Билет 20

19.3

19.2

19.1

Формирование функционально - планировочной структуры жилых районов и микрорайонов, направленное на создание комфортных условий жизнедеятельности населения, связано с необходимостью обеспечения:

единства их пространственной организации и связей с застройкой окружающих территорий;

зонирования территории, позволяющего рационально расположить ее различные функциональные участки по отношению друг к другу;

размещения в полном объеме всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания и создания удобных условий пользования ими;

рациональной трассировки системы улиц и дорог, обеспечивающей быстрые сообщения между жильем, местами занятости и общественными центрами;

формирования единой системы озеленения и благоустройства территории для отдыха населения и занятий спортом;

защиты жилой среды от вредного влияния транспорта - выхлопных газов, шума, пыли и т.п.;

выразительного архитектурного облика застройки, соответствующего современным градостроительным требованиям.

В то время как функциональное зонирование характеризует различия в видах использования территорий и районов города, планировочная структура отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма.

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схе­ма основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и аре­алы городской территории. В сочетании они формируют основу территориаль­но-планировочной организации города, получившей в градостроительной лите­ратуре термин «каркас», которому подчинены все остальные территории горо­да. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зо­на отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура ус­ложняется, растет и степень иерархичности ее членений. Так, в крупных горо­дах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить не­сколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные масси­вы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс. человек.

В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные пла­нировочные членения с населением до 1 млн. человек - планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов (рис. 24). Важнейшим принципом формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функцио­нальных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительеых общегородских поездок.

а – компактная, б – расчлененная, в – протяженная, г – комбинированная, 1 – коммуникационные оси и узлы, 2 – селитебные территории, 3 – производственные территории, 4 – ландшафтно-рекреационные территории.

Компактный тип – характеризуется расположением всех фун-х зон города в едином периметре.

Расчлененный тип – возникает при пересечении территории города реками, оврагами или железной дорогой.

Рассредоточенный тип – предлагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение этого типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.

Городская промышленная зона- основная градостроительная структурная единица производственной территории города. В то время как в крупных городах производственная территория формируется включая все перечисленные выше звенья, в малых и средних городах она может быть представлена одним или двумя-тремя предприятиями по схеме: предприятие - производственная территория (при раздельном размещении предприятий) или предприятие - промышленный узел (при смежном их размещении). Размеры городской промышленной зоны определяются в зависимости от максимально возможной степени кооперации и сближения предприятий, рационального расселения трудящихся, обеспе­чения транспортного обслуживания и санитарной классификации производств.

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов. Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий 1-го класса должно быть не менее 1000 м; 11-го класса -500 м; 111-го класса - 300 м; IV-ro класса - 100 м; V-ro класса - 50 м. С учетом санитарной классификации и объемов грузооборота промышленных предприятий определяется характер взаимного расположения промышленных зон и селитебной территории. Зоны с предприятиями I и II классов независимо от величины грузооборота предприятий рекомендуется размещать в удалении от селибетной территории. Зоны с предприятиями, не выделяющими производственных вредностей, не требующими подъездных железнодорожных путей, размещают в пределах селибетных территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: