Методика работы с повествовательными источниками. Интуитивизм

Повествовательные источники

Статистические источники

Массовые источники

Обычно в советско-российской историографии выделяют два подхода к проблемам изучения массовых источников. Разделение - по проблеме

того, что считать массовыми источниками. Две крупнейшие фигуры - Б.Г.Литвак и И.Д.Ковальченко. Они дают различные определения и возглавляют соперничающие подходы к пониманию массовых источников. Литвак предлагал определять массовые источники через следующую систему признаков:

1. ординарность условий происхождения источников

2. однородность и аналогичность, повторяемость содержания источников

3. однотипность формы, стремящейся к стандартизации (наличие законодательно установленного формуляра, по которому создаются эти источники (документы, выступающие как источники) или, в крайнем случае, формуляра, складывающегося в результате практики

традицио Ковальченко:

нных принципов создания) "Массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые создают определенные общественные системы с соответствующими им структурами. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а значит строение, свойства и состояние самих систем". Иными словами, для Ковальченко массовые источники - это источники, отражающие массовые явления. Для Литвака же массовые источники определяются не содержанием, а формой создания. Так, для Ковальченко статистические источники будут массовыми, а для Литвака - нет (за исключением первичных материалов).

Учетная документация - общее название для группы видов исторических источников, включающих материалы фискального, административного и церковного учета населения, а также учета объектов промышленности и сельского хозяйства. Учетная документация служит для контроля реализации управленческих решений. Примеры: материалы ревизий в РИ 18-19вв (ревизские сказки), материалы церковного учета православного населения (для РИ с конца пч18в) - метрические книги, в которые записывались даты крещения, свадьбы и отпевания; материалы административно-полицейского учета.

Статистика - система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления. Под статистическими материалами понимают любые массовые данные, которые может обрабатывать статистика. Статистика - (как направление в математике) область математики, основанная на теории вероятностей, задачей которой является интерпретация данных с чувствительной случайной изменчивостью. Статистика (как вид исторических источников) - это вид исторических источников, отличающихся от учетной документации тем, что она собирается для выработки управленческих решений.

Статистическая программа (формуляр) отличается от формуляра учетных документов:

1. расчет на обработку полученных данных методами математической статистики, что требует вводить в формуляр избыточную информацию, необходимую для математической проверки вероятности (достоверности) сведений

2. необходимость выявления процесса в динамике требует сопоставимости данных разновременных статистических исследований

Особенность статистики - возможность изначально заложенной тенденциозности в программе, что может приводить к выгодному исследователю искажению данных.

Под статистикой можно понимать и количественно выражение исследуемого явления. Существуют многие формы учета в зависимости от объекта:

1. поединичный - исследование проводится в рамках одного предприятия

2. отраслевой - одна отрасль народного хозяйства

3. общий

Для работы с этим родом источников обычно используется интуитивистский подход. Артур Шопенгауэр (1788-1860) - один из основателей интуитивистского подхода. Основное понятие его философии - воля. Всемирная воля - субстанциальное понятие. По Шопенгауэру, о предметах внешнего мира нам достоверно известно только то, как мы их воспринимаем. Все явления - и исследуемое, и исследователи - есть проявления Всемирной Воли - и объект, и субъект. Как метод исследования из его творчества вытекают интуиция и самонаблюдение (интроспекция). Эти идеи развил Вильгельм Дельтейм (1823-1911). Это направление получило название субстанционизм. Дельтейм, отталкиваясь от предпосылок Ш., предлагал использовать интуицию для исследования тех сфер жизни, где невозможна рациональная верификация информации. Дельтейм "всемирную волю" Ш. называл "Жизнь", которая существует в нашем восприятии времени и интерпретирует сама себя. Исследование по Д. должно иметь целью реконструкцию не явления, но смысла явления, который вкладывал в него другой человек - автор. Чтобы понять смысл, вложенных в материальные объекты, нужно воссоздать систему ценностей автора объекта, понять его представления о цели создания (категория будущего), значении (категория прошлого).

По Д. гуманитарное исследование состоит из двух частей - угадывания представлений другого человека и сообщения своей догадки заинтересованному читателю. Первый этап основан на сочувствии исследуемому объекту, эмпатии и умозрительному помещению себя на место исследуемого объекта. На втором этапе созданное при помощи интуиции должно быть аргументировано и получить ценность не только для исследователя. Язык исследования для этого должен оставаться рациональным, понятным для коллег. Само по себе стремление понять работу внутреннего мира другого человека есть высшее проявление нежелания исследователя замыкаться в себе. Желание понять систему смыслов, в которой существовал объект исследования, Д. называл "техникой личной гениальности".

Изучаются сравнительно простые явления, в которых явны связи между целью и способами достижения этой цели. Это документальные источники. Но они не позволяют проникнуть во внутренний мир человека. Для этого служат повествовательные источники, в первую очередь автобиографии. Третий, высший вид источников - великие произведения искусства, в которой "Жизнь" отражается в своей наивысшей форме, когда объект и субъект исследования во многом совпадают.

Феноменология - Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Основатель феноменологии. Центральная идея, касающаяся нас: система смыслов ограничивает наше существование, но является при этом необходимым условием существования познания. "Эпохэ" - идея, в основе которой лежит постоянная концентрация разума и воли на отсечении от объекта исследований всех иных желаний, кроме желания познать истину. Хайдегер - основатель философии экзистенциолизма, по которой нет знаний, свободных от контекста человеческих переживаний. Ролан Барт: "язык - это тюрьма человека".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: