Наука и экономика. Наука и власть

Формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия

В XX столетии развитие средств массовой коммуникации, а также потребность осуществления междисциплинарных исследований ка­чественно изменили и социальный статус науки, и место социальных институтов науки. Возникли новые многообразные типы объединения ученых. Дисциплинарные исследования дополняются междисципли­нарными, стабильные научные коллективы (НИИ, академии, универ­ситеты, научные центры) сочетаются с исследовательскими группами, образуемыми для решения какой-либо одной проблемы. Изменились и средства, и способы коммуникации в науке: наряду с традиционны­ми монографиями и статьями в научных журналах возникают компью­терные статьи, монографии, журналы. В рамках Интернета ведутся дискуссии, обсуждаются промежуточные результаты научных экспери­ментов, а английский язык стал языком межнационального общения.

Сегодня наука обращается к анализу человекоразмерных систем (биотехнология, генная инженерия, экосистемы и т. п.). В связи с этим возникает насущная необходимость определения допустимо­сти некоторых экспериментов с такого рода системами и реализации проектов по преобразованию названных систем. Идеал ценностно­нейтрального знания уходит в прошлое, его место занимают социаль­ные ценности, гуманистические идеалы. Наука не может замыкаться на внутринаучных интересах, произвольно выбирать и определять цели и последствия своих исследований. Поэтому научные проекты долж­ны осуществляться после социальной и экологической экспертизы. Например, клонирование человека, использование генетически изме­ненных продуктов питания и т. д. Проблематичной является и широ­ко распространяемая сегодня практика пересадки органов. Успешная пересадка чужих органов и тканей никогда не гарантирует выздоров­ление, поскольку имунные системы отторгают пересаженный орган, так что операция приносит лишь временный успех. Сегодня никто не решается задуматься над тем, сколько абсолютно здоровых людей

были погублены криминальными структурами ради сомнительного выигрыша от пересадки органов и тканей.

Проблема государственного регулирования науки

Связь науки и экономики базируется на том, что наука является сегодня мощной производительной силой. Экономическая эффектив­ность наукоемких производств позволяет решать сложнейшие вопро­сы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, ре­шением продовольственной проблемы, технического переоснащения производства и управления, здравоохранения и образования.

Одна из важнейших функций науки — подготовка научных кадров, осуществление политики государства в сфере образования и культуры, обучения и воспитания молодежи. Государство призвано поддерживать науку и образование, финансируя строительство зданий и лаборато­рий, школ и научно-исследовательских институтов, осуществляющих программное обеспечение образования, государственный контроль за использованием по назначению бюджетных средств, выделяемых на образование.

Государство является заказчиком проектов, которые имеют обо­ронное значение, обеспечивают эффективность санитарных служб в борьбе с эпидемиями, имеют перспективу создания самых эконо­мически и технологически революционных проектов в области про­изводства. Взаимодействие науки и государства зависит от характера экономического и политического строя. Характерный пример: «С кого спросить за миллиарды?» — так называлась статья в газете «Известия» в 1988 году. Речь шла о невостребованных и неиспользованных техно­логических решениях, обещающих миллиардные прибыли. Но плано­вая экономика социализма оказалась реальным препятствием реализа­ции революционных научно-технических проектов. Здесь связь науки и экономики, но с отрицательным знаком. Аналогичный пример - из недавнего прошлого: идет к концу Вторая мировая война, Гитлер кричит о сверхоружии. Американцы знают, что это за оружие, ученые в ужасе перед такой перспективой. Правительство США создает мис­сию «АЛСОС». Ее задачи — установить, насколько Германия близка к созданию атомной бомбы, осуществлять поиск ученых — физиков- ядерщиков — и вывозить их в США, вывозить засекреченные докумен­ты. Накануне второй мировой войны ученые Германии были наибо­лее близки к реализации возможности создания «сверхоружия», т. е. атомной бомбы. Однако фашистский режим не смог воспользоваться возможностями ученых своей страны: часть из них была уничтожена за принадлежность к национальности (евреи в фашистской Германии физически истреблялись), другая часть эмигрировала из страны, тре­тья оказалась в ситуации слежки, подозрительности, страха, не рас­полагающих к творческому поиску. Такие примеры можно умножать бесконечно. Наука — мощная сила экономического и военного могу­

щества. Но использование этой силы в значительной степени зависит от государства, права, политических и экономических свобод. Обще­ство нуждается в науке и в контроле за использованием ее достижений. Наука нуждается в государственной экономической и политической поддержке. Названные задачи должны иметь правовое обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: