Формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия
В XX столетии развитие средств массовой коммуникации, а также потребность осуществления междисциплинарных исследований качественно изменили и социальный статус науки, и место социальных институтов науки. Возникли новые многообразные типы объединения ученых. Дисциплинарные исследования дополняются междисциплинарными, стабильные научные коллективы (НИИ, академии, университеты, научные центры) сочетаются с исследовательскими группами, образуемыми для решения какой-либо одной проблемы. Изменились и средства, и способы коммуникации в науке: наряду с традиционными монографиями и статьями в научных журналах возникают компьютерные статьи, монографии, журналы. В рамках Интернета ведутся дискуссии, обсуждаются промежуточные результаты научных экспериментов, а английский язык стал языком межнационального общения.
Сегодня наука обращается к анализу человекоразмерных систем (биотехнология, генная инженерия, экосистемы и т. п.). В связи с этим возникает насущная необходимость определения допустимости некоторых экспериментов с такого рода системами и реализации проектов по преобразованию названных систем. Идеал ценностнонейтрального знания уходит в прошлое, его место занимают социальные ценности, гуманистические идеалы. Наука не может замыкаться на внутринаучных интересах, произвольно выбирать и определять цели и последствия своих исследований. Поэтому научные проекты должны осуществляться после социальной и экологической экспертизы. Например, клонирование человека, использование генетически измененных продуктов питания и т. д. Проблематичной является и широко распространяемая сегодня практика пересадки органов. Успешная пересадка чужих органов и тканей никогда не гарантирует выздоровление, поскольку имунные системы отторгают пересаженный орган, так что операция приносит лишь временный успех. Сегодня никто не решается задуматься над тем, сколько абсолютно здоровых людей
|
|
были погублены криминальными структурами ради сомнительного выигрыша от пересадки органов и тканей.
Проблема государственного регулирования науки
Связь науки и экономики базируется на том, что наука является сегодня мощной производительной силой. Экономическая эффективность наукоемких производств позволяет решать сложнейшие вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, решением продовольственной проблемы, технического переоснащения производства и управления, здравоохранения и образования.
|
|
Одна из важнейших функций науки — подготовка научных кадров, осуществление политики государства в сфере образования и культуры, обучения и воспитания молодежи. Государство призвано поддерживать науку и образование, финансируя строительство зданий и лабораторий, школ и научно-исследовательских институтов, осуществляющих программное обеспечение образования, государственный контроль за использованием по назначению бюджетных средств, выделяемых на образование.
Государство является заказчиком проектов, которые имеют оборонное значение, обеспечивают эффективность санитарных служб в борьбе с эпидемиями, имеют перспективу создания самых экономически и технологически революционных проектов в области производства. Взаимодействие науки и государства зависит от характера экономического и политического строя. Характерный пример: «С кого спросить за миллиарды?» — так называлась статья в газете «Известия» в 1988 году. Речь шла о невостребованных и неиспользованных технологических решениях, обещающих миллиардные прибыли. Но плановая экономика социализма оказалась реальным препятствием реализации революционных научно-технических проектов. Здесь связь науки и экономики, но с отрицательным знаком. Аналогичный пример - из недавнего прошлого: идет к концу Вторая мировая война, Гитлер кричит о сверхоружии. Американцы знают, что это за оружие, ученые в ужасе перед такой перспективой. Правительство США создает миссию «АЛСОС». Ее задачи — установить, насколько Германия близка к созданию атомной бомбы, осуществлять поиск ученых — физиков- ядерщиков — и вывозить их в США, вывозить засекреченные документы. Накануне второй мировой войны ученые Германии были наиболее близки к реализации возможности создания «сверхоружия», т. е. атомной бомбы. Однако фашистский режим не смог воспользоваться возможностями ученых своей страны: часть из них была уничтожена за принадлежность к национальности (евреи в фашистской Германии физически истреблялись), другая часть эмигрировала из страны, третья оказалась в ситуации слежки, подозрительности, страха, не располагающих к творческому поиску. Такие примеры можно умножать бесконечно. Наука — мощная сила экономического и военного могу
щества. Но использование этой силы в значительной степени зависит от государства, права, политических и экономических свобод. Общество нуждается в науке и в контроле за использованием ее достижений. Наука нуждается в государственной экономической и политической поддержке. Названные задачи должны иметь правовое обеспечение.