60-90 – е 18 в- зарождение русской реалистической драматургии, основоположник – Фон-н. горький говорил, что им начата обличительно-реалистическая линия драматургии.
Пробовал свои силы в кач-ве актёра. В нач 60-х – секретарь Елагина, в руках которого находилось в эти годы управление придворными театрами.
Начинает принимать активную роль в лит-театр жизни Петербурга:пишет и переводит, общается с Дмитревским, Сумароковым, Княжниным, выступает в кач-ве публициста по вопросам театра в сатирических журналах.
1783 – ведет активную публицистическую д-ть, резко выступая против екатерининского двора и самой Екатерины II. Испуганная его смелостью Екатерина ограничила его лит д-ть. Задуманный им журнал «друг честных людей, или Стародум» был запрещен.
Фон-н принадлежал к числу дворянских просветителей втор пол 18 в., которых антикрепостническая борьба народа побуждала к критической оценке самовластия царей и произвола помещиков. Политическое мировоззрение нашло отражение в трактате «рассуждение о непременных государственных законах», в основе которого – просветительские идеи о происхождении монархического государства путем договора между монархом и обществом.более значительной из договаривающихся сторон является общество – нация. – «она без государя существовать может, а без нее государь не может». Разделяя взгляды просветителей, Фон-н считает идеальным гос-м монархию, возглавляемую мудрым и просвещенным монархом.
|
|
Сильная часть работы – гневно-обличительное изображение русского деспотического гос-ва – «люди составляют собственность людей», «народ, пресмыкаясь во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства», здесь «каждый или тиран или жертва», «есть гос-во, но нет граждан».
Полагал необходимым проведение коренных реформ, открывающих путь к экономическому, политическому и культурному расцвету страны. Эти реформы должны уничтожить произвол и деспотизм самодержавия и крепостников.
10. Д.И. ФОНВИЗИН – КОМЕДИОГРАФ
Драматургическая деятельность начинается с 60-х гг 18 в. В 1762 перевел трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы». Были близки просветительские идеи Вольтера.
Бригадир – втор пол 60-х.
Первое оригинальное и законченное драматическое произведение Фон-на. Уже знакомые по сатирическим журналам персонажи: невежественный и грубый помещик-бригадир, чиновник-взяточник, светский щеголь-галломан, традиционная пара добродетельных любовников.
Новый идейно-художественный принцип, введенный Фон-ым – изображение соц пороков как явлений, типичных для русской крепостнической действительности. Нет центрального образа, воплощающего один порок или недостаток – обобщенная картина социальных нравов дворянской России.
|
|
Действие в деревенском доме советника – богатого чиновника, взятками накопивший на деревни и стал помещиком. У него гостит бригадир в отставке с женой и сыном Иваном, которого хочет женить на дочери советника Софье. Галломан-щеголь Иван ухаживает за ее мачехой – советницей, за ней ухаживает и его отец-бригадир. Советник объясняется в любви бригадирше, пленясь ее домовитостью и хозяйственностью.
Комическим персонажам пьесы противопоставлены идеальные любовники – Софья и Добролюбов. Ссора бригадира (они все узнают) и советника приносит счастье влюбленным - С–фья получает согласие на брак с Добролюбовым, который к этому времени выигрывает судебный процесс и становится обладателем 2000 душ крепостных.
Против галломании и дворян-крепостников, являвшихся опорой российской деспотии. Не случайно название Бригадир – направленность сатиры. В лице бригадира яркий живой тип самодура помещика. В образе советника – лихоимца-чиновника.
Недоросль – 1782
Основной соц проблемой творчества Фон-на становится крепостничества. Типичные характеры в типичных обстоятельствах. Первое произведение русского просветительского реализма.
11. РУССКИЙ ТЕАТР ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА: РЕПЕРТУАР, ПОСТАНОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА, АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО, ЗРИТЕЛЬ