Разв рус просвет-ва в 18в
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. -- Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространеине также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов.
|
|
Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.
|
|
Получила в советс время наименование Крестьянской войны. ИЗУЧАЛИ- М.Н. Покровский, Андрущенко (Крест война 1773-1775 на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири), Белявский, Буганов, Мавродин, Усенко.
Главной причиной крестьянской войны 1773—1775 гг. явилось усиление крепостничества, жесточайшей эксплуатации низших слоев населения: указы 1765 и 1767 гг. о ссылке крестьян в Сибирь за жалобы на помещиков; щедрые раздачи помещикам земель с крепостными;
продажа крестьян без земли; резкое увеличение налогов; увеличение барщинных дней до 5—6 в неделю, введение «месячины»; увеличение денежного оброка до 10 рублей с мужской души;
жестокие наказания крестьян помещиками; тяжелое положение работных людей; усиление насилия по отношению к народам Поволжья и Приуралья; наступление государства на бывшие вольности казачества, введение ненавистных принципов «регулярства».
Явилась самой массовой и широкомасштабной крестьянской войной в истории России. Лишь активных участников вооруженного сопротивления насчитывалось до 100 тыс. чел. (крестьяне, казаки, работные люди, национальные меньшинства). Инициаторами выступления стали яицкие казаки во главе с Е. И. Пугачевым(выдал себя за императора Петра III). Первый этап войны (сентябрь 1773 - март 1774) закончился взятием восставшими Татищевой крепости и неудачей при осаде Оренбурга. На втором этапе (март 1774 - июль 1774) восставшие продвинулись в районы горного Урала, Башкирские степи, подошли к Казани. На Урале силы Пугачева были пополнены башкирскими воинами и горнозаводскими рабочими. Кульминацией этого этапа войны стало взятие восставшими Казани. Третий период войны (июль 1774 - конец 1775) начался после взятия Казани и перехода восставшими через Волгу. Захватив Пензу, Саранск, Алатырь, Курмыш, Пугачев пытался двинуться на Москву, но остановлен правительственными войсками и был вынужден отступать на юг. Окончательно был разбит под Царицыным. Там же был захвачен правительственными войсками, содержался под следствием в яицком городке, Симбирске, затем направлен в клетке в Москву. На суде был приговорен к смертной казни вместе с Перфильевым, Шигаевым, Подуровым и Терновым. Третий период был самым массовым по размаху и самым слабым по организации (так как от Пугачева отошла значительная часть казачества). Отряды башкир под командованием Салавата Юлаева продолжали действовать до ноября 1774 г. Несмотря на захват и казнь Пугачева, восстание продолжалось на значительных территориях в течение всего 1775 г. ОСОБЕННОСТИ: отличалась от движений Болотникова, Разина, Булавина прежде всего тем, что была самой мощной, охватила огромную территорию, в ней участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, нерусских народов, горожан; Значительно выше была организованность восставших; В то же время, как и все предыдущие выступления, восстание носило локальный характер, крестьяне редко покидали пределы своего уезда (текучесть состава), военная организация была низкой. Самая мощная в истории России крестьянская война потерпела поражение. Причинами ее поражения были царистский характер, стихийность, локальность, неорганизованность, плохое вооружение, разобщенность движения, так как в нем участвовали различные категории угнетенного населения, каждая из которых стремилась добиться своих целей. Крест война наглядно показала, какие глубокие противоречия таятся в недрах русского общества. Ответом правительства Екатерины II на восстание стали реформы, направленные на укрепление системы управления государством.