double arrow

Структура Дигест

Еще одним важным источником римского права в классический период становится деятельность римских юристов.

Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.).

Периодизация римского права. Источники римского права

Древнейший период (VI—середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода архаично, недостаточно развито и характеризуется сакральным характером основных институтов.

Постклассический период (IV—VI вв.). Изменения в римском праве связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит уже в Восточной Римской империи — Византии.

Источники римского права древнейшего периода. В архаический период огромную роль в формировании правовой традиции в Древнем Риме играли жрецы, особенно коллегия понтификов — по сути дела, первые римские юристы. Они имели привилегии формировать и толковать нормы права. Хотя в Риме (в отличие от Востока) довольно рано произошло отделение собственно религиозных норм от правовых (связанных с деятельностью государства), все же римское право этого периода сохраняло во многом сакральный характер.

Древнейшими источниками права являлись: правовые обычаи, законодательство римских царей (Законы Сервия Туллия — фактически не дошли до наших дней). Первоначально эти источники являлись партрицианскими. Борьба плебеев за свои права, результатом которой стало принятие около 450 г. до н.э. первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (для этого была создана комиссия децемвиров).

Содержание Законов XII таблиц:

положения о гражданском процессе (таблицы 1, 2);

процесс против несостоятельного должника (таблица 3);

положения об отцовской власти (таблица 4);

опека, наследование, собственность (таблицы 4, 5);

обязательства из договоров и деликтов (таблицы 7, 8);

публичное и сакральное право, уголовное право (таблицы 9, 10);

различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями; решения народного собрания имеют силу закона) (таблицы 9-12).

Наиболее характерные черты Законов XII таблиц:

на место произвола магистратов ставился закон;

строгий формализм правовых процедур и общения;

процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;

казуистичность построения правовых норм и правил;

суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена — это сильно уменьшало возможности самоуправства и кровной мести.

Принятие Законов XII таблиц ознаменовало собой отделение права от религиозных норм. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, в своем первоначальном виде не сохранились, и были реконструированы в XVI—XVII вв. на основе фрагментов сочинений более поздних римских юристов.

По своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права, но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов была отходом от принципа талиона); были несовершенны, изложены в стихотворной форме в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Со времени принятия Законов XII таблиц, другим важным источником цивильного права становятся писаные законы. Законы XII таблиц заканчиваются тем, что всякое решение народного собрания должно носить силу закона.

Также правовую силу имели решения сената — сенатус-консульты, а в исключительных случаях и постановления магистратов.

Но толкование законов, как цивильного (квиритского) права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований, до конца IV в. до н.э. оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.

Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 г. до н.э. писцом Клавдием (Кнеем) Флавием судебного календаря, формы исков и записей толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.

Источники права в классический период. В III в. до н.э. — III в. н.э. продолжали формально действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Но существенные изменения в социально-экономической и политической жизни Рима сделали необходимым отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом.

Возникают новые формы правотворчества, которые отвечали имеющимся общественным условиям:

Эдикты преторов. Преторы («идущие впереди») вначале были приближенными консулов, потом их заместителями. Их полномочиями были поддержание общественного порядка посредством права на разрешение судебных споров. В условиях республики складывается преторское право — оно фиксировалось в специальных, ежегодных установлениях претора (преторские эдикты). А из деятельности претора перегринов (коллегия из 16 преторов во главе с претором города) складывается «право народов». Оно было немеждународным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

Таким образом, в Риме в период республики сложилась тройная система источников права:

цивильное (квиритское) право;

«преторское право» (претор города);

«право народов» (претор перегринов).

В период империи роль преторов падает. Юрист Юлиан (между 125 и 138 гг. н.э.) кодифицирует преторское право («вечный эдикт»). С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

В период империи падает роль народных собраний, а к концу I в. н.э. они были лишены права издавать законы. Сенату была возвращена законодательная власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве законов — составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Со II в. н.э. важнейшим источником права стала законодательная деятельность императоров. Акты императорской власти (конституции) действовали на всей территории римского государства и делились на следующие основные виды.

Эдикты — общие положения императорской власти, которые юридически обязательны при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они соблюдаются и его преемниками.

Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

Мандаты — инструкции для правителей провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н.э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер.

Юристы республиканского периода давали юридические консультации, составляли и редактировали юридические акты, в ряде случаев участвовали в самом юридическом процессе. Первые юристы происходили из сенаторской знати и всадников, а позже и выходцев из военных.

Основателями римской юридической науки считаются Публий Сцевола (обобщил судебную практику, систематически изложив цивильное право) и Сервий Сульпиций (составил первый комментарий преторского права).

Важное значение имела преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. существовали две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон, но известный под именем Сабин) и прокульянцы (основатель Лабеон, или Прокул), они вели преподавание права.

Римские юристы составляли многочисленные труды — одни для учебных целей, другие — для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного и преторского права, дигесты — произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права, институции — изложение римского права в учебных целях.

Наибольшую известность получили Институции Гая (143 г. н.э.), они посвящены, в основном, разбору гражданского (цивильного) права, но содержат ряд добавлений по преторскому эдикту. Институции Гая были разделены на 4 книги: о лицах, вещах, обязательствах, исках. Это институционная система изложения правовых норм, оказавшая большое влияние на последующую историю права.

Книга 1 «О лицах» (§1-200) рассказывает о личных правах — о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об источниках права.

Книга 2 «О вещах» (§ 1-289) — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих.

Книга 3 «Об обязательствах»— наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести.

Книга 4 «Об исках» — история гражданского процесса; права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

В римской классической юриспруденции в основном содержались объяснения и разъяснения правовых казусов, но отсутствовали абстрактные конструкции, обобщения и определения: иск, собственность, договор, сервитуты и т.д.

В период империи активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Круг таких юристов был ограничен. При императоре Адриане такие юристы записывали ответы, ставили свою печать (легальный правовой источник).

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II—III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали назначать видных юристов на ключевые государственные посты.

Источники права постклассического периода. Изменения в постклассический период происходят именно в источниках права. Все большее значение приобретает законодательство императоров. В постклассический период происходит стирание граней между цивильным и преторским правом, что создает благоприятные условия для проведения кодификационных работ.

В конце III в. н.э. в Восточной части Римской империи (Византии) были составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогиана, а в 438 г. — первая официальная кодификация императорских конституций — Кодекс Феодосия (императорской конституции с 311 по 437 гг.)

Всеобъемлющая систематизация римского права происходила в 528—634 гг., уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Под руководством видного юриста Трибониана был составлен Свод законов Юстиниана (Corpus Juris civilis) — Свод гражданского права. Со временем он стал основным источником для изучения римского права.

Свод Юстиниана состоит из 4 основных частей.

Кодекс — собрание императорских конституций в 12 книгах со времен Адриана (117 г. н.э.) по период Юстиниана. Содержит нормы церковного права, частного, публичного права. Каждая книга делится на титулы, а титулы — на фрагменты.

Институции — учебник права из 4 книг, каждая подразделяется на титулы, а титулы — на фрагменты.

Дигесты (пандекты) — всеобъемлющий сборник, охватывающий правовое наследие классической эпохи: собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов. Состоит из 50 книг.

Общие понятия, история источников права, дееспособность, правоспособность (книга 1).

Судебный процесс, иски (книги 2-4).

Наследство и имущественные отношения (книги 5-11).

Купля-продажа (книги 12-19).

Залоговое право (книги 20-22).

Имущественные отношения супругов (книги 23-25)

Опека и попечительство (книги 26-27).

Завещание, наследование по закону (книги 28-28).

О рабстве (книга 40).

Вербальные констракты (книги 45-46).

О преступлениях и наказаниях (книги 47-49).

Разъяснения терминов и некоторых общих понятий (книга 50).

Новеллы. 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535—565 гг.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей предшествующей истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: