Романская скульптура Испании

Романская скульптура Италии

Скульптурный декор итальянских храмов романской эпохи отличается ярким своеобразием. В X – первой половине ХI века господствовали орнаментальные формы, около 1400 года наступило оживление изобразительной традиции. На юге, в Апулии, возник в это время ряд украшенных сюжетными рельефами епископских тронов и проповеднических кафедр. Однако истинный расцвет наступил на севере. Монументальные рельефы церквей Павии, Милана, Комо внесли значительный вклад в развитие европейской пластики. Выработанная здесь система оформления фасада, сочетавшая скульптурные фризы с архитектоническим декором, повлияла на другие страны.

Декор Сан Микеле в Павии как в фантастической зверинной тематике, так и в системе расположения длинными фризами опирается на приемы предшествующего времени. Сюжетная пластика дает о себе знать в рельефах входных дверей церкви Сан Дзено в Вероне: предпочтение полностью отдано человеку. Мастеров бронзовых врат волнуют прежде всего действенные взаимоотношения участников событий.

Главный памятник Эмилии - рельефы собора в Модене- был создан в самом начале ХII века мастером Вилиджельмо. Он расположил ветхозаветные сцены длинным фризом на фоне легкой аркады. Пластика фигур мощна и поражает выразительным лаконизмом. Характерные жесты, внося оттенок простодушия, лишь усиливают атмосферу патриархальной значительности происходящего.

Учеником Вилиджельмо был мастер Никколо. Его стиль более утонченный и элегантный, чем у учителя. Еще он был более эрудирован - в рельефах много византийских, южнофранцузких, бургундских и античных реминисценций. Николло считается автором выносного портика, столь любимого в Италии. В полной мере его мастерство раскрылось в оформлении церкви Сан Дзено в Вероне.

Самая крупная личность итальянских ваятелей романики – Бенедетто Антелами. Скульптор был, видимо, знаком со скульптурой Прованса и, возможно, с поисками мастеров Иль- де- Франса, изучал античное наследие. Первое датированное 1178 годом произведение скульптора - рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Его образы полны внутренней силы и благородного достоинства. Фигуры высечены с глубоким пониманием пластической выразительности объема. «Поклонение волхвов» на северном портале пармского баптистерия и группа царя Соломона и царицы Савской в его нише принадлежат к лучшим созданиям Антелами. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце. Расположенные по сторонам от входа внушительные образы пророков Давида и Иезекииля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.

Скульптурные изображения сосредотачивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания – на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями.

Крупнейшим памятником рубежа XI и XII веков стало скульптурное убранство монастыря Санто Доминго де Силос в провинции Бургос. Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей. В «Снятии со креста» движения персонажей замедлены, лица отрешены, Мария оцепенела от гор. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам. Выразителен и экспрессивен декор капителей собора в Хаке. Отправной точкой для мастеров послужили рельефы римских саркофагов.

В ХII веке расширилась тематика изображений на порталах. Весь западный фасад каталонской церкви Санта Мария в Риполе занимают 6 фризов рельефных изображений, которые были призваны утвердить триумф церкви, представить важнейшие библейские сцены.

Другая тенденция испанской скульптуры ХII века проявила себя в стремлении изображать драматически насыщенные сюжеты, сильные душевные порывы и страдания, сообщать динамику композициям и орнаментам.

Вершиной романской пластики стал «Портик славы» в соборе Сантьяго – де – Компостела. Он был создан 1168/88 годах мастером Матео. Матео усвоил основы бургундской пластики, ему были известны особенности скульптурных порталов Иль – де – Франс. «Портик славы», внушительное трехпролетное сооружение, богато украшен скульптурой. Здесь царит патетика драматических контрастов: низкие колонны удерживают огромный тимпан, плотные фигуры соседствуют с буйным растительным орнаментом, иератическая репрезентативность поз – с угловатой скованностью движений, патриархальная мудрость – с юношеским лиризмом. Статуи, обрамлявшие портал еще не превратились в статуи - колонны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: