ДЕТСКИЙ САД, МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГЛАВА 2.
Детский сад, младшая и средняя школа........................................................... 36
Опыт вальдорфской школы
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Аттие Лихтхарт
Дик Брюн
Книга 2
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
ISBN 966-8838-04-1
2.1. Введение................................................................................................................. 36
2.2. Живопись в детском саду.................................................................................... 38
2.3. Живопись в 1 классе...............................................................................................42
2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50
2.5. Живопись в 3 классе.............................................................................................. 56
2.6. Живопись в 4 классе.............................................................................................. 65
2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78
2.8. Живопись в 6 классе.............................................................................................. 88
|
|
2.9. Живопись в 7 классе............................................................................................ 101
2.10. Живопись в 8 классе.......................................................................................... 104
2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах........................................................ 109
2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах............................................................ 114
Программа преподавания подобна волнам на море. Обоснования, основополагающие мысли и работа с человеческой природой проникает глубоко вплоть до физического и подобна ветру, вызывающему волнение моря. И отражение этих потоков имеет место в программе. Вот почему ее описание - рискованное предприятие, всегда включающее определенную меру ограничения из-за того, что в действительности движение узнаваемо, но его невозможно зафиксировать. Учебный план быстро изменяется, превращаясь, в конце концов, во что-то подобное следующему: «Вот то, что Вы должны делать». И, совершенно определенно, этого мы пытаемся избежать любой ценой. Цель дальнейшего описания - обеспечить вас как можно большим количеством маяков, которые поведут в правильном направлении при должном понимании природы человека и фаз развития ребенка. Вот почему для педагога, работающего с детьми в области живописи, недостаточно просто извлекать различные темы из учебного плана и трансформировать их в задания для живописи. Учителю необходимо понимать принцип преподавания, основанный на возрастных особенностях. Его внутренний взгляд на цвета, возникающий из его собственного опыта, является важным для каждого урока так же, как и его собственное восприятие живописи как искусства.
Для педагога, работающего с детьми до 7-ми лет, период их развития определяет, что живопись рассматривается как игра и деятельность из подражания, без сосредоточения на содержании. Это возникает из истории, рассказанной воспитателем детского сада.
|
|
Через всю младшую школу проходит естественное развитие от переживания каждого цвета до поиска образа, посредством которого цвет может выразить себя. После того, как в 9 классе черно-белым рисованием прерывается работа с цветами, на более глубоком уровне оба потока созидательного процесса выходят на новую ступень: цвет может себя выразить через образ, цвет и образ соединяются для самовыражения.
Основа для педагогической работы в этом направлении лежит не только в четком и обоснованном учебном плане, но также в мастерстве самого учителя. Для этих целей, так сказать, руку помощи подают учителю базовые упражнения для учителей, в которых можно приобрести важный для занятий искусством опыт, творчески перерабатывая примеры и указания, прилагаемые к учебному плану. Это позволяет учителю пройти все, что связано с предметом до того, как он сделает это с детьми в классе. Но так как учебный план строго не фиксирован, он раскрывает индивидуальность учителя в работе с классом.
На начальном уровне (классы 1-8 включительно), естественно, не каждый учитель - художник. От учителя и не требуется обладать талантом живописца так же, как и не требуется быть гениальным скульптором или музыкантом. И все же, на начальном уровне обучения уроки живописи предпочтительно должны вестись классным учителем, и чем больше энергии он вкладывает в свое собственное развитие, тем больший педагогический эффект это имеет. В средних классах приходит учитель-предметник. Тогда в педагогическом процессе могут возникнуть относительные сложности, так как учитель-предметник будет больше времени отдавать своему собственному развитию как художник. В разработке этих базовых упражнений принималась во внимание возможность видоизменить упражнения в зависимости от индивидуальных способностей каждого. Упражнения для учителя, преподающего в средней школе, особенным образом связаны с технической стороной, а также с соответствием тем заданий возрастным фазам развития подростков.
В конце концов, необходимо подчеркнуть, что урок живописи - не вырванное из педагогического процесса время, содержанием и ритмом он связан с другими предметами и остается частью ежедневной и еженедельной программы. И педагогическая ценность этой связи возникает только тогда, когда отношения учитель-ученик выстроены из доверия таким образом, что внутри этого спокойствия можно создать пространство для переживания тончайших нюансов жизни цвета и жизни искусства вообще.
Мы постарались избежать обилия ссылок на указания Штай-нера и известные источники. Библиография дает обширный список основной литературы для того, чтобы читатель смог получить отчетливые ответы на все возникшие вопросы.[6]