Новоегипетское

Эпоха Нового царства (XVIII–XX династии) длилась около пяти столетий (XVI–XI вв. до н. э.). Как и прежде, ведущую роль играл Фиванский ном, располагавшийся на юге страны, вдали от политического центра гиксосов. Уже фиванские правители XVII династии вели ожесточенную борьбу с гиксосами. При основателе XVIII династии фараоне Яхмесе I египтянам удалось не только изгнать своих противников из Дельты, но и начать завоевания в Восточном Средиземноморье – в Палестине, которую тогда именовали Ханааном.

Период XVIII династии – самый блистательный в истории Древнего Египта. В XVI–XV вв. до н. э. египетские войска осуществили значительные завоевания в Азии и Африке. Армия Египта уже не была похожа на собрание номовых ополчений, где каждый был вооружен чем только мог. Она была закалена в боях за объединение страны и изгнание гиксосов. За время владычества последних египтяне освоили важнейшие достижения в военном деле Передней Азии бронзового века. Армия комплектовалась по набору и имела четкую организационную структуру, делясь по родам войск, а не по номам. Была налажена служба снабжения и система обучения новобранцев. Ударной силой армии являлись легкие боевые колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице располагались двое – возница, управлявший конями, и боец, метавший дротики или стрелявший из лука. Колесница – аристократический вид войска, и колесничные воины составляли особый социальный слой. Они часто решали исход сражения, им доставалась львиная доля добычи.

При фараоне Тутмосе I (XVI в. до н. э.) походы в Восточное Средиземноморье стали практически ежегодными. Египетские войска достигли, как сказано в одной из надписей, «реки, текущей в обратную сторону» (т. е. верховьев Евфрата, течение которого с севера на юг поразило жителей Нильской долины).

В результате грандиозных военных походов и создания великой державы произошло обогащение знати и усиление храмов. В то же время фараон чувствовал себя единовластным правителем страны и не хотел считаться с региональной политической элитой. Острый конфликт вспыхнул в XIV в. до н. э., в правление Аменхотепа IV. Развитие социально-политических противоречий привело к религиозной реформе. Фараон объявил себя сыном и избранником малозначительного бога Атона. Атон не был похож на другие египетские божества: не имел собственной мифологии и был почти лишен иконографических атрибутов, представляя собой солнечный диск. На памятниках искусства той поры фараон и его семья изображены перед солнечным диском, который протягивает им свои руки-лучи, держащие знак жизни анх. Себя самого фараон считал первосвященником Атона, от которого, как от солнца, исходит свет, тепло и всяческое благо на земле. Культы прочих богов были объявлены бессмысленными и ложными, а служители их попадали в разряд противников фараона-реформатора и его небесного покровителя.

На месте изолированных очагов цивилизации в середине II тысячелетия до н. э. образовалась обширная ближневосточная зона, составлявшая определенное внутреннее единство. Помимо Западной Азии и Египта в эту зону входит островное Средиземноморье: недаром при раскопках Кносского дворца на Крите обнаружены предметы египетского происхождения, а в эгейском искусстве заметны древнеегипетские мотивы.

Контактам в духовной сфере между различными цивилизациями бронзового века способствовало господство в ту эпоху политеистических религий. Как уже говорилось, боги делились не на истинных и ложных, а на своих и чужих. Каждое божество помогало прежде всего своему народу (городу, общине), но если его задобрить и отнестись к нему с должным почтением, то и чужаку можно было ожидать от него ответных милостей.

Фараоны, правившие с конца XIII до начала XI в. до н. э., всячески стремились заручиться поддержкой храмов. Храмовые владения росли год от года, а принадлежавшие храмам земледельцы составляли весьма значительную часть населения страны. Параллельно с этим оскудевала казна фараонов. Наиболее влиятельным, в том числе и в политике, стало жречество бога Амона Фиванского. В религиозных текстах Нового царства образ Амона постепенно меняется и начинает чем-то напоминать Атона времен реформы Эхнатона: Амон предстает как божество единое, космическое, вездесущее. Однако, в отличие от Атона, он никогда не лишается традиционной иконографической атрибутики и не противопоставляется другим египетским богам. Амон из обычного бога превращается в Бога, а верховный жрец Карнакского храма выступает как его представитель на земле.

Внутренняя обстановка в Египте не благоприятствовала формированию сильной армии. Фараоны ориентировались на наемников-иноземцев, чаще всего принимая на службу целые племена воинственных ливийцев. Египтянам к концу тысячелетия с трудом удалось отразить натиск «народов моря» в районе Дельты. Однако страну ожидала более серьезная опасность: номархи становились все более самостоятельными. Ливийские военачальники, опиравшиеся на реальную силу в виде вооруженных соплеменников, порой не желали подчиняться фараону. А в самой столице, в Фивах, царь и земной бог Египта оказывался марионеткой в руках жрецов Амона. В начале XI в. до н. э. наступил формальный распад египетского государства, положивший конец блистательной эпохе Нового царства.

НОВОАССИРИЙСКОЕ

Самой ранней из мировых держав I тысячелетия до н. э. было Новоассирийское царство. Ассирия сильно изменилась по сравнению с эпохой архаичных среднеассирийских законов XV в. до н. э. Давно ушли в прошлое порядки, при которых важную, а то и решающую роль в Ашшуре играли должностные лица, избираемые городской общиной. Во главе Ассирийского царства стоял полновластный монарх. Этнически цари принадлежали к одной из групп западных семитов – арамеям, и это стало одной из причин широкого распространения арамейского языка при дворе, а затем и превращения его в язык канцелярии на всей территории Передней Азии. Для историка это имеет одно неприятное последствие: по-арамейски писали не на глине, а чаще всего на коже, и чем шире распространялся этот язык, тем меньше сохранившихся документов.

Правители Ассирии, стремившиеся к территориальным захватам, вели бесконечные войны с соседями. В период расцвета Новоассирийская держава занимала не только всю Месопотамию – Северную и Южную, но и огромную территорию Восточного Средиземноморья, районы Закавказья, а также – какое-то время – Северо-Восточную Африку и Юго-Западный Иран. Варварские племена Иранского нагорья и Северной Аравии, Иудейское царство и города Малой Азии либо признавали зависимость от ассирийских царей, либо откупались от них данью. В VIII–VII вв. до н. э. Ассирийская мировая держава безраздельно господствовала на Ближнем Востоке.

Основой успехов ассирийцев и главной опорой их власти была армия. Ее костяк составляли отряды профессиональных воинов, которым выдавалось жалованье из казны. Характерная для предшествующего периода система, при которой воины получали земельные наделы и сочетали службу с крестьянским трудом, уходила в прошлое. Ассирийские солдаты имели единообразную экипировку и были вооружены самым совершенным по тем временам железным оружием. Замечательно была поставлена военная разведка, и соответствующие донесения, сохранившиеся до нашего времени в клинописных архивах, порой представляют собой весьма занимательное чтение. Военная политика ассирийцев отличалась крайней жестокостью. Иногда они почти полностью истребляли жителей непокорного поселения, вырубали сады, засыпали колодцы и каналы, совершались показательные казни.

Весьма характерна и административная деятельность правителей Ассирийской державы. Они решительно ломали традиционные границы политических образований. Создаваемые вновь территориальные единицы были настолько мелкими, что вопрос об их самостоятельном существовании не мог быть даже поставлен. Для того чтобы избежать самой возможности сепаратизма, т. е. желания того или иного наместника передать власть в округе своему сыну по наследству, во главе крупных областей часто ставились евнухи, так что местная династия просто не могла возникнуть. Производя перекройку всех границ и сознательно перемешивая население на огромных территориях Передней Азии, ассирийцы преследовали практическую, корыстную цель – закрепить свою власть. Объективным же результатом этой политики явилось то, что Передняя Азия под ассирийской властью стала более однородной в этнокультурном отношении.

Наиболее интересные образцы ассирийского искусства – дворцы, с необычайной пышностью сооружавшиеся в царских резиденциях Хорсабаде, Кальху и в последней столице – Ниневии. Дворцы представляют собой произведения официального искусства и ярко демонстрируют царскую идеологию.

Ассирийские художники очень любили сцены львиной охоты. Царь скачет на колеснице, держа в руке огромный лук. Мышцы его рук демонстрируют нечеловеческую мощь. Слуги из специального загона выпускают царей зверей – могучих львов, и владыка Ассирии поражает их одного за другим. Раненые львы в бессильной злобе пытаются укусить хотя бы колесо царской колесницы и умирают в страшных муках.

Вдоль рельефных изображений идут клинописные строки – летопись царских подвигов. И текст, и сами рельефы в высшей степени выразительны. Ассирийский царь – настоящий мужчина и воин, лев среди людей. И недаром библейский пророк Наум называет Ниневию «логовищем львов».

НОВОВАВИЛОНСКОЕ

В 626 г. до н. э. Набопаласар, по этнической принадлежности халдей (одна из групп семитских племен), стоявший во главе Вавилона, объявил себя независимым царем этого города. И у правителей Ассирии уже не нашлось сил сместить его или принудить к повиновению. Еще более грозная опасность надвигалась с востока: ираноязычные племена мидийцев, неоднократно признававшие свою зависимость от ассирийских царей, консолидировались в огромное государство. Сложился союз мидийцев и вавилонян против Ассирии, и от последней стали отпадать одна область за другой.

Воспользовавшись тем, что основные кампании ассирийской войны велись в Месопотамии, фараон решил вернуть себе земли Восточного Средиземноморья, когда-то принадлежавшие египтянам. Его войска прошли до Северной Сирии и овладели г. Кар-хемишем в верховьях Евфрата. На борьбу с египтянами Набопа-ласар отправил своего сына и наследника Навуходоносора. В 605 г. до н. э. молодой полководец наголову разбил египтян. Однако ему пришлось поспешно вернуться в Вавилон, так как поступило известие о смерти его отца. Вступив на престол, Навуходоносор II лишь через несколько лет смог приступить к экспансии в Восточном Средиземноморье, и тогда все владения Ассирии в этом регионе стали принадлежать халдейскому Вавилону.

О последних днях халдейского Вавилона сохранились ветхозаветные предания и рассказы античных авторов («отца истории» Геродота). Согласно этим источникам, мидийцы и персы теснили последнего вавилонского царя. Библия называет его Валтасаром, хотя на самом деле Валтасар был лишь царевичем – сыном царя Набонида. В «Книге пророка Даниила» говорится: Валтасар пировал со своими вельможами, используя в качестве кубков для вина священную утварь из разрушенного Иерусалимского храма. И вдруг появились «персты руки человеческой и писали против лампады» на стене огненные слова, которые никто из халдейских мудрецов не мог понять. «Царь… встревожился и вид лица его изменился…» И позвали пленного иудея Даниила, который прочитал: «Мене, текел, упарсин», и истолковал это так: «Ты измерен, взвешен и отдан персам». В ту же ночь, согласно библейской легенде, царь Валтасар был убит, и Вавилонское царство пало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В I тысячелетии до н. э. повсюду на Древнем Востоке – где раньше, где позже – наступил железный век. Широкое распространение металлических орудий труда делает менее необходимой общинную солидарность соседей и родственников. Большие семьи постепенно распадаются. Территориальная община меняет свой характер, обеспечивая помощь государству в сборе налогов и способствуя эксплуатации односельчан. Развитие индустрии железа (закалка, изготовление «стали») приводит к освоению обширных пространств, прежде мало пригодных для жизни. Изолированные очаги и зоны цивилизации все более сливаются, и теперь уже островками кажутся места расселения первобытных племен. Создаются сверхкрупные государства – мировые державы, или древние империи. Внутренний состав их, естественно, весьма пестр – по языку и этнической принадлежности, по условиям хозяйственной деятельности и образу жизни, по уровню развития цивилизации. Варварская периферия находится не только за границами империй, но и внутри этих границ («внутренняя периферия»). Правители, возглавляющие мировые державы, различными способами стремятся скрепить воедино принадлежащие им территории и навеки обеспечить власть своим потомкам. Они ведут особенно агрессивную внешнюю политику.

На Ближнем и Среднем Востоке одна мировая держава сменяет другую: Новоассирийское и Нововавилонское царства, Персидская держава Ахеменидов. Появляются новые правители и страны-лидеры, но общая тенденция развития остается неизменной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: