Конституция 1982 года

Конституция 1982 г. (177 ст.) провозгласила Турцию республикой, а также Демократическим, светским и социально-правовым государством (ст. 1-2). Основой государственной системы был объявлен принцип разделения властей (в развитие Конституции 1962 г.), однако специ­ально было отмечено, что под этим понимается не иерархия вла­стей, а распределение функций. Последовательное возрастание значения правительственной власти было самым существенным конституционным процессом последних десятилетий XX в.

Конституция включила обширный раздел о правах и свободах граждан (разд. 1). Объявляя права гражданина неприкосновенными и неотчуждаемыми (в духе естественного права), Конституция вместе с тем оговорила, что они представляют и своего рода долг перед обществом, в силу чего допустимы ограничения права и свобод соответственно духу основного закона. За гражданами признавались право на жизнь и на охрану личности, свобода передвижения, полу­чения информации, религии и совести, мысли, печати, собраний, союзов. Запрещался принудительный труд, декларировались основные социально-экономические права (на труд, образование и др.). Особенностью этого раздела стало то, что в нем содержались и кон­кретные правоположения, регулирующие реализацию свободы печа­ти, собраний, союзов (какие обычно заключаются в специальных законах).

Законодательными полномочиями традиционно наделялось Ве­ликое Национальное собрание. Оно снова стало однопалат­ным — в составе 400 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием. (Согласно особому избирательному закону, активным правом пользуются граждане старше 21 года с соблюдением ценза оседлости в 6 мес., пассивным — старше 30 лет и с некоторыми до­полнительными ограничениями). Депутаты обладают неприкосно­венностью, но не могут быть сотрудниками государственных орга­нов, общественных организаций. ВНСТ, помимо законодательных полномочий, контролирует правительство, делегирует ему в необхо­димых случаях право законодательства, утверждает бюджет. Зако­нодательной инициативой обладают депутаты или правительство.

Главой государства является президент. Он избирается ВНСТ на 7 лет из числа депутатов (старше 40 лет и с высшим об­разованием) квалифицированным большинством голосов. Президент выполняет представительские функции, публикует законы, объяв­ляет при необходимости референдум по законодательным пробле­мам, назначает премьер-министра, министров, военных должност­ных лиц. Он является главнокомандующим армией. Президент так­же назначает большинство должностных лиц высших судов.

Правительство — Совет министров — назначается президентом при доверии ВНСТ, т. е. представляет партийное большинство в парламенте. Большую роль в правительственных делах, кроме Со­вета министров, играет Совет национальной безопасности, возглав­ляет его президент.

Судебная власть осуществляется на основе принципов независи­мости судей на строго профессиональных началах. Особое место в системе юстиции сохранили т. н. суды государственной безопасности (впервые созданные еще в 1973 г.), в компетен­цию которых входят дела против «единства государства».

Конституционный суд, назначаемый президентом из кандида­тов, выдвигаемых другими высшими учреждениями юстиции стра­ны, обладает высшей властью правового контроля за принимаемыми ВНС законами и за государственной практикой правительства, его решения в отношении конституционности тех или иных актов окон­чательны и обладают прямым действием.

Конституция 1982 г. в целом сохранила действие до конца XX в. После ее принятия государственная жизнь в Турции вышла на но­вый уровень политической борьбы. На основе проведенного в 1984 г. референдума был отменен запрет на деятельность политических партий. Старые партии окончательно распались. Среди новых наи­большее значение приобрела Партия Отечества (1983), выступаю­щая против чрезмерного авторитаризма, но вместе с тем за сохране­ние высокой регулирующей роли государства и преимущественно государственной экономики. Партия верного пути (1983) характер­на большей приверженностью классической демократии, парламент­скому строю и обществу смешанной экономики, выступив, по сути, последовательницей распущенной Партии справедливости. На соци­ал-демократических позициях стоит Демократическая левая пар­тия (1985). сфера деятельности политических партий в Турции ос­тается, однако, суженной: согласно закону 1983 г. запрещаются пар­тии, выступающие против идей государственности и национализма, против неделимости государства; не допускается также создание партийных женских, молодежных организаций. Государство обеспе­чивает высокую степень контроля за образованием, особенно вы­сшим. Это позволяет сохранять политическую стабильность в целом в условиях резкого возрастания в конце XX в. движений правого экстремизма и исламского фундаментализма. Хотя гарантом этой стабильности и остается преимущественно армия. Значительная роль армии в государственно-политическом развитии страны, в т. ч. в ее демократизации, стало особенностью истории Турции Новей­шего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: