Основные теоретические положения. Основные теоретические положения

Задание №10.

Методические указания.

Основные теоретические положения.

Задание №10.

L Задание для самоконтроля.

1. Первая новая (экспериментальная) школа была создана в Англии в 1889 г.

а) С. Редди

б) Дж. Бэдли

в) А.С. Нейлом

2. Автор метода проектов –

а) Дж. Дьюи

б) У. Килпатрик

в) К. Уошберн

3. Совместное планирование учебной нагрузки учителями и учащимися на год предусматривал

а) Дальтон-план

б) Йена-план

в) Говард-план

4. Какой из перечисленных методов обучения получил название «лабораторного»?

а) метод проектов

б) Дальтон-план

в) Йена-план

5. Одна из ведущих идей Говард-плана –

а) учащиеся получают знания и умения в процессе выполнения опытных (практических) заданий, предусматривающих постановку проблемы, составление плана её реализации и оценку выполнения

б) пробуждение социальной сознательности и активности учащихся

в) обеспечение максимальной гибкости при выборе учащимися учебных курсов в рамках одного класса при сохранении образовательного стандарта

6. Свободная Вальдорфская школа возникла

а) в 1912 г. в Бельгии

б) в 1919 г. в Германии

в) в 1925 г. в Британии

7. В основание Вальдорфской школы было положено разработанное Р. Штайнером философско-педагогическое учение

а) антропософии

б) прагматизма

в) сенсуализма

Охарактеризовать взгляды В.А. Сухомлинского на вопрос гражданского и патриотического воспитания молодёжи.

В.А. Сухомлинский (1918–1970) – известный отечественный педагог, создавший оригинальную теорию воспитания человека-гражданина и воплотивший её в практике Павлышской школы. Родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Окончил Полтавский педагогический институт и вернулся в родные места, где работал преподавателем украинского языка в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, получил ранение под Смоленском. В 1942 году, защищая Москву, младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен. После долгого лечения в госпитале на Урале возвратился в родные края. С 1947 г. на протяжении 23 лет был бессменным директором сельской средней школы в Павлыше, ставшей в ряду авторских школ «школой радости», «уголком красоты».

Свои педагогические взгляды на проблемы воспитания молодёжи Сухомлинский изложил в целом ряде работ, в т.ч. «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Павлышская средняя школа» (1969), «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970) и др.

Ведущими педагогическими идеями Сухомлинского являются:

- доверие и уважение к детской личности;

- превращение деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс;

- ограничение сферы влияния коллектива на личность;

- воспитание без наказания – признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности;

- воспитание у школьников свободы выбора;

- иерархичность воспитания – ведущей сферой является духовность, опосредующая другие черты личности.

Гражданское и патриотическое воспитание Сухомлинский рассматривает как важные составляющие процесса гармонического формирования личности, которые реализуются через учение, труд, игру, чтение, праздники, определяют в конечном итоге жизненную устремлённость человека, его поведение в обществе и соотносятся с его нравственными идеалами.

Общее представление о В.А. Сухомлинском и его вкладе в разработку теории воспитания возможно получить из учебного пособия Д.И. Латышиной (с. 547-560).

Конкретизировать взгляды Сухомлинского на проблему гражданского и патриотического воспитания поможет обращение к выдержкам из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека» (см. Дидактические материалы, CD).

Познакомиться с сущностью современных авторских школ.

Исторически потребность в обновлении школы обусловливалась развитием индустриального общества, влиянием научно-технического прогресса, необходимостью освоения культурных ценностей. В связи с этим наряду с традиционными образовательными учреждениями возникали авторские школы, которые даже в обстановке реакции становились очагами гуманизма в деле воспитания и обучения подрастающих поколений. Достаточно назвать Академии Платона и Алкуина, Ликей Аристотеля, «Дом радости» Витторино да Фельтре, «Учреждение для бедных» И.Г. Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н. Толстого, гимназию К.И. Мая и др.

В период новейшей истории авторские школы из «единичных новообразований» приобрели характер значимого фактора, который в течение всего ХХ столетия определяет особенности педагогического процесса. При этом они выполняют ряд функций:

- пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики;

- сотрудничество и партнёрство всех субъектов учебно-воспитательного процесса;

- порождение новых технологий;

- создание условий для творческого поиска и профессионального роста, формирования «школы будущего».

В современных педагогических исследованиях (Т.В. Цырлина) выделены следующие основные этапы в развитии авторских школ:

1 период - с начала ХХ в. до середины 30-х гг.;

2 период - от середины 30-х до второй половины 50-х гг.;

3 период - от конца 50-х до середины 80-х гг.;

4 период - от второй половины 80-х до настоящего времени.

При этом под авторской школой понимается «школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе чётко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты» (см. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века... – с. 16).

Деятельность авторских школ содействует развитию инновационных процессов в образовании, которые приобрели массовый характер в России, особенно в последние десятилетия ХХ века, а готовность и способность к ним стали важными показателями педагогического профессионализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: