Лекция №7

????

Немецкие крестьяне, вдохновленные Лютером, они готовы отдавать деньги местному священнику – который как идеал-пастыря, только никакой римской курии.

Лютер отвечргает идею чистилища. его вообще нет.

Лютер САМ испугался, выступил против крестьян, кот подняли мятеж. Он все-таки клирик. он не поддерживает мятеж. крестьян надо уничтожать, как бешенных. в ходе крест войны – возникают народные секты, его имя поднимают на щит. в рез Лютер опирается на элитарные силы, на курфюрста саксонского. те кто его поддерживают – проводят реформы. реформация – силами князей. КНЯЖЕСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. Государи очень активно «очищают» церкви, чаще всего это идет в казну, секуляризация церк земель. активное иконоборчество, скульптура, тд –уничтожается. Никто не сдерживает этих людей. упразднение священников – отвергают власть Р папы, они – глава Р. церкви – им же нужна сист правления. отмена иерархии – не надо, они ее оставляют. и в германии остаются дьяконы, священники, епископы.

Пока он скрывался, последователи – Филипп Деланктон (?). 1530 – обобщил осн позиции ЛЮТЕРАНСТВА – АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. Это свод лютер-ва. там все. вручил карлу 5. карл5 – католик.

1529 год карл запретил реф в лютер духе, кн-ва кто за лютера – свое возмущение. ряд городов заявили что будут проддолжать реформу. Понятие ПРОТЕСТАНСТВО. постепенно – расширительное толкование – все сторонники реформации, те те кто не признает власть рима. протест чины – войну против Карла, кот поднял католиков.

1555 год – конец Ш. войн (?). 1 случай как власть вынуждена признать право подданных на свободу вероисповеданий на их выбор.

1555 – АУГСБУРГСКИЙ религиозный мир. Чья власть – того и вера. победить никто не мог, поэтому и результат такой. паритет сил.

Протестанты- пруссия бранденбург гессен пфальтс вюртенберг + др.

Лютеранство шагает по европе – швейцария, нидерланды, скандинацвия-дания норвегия финляндия прибалтика. новая конфессионал карта европы.

ВЛИЯНИЕ раннего протестантизма. Лютер – акцент на постижении слова. 16 век – «вторая христианизация Европы». тк до – большинство не очень знало во что верят. внешнее впечатление. внутреннее – фрагментарно. фреска/картины – Библия для неграмотных. Целостной системы нет. реформация – акцент на чтении, постижении слова. формирование книжной цивилизации Европы. Лютер создает человека ЧИТАЮЩЕГО. огромное значение чтению, умение читать, грамотность – ключ к спасению души. множ-во изданий в протест регионах. гл – читать, справшивать можно потом у проповедников. это оч важный культ. сдвиг. новая эстетика.

Лютеранская Ц. – ушло все, на белых стенах – важнешие слова из свящ. писания – библии. новая эстетика.

+ Лютер против изображения Бога. тенденция в прот лит-ре - больше не изображ бога как седовласого старика сидящего на облаках. унизительна сама попытка изображать – сиянине изза облаков + пишут по древнееврейски господь» - все. все становится тоньше-трагичнее.

ПОДЪЕМ ГРАМОТНОСТИ. Протест регионы – более высокий ур грамотности. Школьная революция к16-н17 вв – рез реформации.

Благодаря Лютеру – многие кн-ва – отказ от папы, от катол Ц. Дальше –усиленное формир-е новых конфессий. протест-во – 1ое, дальше –снежный ком. в основе – призыв – чел сам решает на осн библии – что есть истина. сам можешь толковать библию без помощников – мысль – чем моя интерпретация хуже И другого. появл «учителя» - типа последователи Лютера – новые концепции. сам я имею право на толкования СП, дух людей – будут давать новые течения.

След. 2 течения – в швейцарии. оч быстро формир-ся. ЦВИНГЛИАНСТВО. Швейц – совок-ть отдельных субъектов права – кантоны, во гл – крупн города, или с\х кантоны – конгломерат земель, больш вариативность сист управления. в 1 из них в базеле появл последователь Лютера - У. Ц–ингли. во многом совпадает, только 2 таинства, спасение – только верой. догматически – единомышленники. КРОМЕ – в таинстве причастия не совершается реального превращения. диспут. Л. и Ц. ненавидели друг друга. когда верующий вку3шает хлеб и вино – то ничего не пресуществляется, просто символическое действие. в последствии – причищается мистически только избранные и праведные. не важно что съел-выпил, гл что происходит между вами и богом. что то что нам неподвластно, елси мы отринуты- не причастились. угадать нельзя, это можно наверное только почувствовать. тоньше все.

Ц. сумел создать новую модель Ц. То что не удалось лютеру. Ц. – церковь без священников. Ц. на республиканских началах – выборности. все жители города, они выбир из себя – старейшину – ПРЕСВИТЕР – вверяют рук-во общиной.У Ц. абертоны, х-ные для швейцари. Ц. считает, что духовная жизнь -самая важная сост-я любой жизни, община верующих – выше всего, в тч и мера и тд. старейшины должны направлять жизнь города. Ц – вроде на демокр началах, но Ц власти опять говорят о своем верховенстве. странная модель теократии.

КАЛЬВИНИЗМ. Швейцария – центр Реформации. Скоро появл еще 1 лидер – малоприятная фигура)) 3 течение в ПР – кальвинизм – Жан КАЛЬВИН – фр по происх-ю (1509-1564 гг). профес юрист, проникся идеями протестантизма. НО во фр – гонения, эмиграция –швейц. он уже к тому времени написал трактат «НАСТАВЛЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ». власти Женевы признют его мощным теологом. гор совет женевым – приглашают проповедовать. превращение его самого и Женевы – в центр Реформации. Кальвин-оратор, регулярно проповедовал. Изменил сознание горожан, женева –всегда процветавший город, торгово-ярм пути. города процветают – вдруг – скромной стала, жители – в черно-коричневом и тд. изменилась гор. эстетика. смысл – показать что ты не думаешь о моде, о прическе, гл – вера, серьезный настрой в жизни.

Жители стали отказ-ся от пышной обстановки, чуть ли не картины жгли.
НО гор. магистрат и власти-не довольны, тк огромное воздействие. Изгнали Кальвина, но др часть города – вернула его, ну и дух лидер женевы – тил зе енд.

Откуда такой аскетизм? ощущение что ты во всем греховен и виноват. запугивание человеч. личности. Кальвин сумел предложить им нечто компенсационное, нечто новое, что позволяло людям идти на жертвы с легкостью – ради спасения души.

УЧЕНИЕ. начинал с того, мир греховен, первородн грех. оно спасается только верой в Христа. соле фиде. в мире действует абсолютная предопределенность. рождаясь, чел уже обречен на спасение или на вечное проклятие. это раннехрист тезис, кальвин усиливает МОМЕНТ АБСОЛЮТНОСТИ. НЕ надейтесь что то изменить. Но есть свет в конце тунеля – судьбу свою можно узнать, предопред-ть можно выяснить. надежда – крючок за кот улавливал души людей. У каждого чел есть свое призвание мирское, статус, место, он должен достичь макс успеха в своем призвании.. нет порочных профессий, везде надо достигать пика. а ЗАЧЕМ? от твоей заслуги ничего не зависит. Кальвин объяснял – успех в мирском призвании – знак от господа, что ты избранный. феномен-е действие – люди верили в спасение – готовы быи стараться. это совпадало с желаниями богатого бюргерства. К. предлагает им новую этич доктрину – он оправдывает МИРСКОЙ УСПЕХ. Если вам господь помогает – вы избранные. оч хор для душевн покоя предпринимателя. в кальвинизм – повалили представители гор бюргерства. Франция – тоже распростр. гор слои – в кальвиннизм.

Вебер – о протестантизме и духе капитализма – отражение потребностей нового класса.

Но и элита принимает кальвинизм. все сложно. кальвин позволяет психологич-ки расслабиться деловым людям – впервые!

Христ аскетич этика – богатство – плохо, аскетич – идеал, не надо накапливать. Кальвин – вы успешны – ну и хорошо. Кальвин – надо много работать. слишком много ПРАЗДНИКОВ - отказ от праздн святых. трудоголики, и кальвин – первый.

Он вроде уверен в своем избранничестве, но надо работать все таки.

Старейшины – пресвиторы. могут быть светскими людьми – люди состоятельные, могут не обладать спец знаниями. гл – наставлять соседей, делать внушения, хранить кассу, НО также приглашали ПАСТЫРЕЙ – они – проповедники – трактаты пишет, об истине рассаз-т.

Верхновные органы – собрание пресвитеров – КОНСИСТОРИЯ. решения в повседневн жизни. они тоже ставили себя ВЫШЕ, а кальвин – выше всех, светски власти должны подчиняться. СЛЕЖКА – даже за семьями, нужно знать все, в замочню скважину смотрят. штор нет – нам нечего скрывать, да и пресвитеры и так посмотрят. Важно образование.

+ есть КОНГРЕГАЦИЯ – собрание теологов-пастырей.

Кальвин – непререкаемый авторитет. Протестантский папа. Радикальнее Лютера. Но если кто то его пытается превзойти в радикализме – он его уничтожает. Исп теолог – Мигель Сервет – свободомыслящий человек, рамок нет. в рез – преследовали его везде. отрицал троичность бога. послал зачем то трактаты свои Кальвину – тот в шоке, возненавидел его, тк посмел с ним палемизировать. Как то вычислил сервета под псевдонимом и донес католич властям. приехал сервет в женеву – кальвин сжег его – впервые протест лидер отказал в толковании св писания – аж сжег. всему есть пределы в свободомыслии.

Кальвина не любили, пугал всех своим аскетизмом. не все от него были в восторге. кальвинизм – 3 течение/онфесия в европ. протестантизме. он более радикален протест-ва в орг строении Ц.

РАДИКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ. По ср с этим кальв-м – просто розовые носочки. РНР – соедин с идеями соц реформир общества. первые токи – в крест войне. даже сами крестьяне. но у них были лидеры – пророки напр – часть новой картины мира –отказ от подчинения риму со всеми вытекающими, дальше идут некоторые – Томас Мюнц - м.б. автор документа – «СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО» - начинает с крест идей. цель – взаимная любовь и счастье – идеал общинный. различий в сосл – нет. но тк этого нет в реале – крестьяне имеют право тех кто и угнетает – сначала – предложить братскую христ любовь, елси нет - подвергать их угнетению, преследовать и тд. любой соц протест – Р. идеи есть.

К сер 16 века – в евр – распрстр секты АНАБАПТИСТОВ. рожд. в герм, потом распростр. А. – люди кот хотят равенства, справедливости, идеал – общины. обобществление всего. НО в основе идея – традиц. анаб-м – повторное крещение. елси цель – знать св. писание – для спасения. крещение младенца – странно, тк он ничего не понимает, когда он вырастет – поймет\осознает – второе крещение. НО повсеместно это казалось ересью. они оказ-ся изгоями – преследуют и католики и протестанты.

Такого рода выходы в иное соц. измерение – хар-я черта реформ.

Бесконечн процесс творения новых сект- до сих пор в протест мире. Баптизм – по европе, америка, кавказ.

будут и причудливые секты. акцент – ждут божеств озарения, схождения св духа для познания истины. дервиши – танцы, и тд. принцип – тот же. индивидум – боговдохновлен, отсюда пляшут. библия – от зубов отскакивает, цитаты на все случаи жизни 16-17 вв.

Англия – секта – публичное хулиганство – демонстрировали – от поведения чел-ка не зависит его спасение. гл – их уверенность в том, что они избранные. «Господь вас любит» - лозунг – ты избранный, он тебя любит.

Явление – кризис христианства, НО выход был найден. Ц. стала иной, она перестроилась. приняла нац хар-р, стала разив-ся на анац языке, стала понятнее пастве, огромные успехи в просветительстве, сняли претензии к церкци, кот наркопились. сделали мобильной.

Конфес карта меняется. кальвинизм – швейцария, шотландия, скандинавия, юг франции, др. потом и в америке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: