Переворот Мэйдзи

Формирование нового японского государства

Конституция 1876 года

Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились поли­тические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользова­лись поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституцион­ная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.

В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый сул­тан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.

Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую импе­рию конституционной монархией. За подданными султана консти­туционно признавались неотъемлемые гражданские права независи­мо от вероисповедания и национальности — на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельно­стью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых ад­министративных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней — Сената — назначались султаном пожиз­ненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущест­венным и другими цензами. Хотя законодательная власть была ус­туплена парламенту, за султаном сохранялись значительные полно­мочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объ­являть военное положение, ограничивать гражданские права и сво­боды, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежне­му оставались в сфере религиозно-священных законов, султан со­хранял права и власть халифа.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаи­мопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту пра­вительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессиро­ваны многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само дви­жение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый пар­ламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекра­тила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, устано­вился вновь режим неограниченной монархии и политической дик­татуры.

К середине XIX в. Япония оставалась феодальным государством. Жесткая си­стема сословных разграничений в нем дополнялась особой военно-служилой иерархией в рамках государственного строя сегуната (см. § 47). Военная администрация сегуна — бакуфу — единственно объединяла страну. Реально Япония по-прежнему распадалась на отдельные княжества под властью феодальных кланов во главе с дайме. В японском обществе, напротив, к первой половине XIX в- обозначились новые явления, связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя. Чрезмерные сословные ог­раничения, налоговые тяготы вызывали рост общественного недо­вольства. Почти постоянными стали крестьянские восстания в кня­жествах, которые собирали под своими знаменами и многочисленных деклассированных самураев. Между княжествами Юга и Севера обозначились различия, связанные с разными уровнями социальной и экономической модернизации. Это было взаимообусловлено с оформлением оппозиции южных кланов и примыкавших к ним кня­зей режиму сегуната. Частичной попыткой преодолеть кризис стали; реформы периода Тэмпо (1830-1843 гг.). Были устранены некото­рые социальные монополии, облегчено развитие мануфактур, J крупных княжествах Сацума, Тесю были проведены налоговые и административные реформы.

В нарастании социально-политического кризиса в Японии сере­дины XIX в. совершенно особую роль сыграл внешний фак­тор: отношения с европейскими державами и США и правитель­ственная политика по поводу этих связей. С 1640 г. страна была «закрыта» для общения со всеми странами, кроме Китая и Кореи; ослушников ждала смертная казнь. Запрещены были исповедование христианства, деятельность миссионеров. Нарастание колониальной экспансии США, других западных держав на Дальнем Востоке при^ вело в 1854—1858 гг. к принудительному «открытию» Японии для морской торговли и коммерческой деятельности иностранцев. Были заключены неравноправные договоры США, Англии, России с Япо­нией. Взаимоотношения с европейскими государствами были по-раз­ному использованы японскими феодальными кланами и сегунатом. Одни стали извлекать коммерческие и военные выгоды, хотя и до­пуская ограбление своих владений, другие стремились к восстанов­лению «святынь» прежних порядков, обоснованно видя в модерниза­ции опасность для режима. С 1858 г. противостояние по вопросу о внешних отношениях вылилось в борьбу дайме разных кланов за ге­гемонию в бакуфу. Сторонники модернизации объединились вокруг клана Сацума (а также Тесю, Тоса). Эти кланы и выступили орга­низаторами борьбы с бакуфу.

Раскол феодальных группировок проходил на фоне значительно­го роста крестьянских волнений (1860-1867 гг.). Некоторые кланы стали использовать новые крестьянские вооруженные отряды для борьбы с противниками, что стало одним из нарушений прежних феодально-сословных устоев. Раскол поддерживающих сегунат сил, активизация реформаторов повысили политическое значение импе­раторского двора, в частности придворной аристократии и чиновни­чества — кугэ. Опираясь на политический интерес кугэ, в цент­ральных районах страны ширилось движение за восстановление прав императорской власти (под лозунгами сонно-дзен — «почитание»). В южных кланах и среди самурайского чиновничест­ва (которому реально принадлежала средняя и низовая администра­ция в стране) окрепли стремления к свержению бакуфу.

В августе 1863 г. крупнейшие кланы Сацума, Тесю и Тоса ввели в столицу — Киото — войска, совершив государственный переворот. Однако дальнейшие события и аристократические противоречия раскололи оппозицию, временно усилились соглашательские настро­ения. Возникли проблемы реализации императорской власти, по­скольку все реальное управление было в руках бакуфу. Между кла­нами развернулась гражданская война (1863-1867 гг.). Война шла с переменным успехом, пока на политической арене не появились но­вые мощные силы: купеческие кланы оказали оппозиционерам мощ­ную финансовую поддержку, крестьянские отряды — госи разви­лись до прообраза полурегулярной армии, оснащенной новым ору­жием. В ходе гражданской войны все большую общественную под­держку стала находить идея политического представительства как органа, способного направлять императорскую политику.

Военно-политический переворот обрел легальные формы с нео­жиданной переменой на престоле: в конце 1866 г. скончался импе­ратор Комэй, власть номинально перешла к новому монарху — Му-цухито, взявшему, по японской традиции, новое имя Мэйдзи («про­свещенное правление»). В антисегунской оппозиции возобладали интересы придворных кугэ и самурайского чиновничества, требовав­ших полной политической реформы и возврата к исторически-ми­фологической монархии. Опираясь на военные отряды оппозицион­ных кланов, мятежники-реформаторы потребовали у сегуна возвра­тить власть императору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающие для прежних порядков институты. 14 ок­тября 1867 г. сегун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сегуна. Политический переворот был дополнен дворцовым: совеща­ние кугэ и чиновничества 8-9 декабря выработало принципы нового государственного порядка. Эти принципы были легализованы в им­ператорском манифесте от 9 декабря 1867 г., формально завершив­шем переворот. В манифесте (1) утверждалось возвращение сегуном власти, (2) упразднялись посты регентов, главного советника и инс­титут бакуфу, а главное (3) провозглашался новый политический курс: «Основываться на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны, — весь народ, гражданские и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном об­суждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни».

Вассалы дома Токугава в целом одобрили реставрацию историче­ской монархии. Но реальная власть сегуна в Северной и Централь­ной Японии не была поколеблена. Опираясь на собственную армию, сегун развязал еще одну гражданскую войну (1868-1869 гг.). Война окончилась победой императорских сил и полной ликвидацией инс­титута сегуната (сопротивление отдельных мятежных дайме длилось еще около двух лет). Хотя переворот имел чисто верхушечные про­явления (несмотря на то, что всколыхнул широкие самурайские массы и городское население), значение его для государственного развития Японии было велико: с падением сегуната была разрушена и вся многостолетняя государственно-административная и военная системы страны.

В результате переворота Мэйдзи в Японии запоздало установи­лась абсолютная монархия и открылись перспективы для скорого завершения централизации страны. Однако особенности времени предопределили рост влияния антифеодальных социальных сил и реформаторского чиновничества. Это сделало эру Мэйдзи периодом быстрой политической модернизации государственного строя и фор­мирования нового правового уклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: