 20го столетия – возрастание интереса к идеям Гоббса (сравнивали с положениями теории гос-ва фашистское и советское). Поддержка права неправовыми средствами. Но его теория составлялась в условиях гражданской войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: