МАРКСХЕМА
IV вариант
IV вариант
Исследования деятельности казахской интеллигенции
Документы Комиссариата народного образования использованные для
Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы
IV вариант
PAPER 4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
продолжительность: 90 минут
Ресурс А Отрывок из письма Сталина членам бюро ВКП б
Казкрайком в журнале «Ак жол». 1925 год 29 мая.
Я полностью поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к советской печати. Я так же поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к развитию казахской культуры. Подготовка учебников на казахском языке является основной задачей сферы культуры. Но я против участия беспарийной интеллигенции в политической и идеологической борьбе. Я не поддерживаю участие беспартийных в воспитании казахской молодежи.
Ресурс В 11.06.2009 «День памяти жертв политических
репрессий»
Старший прокурор управления по реабилитации граждан и надзора за исполнением наказаний - Болат Сыздыков.
|
|
Главное преступление сталинизма заключалось в применении командно-административной системы, создании системы лагерей, в насильственном переселении народов, нарушении гражданских прав и свобод. По этой причине Сталинская Конституция СССР 1936 года еще больше укрепила эту систему, а социализм обрел тоталитарно-казарменный режим. Как показывают материалы следствия, Уголовно-процессуальный кодекс грубейшим образом нарушался. Об его нарушении свидетельствуют следующие доказательства: уголовные дела возбуждались без постановлений, обвиняемые подвергались аресту безосновательно и без санкции прокурора. Обвиняемые по предвзятой позиции уже считались виновными и месяцами без суда и следствия содержались в тюрьмах ОГПУ. В конце расследования обвиняемых даже не знакомили с материалами дела. Обвиняемые были лишены права на защиту. По завершению дела без утверждения отправлялись во внесудебные органы без и именно они выносили по ним приговоры.
Ресурс С Дип.-Халық-Ағарту-Комиссариатының-қоры
В Казахстане советская власть начала духовное наступление на представителей казахской интеллигенции в лице комиссариата народного просвещения. Ответсвенный секретарь Казкрайкома ВКП (б) Ф.И.Голощекин был против участия представителей казахской интеллигенции в культурной деятельности, их идеологического влияния на общество. Критиковал руководителей Комиссариата народного просвещения, часто требовал проверять интеллигенцию с целью раскрытия их деятельности, подрывающей устои советского общества и дальнейшего отстранения от культурной жизни. До этого времени авторами учебников являлись лидеры «Алаш», поэтому руководство все силы направляло на соответствие учебников советской идеологии.
|
|
Ресурс Д Михаил Зельцер сын узницы, 2002 г
«Жети жаргы» книга «Страницы трагических судеб»:
«Кого только не собрал лагерь – здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид».
Бывшая узница АЛЖИРа Мария Даниленко из Харькова в своих воспоминаниях в той же книге «Страницы трагических судеб» пишет, что у 90 процентов заключенных было высшее образование».
Ресурс Е Фотокопия снимка Гертруды Платайс, узницы АЛЖИРа
(Акмолинского лагеря жен "изменников" родины).
Фотография размещена в музее памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР".
Задания по теме: «Установление в Казахстане сталинской
тоталитарной системы»
І. (а) Согласно ресурсу А, В каких сферах развития общества Сталин считает привлечение казахской интеллигенции неприемлимым.
[2 балла]
(б) По сведениям, данным в ресурсе В, определите способы Сталина по
укреплению тоталитарного режима
[3 баллов]
ІІ. Сравните и сопоставьте выраженные в источниках А и Cпо теме «Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы», определите сходства и и различия.
[6 баллов]
ІІІ. В исследовании темы «Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы», в ресурсх Д и Е: используя происхождение, цели, определите ценность и ограниченность источников.
[6 баллов]
IV. Используя приведенные ресурсы и свои знания, охарактеризуй казарменный социализм Сталина
[8 баллов]
По теме: Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы
І задание. (а) Согласно ресурсу А, В каких сферах развития общества Сталин считает привлечение казахской интеллигенции неприемлемым.
1. В политической борьбе
2. В воспитании молодежи
[2 балла]
(б) По сведениям, данным в ресурсе В, определите способы Сталина по
укреплению тоталитарного режима
1. Создание системы лагерей ГУЛАГ
2. Административно-командная система
3. Деятельность ОГПУ
[3 балла]
ІІ задание. Сравните и сопоставьте выраженные в источниках А и Cпо теме «Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы», определите сходства и и различия.
· В двух ресурсах о контроле культурной жизни казахского общества
· В двух ресурсах говорится о деятельности казахской интеллигенции в культуре, как авторах учебников.
· В двух ресурсах руководство советской власти лидеры партии против участия беспартийной интеллигенции в политике и идеологии
Отличие
· В ресурсе А Сталин за участие беспартийной интеллигенции в советской печати.
· В ресурсе С Голощекин требует самого строгого контроля за беспартийной интеллигенцией в Комиссариате Народного Просвещения
· В ресурсе А Сталин привлекает беспартийную интеллигенцию в развитии казахской культуры. В ресурсе С Голощекин против привлечения беспартийную интеллигенцию в развитии культуры, объясняя их идеологический вред, выступает против их участия во всех направлениях культуры.
· В ресурсе А Сталин не разрешает беспартийной интеллигенции участвовать в идеологической борьбе и воспитании молодежи, В ресурсе С Голощекин требует труды интеллигенции свести на нет, проверять их деятельность, комиссариату активнее раскрывать их вредную деятельность, проверять их учебники на идеологическое соответствие.
[6 баллов]
ІІІ задание. В исследовании темы «Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы» в ресурсх Д и Е: используя происхождение, цели, определите ценность и ограниченность источников.
· Ресурс Д. ПРоисхождение. Автор, Михаил Зельцер сын узницы Брайн Лурьены сидевшей вместе с Рахиль Плисецкой, 2002 г «Жети жаргы» книга «Страницы трагических судеб».
|
|
· Цель - показать что большинство политических заключенных, репрессированных.были деятелями образования, культуры, науки, общества. Которые в один день потеряли все и стали заключенными лагеря.
· Ценность ресурса Д. Это свидетель который имеет отношение к историческим событиям, заключенного вместе с остальными жетрвами в лагере «Алжир». Рассказывает о матери знаменитой балерины Майи Плисецкой Рахиль Плисецкой. Дополняет наши знания о репрессиях.
· Ограниченность ресурса Д. Не является научным исследованием. Автор не исследователь, больше пишет о эмоциях и страданиях.
· Ресурс Е. Фото. Происхождение. Фотокопия снимка Гертруды Платайс, узницы АЛЖИРа. Фото из музея памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР".
· Ресурс Е. цель - показать что заключенной лагеря «Алжир» является женщина, репрессированная.
· Ресурс Е. Значимость - Фото является историческим документом, т.к взята из архива лагеря.
· Ограниченность ресурса Е. Фото Гертруды Платайс не дает полной информации о жизни в лагере.
[6 баллов]
IV задание. Используя приведенные ресурсы и свои знания, охарактеризуй казарменный социализм Сталина
1. Господство однопартийной системы,
2. Несоблюдение конституции,нарушения прав и свобод граждан,
3. Командно-администратиная система,
4. Массовые репресии против отдельных граждан так и против целых народов.
5. Создание системы лагерей ГУЛАГ.
6. Сталинская тоталитарная система-это антинародный режим,
7. Укрепление личной власти Сталина с помощью господства коммунистической партии.
8. Вывод
[8 баллов]