Регулирование экономики и социально-хозяйственных связей

Правовое регулирование экономики в нацистской Германии характеризова­лось усилением государственного ре­гулирования всех аспектов социально-хозяйственных связей. Толь­ко отчасти это было вызвано необходимостью преодоления кризис­ных явлений конца 1920-х начала 1930-х гг. (конкретные такие обе­щания содержались в Программе НСДАП). Такое регулирование оз­начало реализацию новых представлений о социальной роли госу­дарства, а с 1939 г. оно было также и объективным следствием сверхмилитаризованного общества, вовлеченного в войну с задача­ми, превышающими потенциальные возможности народа и страны.

Регулирование промышленности опиралось на установление го­сударственно-монопольных объединений и командной системы уп­равления. Отправным для новой организации промышленности стал Закон об органическом построении германской экономики 27 февра­ля 1934 г. По нему главенствующей формой промышленного произ­водства (и вообще хозяйственной деятельности) должны стать круп­ные «экономические объединения» («задача которых — в защите интересов предпринимателей и предприятий»); такие объединения не касались только аграрного сектора и сферы культуры. Министр экономики получал все полномочия по слиянию предприятий (лю­бой формы собственности) в такие объединения, их разъединению, ликвидации, смещению управляющих, а также по объявлению тако­го объединения единственно дозволенным в своей отрасли. Форми­рование таких объединений подкреплялось установлением прину­дительного картелирования (по закону 15 июля 1934 г.). Министр экономики полномочен был регулировать рынки производства и сбыта любых продуктов, для чего мог объединять любые предприятия в принудительные союзы, укрупнять их, вплоть до того, что мог запрещать создание новых предприятий в какой-ли­бо области, если это не вызывалось «общественной необходимо­стью»[38]. Государство освободило себя от ответственности за возмож­ный ущерб собственникам при таком регулировании или запретах. Введенные меры подкреплялись значительными уголовными санк­циями.

Практическая реорганизация подразумевала быстрое укрупнение предприятий. В течение только первого года число хозяйствующих субъектов в промышленности сократилось более чем втрое. Следуя установке на «ариизацию» банковского дела (связанную с новым на­логовым и расовым законодательством) с 1725 до 477 сократилось количество банков. С января 1936 г. было предписано ликвидиро­вать все акционерные общества с капиталом менее 100 тыс. марок, запрещалось образование АО с капиталом менее 500 тыс. марок. Для удобства объединенного управления и государственного регулирования все хозяйственные объединения страны сводились в 13 подконтрольных групп: 7 по отраслям промышленности и 6 прочих (торговля, ремесло, банки, страховое дело, транспорт, энергетика) Во главе управления, наряду с Министерством экономики, был поставлен Генеральный совет германского хозяйства (июль 1933 в котором участвовали также крупные финансисты и промышленники. Страна была поделена на 18 хозяйственных округов с Хозяйств венной палатой для координации планов; создавался особый Хозяйственный суд. Государственные законы распределялись на основе жесткого планирования. С 1939 г. планирование охватило более 80% общего объема производства.

Полной перестройке системы социально-хозяйственных связей на каждом предприятии и вообще в производстве послужил Закон Я порядке национального труда (20 января 1934 г.). По своим началам это был один из принципиальных национал-социалистических законов, поскольку это был закон о новом порядке социально-производственных отношений. Упразднялись рабочие профсоюзы, запрещались какие-либо стачки и забастовки. Труд провозглашался особой социальной обязанностью, а договор трудового найма — публичным договором. Владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства — фюрер предприятия. В регулировании условий труда вместе с ним участвовал небольшой совет доверенных (от 2 до 10 чел.). Основой производственных порядков становились не тарифные соглашения, тем более не договоры, а пра­вила внутреннего распорядка предприятия, ориентированные на го­сударственные указания. В национальном масштабе создан был еди­ный Немецкий трудовой фронт (май 1933 г.), который воплотил идеал социально-корпоративных объединений «во имя пользы госу­дарства».

Принудительная картелизация, жесткое регулирование принесли и позитивные результаты. Резко сократилась безработица в стране (с 6 млн. в 1933 г. до 900 тыс. в 1937 г.). Регулирование дало госу­дарству возможность перейти вообще к всеобщей трудовой повинно­сти: вначале для молодежи (с июня 1935 г. обязательной), затем для всего населения (с 1939 г.). С началом войны регулирование трудо­вых отношений приобрело в особенности характер принудительного привлечения населения к труду. С 1939 г. рабочий день был увели­чен с 10 до 14 час., полностью запрещались увеличение зарплаты и оплата сверхурочных. На основании закона 22 июня 1938 г. вводи­лось обязательное привлечение женщин в возрасте до 25 лет к рабо­те в детских и трудовых учреждениях. С 1938 г. ввели принудитель­ные работы в концлагерях.

Стремление к огосударствлению охватили и сельское хозяйство. Все аграрные производители (на основании закона 13 сентября 1933 г.) объединились в «имперское сословие продовольствия», кото­рое тем самым включалось в систему государственных корпораций. Министр продовольствия был вправе регулировать цены, закупки, сбыт продукции. Особый статус закреплялся за т. н. наследст­венными дворами, образованными по закону 9 сентября 1933 г. К ним относились владения от 7,5 до 125 га, принадлежащие только крестьянам чисто арийского происхождения. Они пользова­лись значительными налоговыми льготами, на них ориентировались государственные закупки продовольствия, но их собственность вме­сте с тем была жестко регламентирована, не подлежала продаже, закон установил строгий порядок родового наследования таких дво­ров. (Количество таких наследственных дворов в итоге оказалось небольшим — до 20 тыс., средним размером в 11 — 19 га.)

Возрастание государственного планового влияния на экономику в целом было связано и с принятием 1936 г. т. н. Четырехлет­него плана развития в целях улучшения оборонной мощи. Было создано особое, наряду с Министерством экономики, Ведомст­во 4-хлетнего плана, возглавленное Г. Герингом, — с особыми пол­номочиями и административно-принудительной властью в отноше­нии переориентации предприятий, распределения заказов, установ­ления цен и т. д. С началом войны это ведомство также перестроило свою работу в направлении усиления военно-административных способов управления хозяйством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: