Во внешней политике М. М. Сперанский поддерживал союз с Францией, считал это государство образцом для подражания и даже позаимствовал при разработке своих реформ некоторые нормы французских гражданских законов, так называемый Кодекс Наполеона, считая его последним словом юридической науки.
Александр I, ознакомившись с планом государственных преобразований М. М. Сперанского, одобрил его, но реализовал только частично. Осуществление проекта началось в 1810 г. с создания Государственного совета. В 1811–1812 гг. была проведена реорганизация министерств, введен налог на владельцев крепостных душ и экзамены для чиновников определенных классов. Придворные звания превращались лишь в почетные отличия, а не предполагали занятие определенных должностей. Были внедрены в жизнь и отдельные направления финансовой реформы, что уже в 1811 г. привело к снижению дефицита бюджета до 6 млн р. и росту государственных доходов до 300 млн р.[413] Этими мерами, по существу, и ограничился Александр I. Остальные идеи М. М. Сперанскому осуществить не удалось. Государственная дума появилась только через 100 лет в 1905 г. при Николае II, крепостные крестьяне не получили гражданских прав и не были воплощены в жизнь все финансовые замыслы реформатора.
|
|
Историки называют разные причины, по которым не были окончательно воплощены в жизнь преобразования М. М. Сперанского, в том числе зависть придворных сановников, видевших в нем выскочку из низов; острое недовольство дворянства, бюрократии и самого царя революционными планами реформатора, ущемлявшими их интересы; профранцузские симпатии первого министра, что вступало в противоречие с враждебным отношением русского общества к Наполеону. Результатом недовольства М. М. Сперанским стало созревание при дворе заговора, в котором участвовали сестра царя Екатерина, императрица-мать Мария Федоровна, бывший любимец Павла I московский генерал-губернатор Ф. В. Растопчин, Н. М. Карамзин и др. Положение М. М. Сперанского осложнилось внешними обстоятельствами: ухудшением отношений Александра I и Наполеона, подготовкой России к новой войне с Францией[414]. На этом неблагоприятном для М. М. Сперанского фоне Александр I вынужден был отправить его в отставку, отослать сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Преобразовательная деятельность этого выдающегося реформатора была прервана[415].
Третий этап преобразований Александра I начался после окончания военных кампаний 1812–1814 гг. и разгрома французской армии. К этому времени для продолжения либеральных реформ появились новые благоприятные условия. Расширилась социальная база преобразований за счет целого поколения, выросшего на реформах, а также офицеров и рядовых – участников войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813–1814 гг., побывавших в Европе и ставших сторонниками либеральных порядков. Учитывая эти настроения, Александр I возобновил реформы. Но они коснулись преимущественно развитых национальных окраин. Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., была дана широкая политическая автономия, даровано либеральное законодательство, сохранены все права и привилегии финского населения, сейма и сената. В Польше, переданной России по Венскому трактату, Александр I в 1815 г. также ввел конституцию, предоставлявшую значительную власть польскому сейму. Польше разрешалось создавать свое правительство и иметь армию. Дарованная Польше конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, избирательное право, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций того времени. Королем Польши стал русский царь, а командующим армией – брат царя великий князь Константин. Иными словами, в Финляндии и Польше установился конституционно-монархический режим.
|
|
Александр I рассчитывал распространить конституционные порядки и на собственно Россию, о чем свидетельствовало его выступление на открытии польского сейма в 1818 г. В этом же году он поручил группе своих советников во главе с Н. Н. Новосильцевым разработать проект конституции. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был готов и одобрен императором. Грамота утверждала основные политические свободы, равенство граждан перед законом и ограничение власти самодержца двухпалатным представительным органом. Но принять эту конституцию Александр I так и не решился. Проект Н. Н. Новосильцева был опубликован только в 1831 г. восставшими поляками, обнаружившими его в бумагах русского наместника в Польше.
Одновременно в 1816–1819 гг. шла работа по решению проблемы освобождения крепостных крестьян. В 1816 г. по инициативе местного дворянства свободу получили крестьяне в Эстляндии, в 1817 г. – в Курляндии, в 1819 г. – в Лифляндии. Правда, при этом крестьян лишали прав на землю, что снижало эффект от реформы[416]. Вместе с тем нельзя недооценивать факт отмены крепостного права в таком развитом регионе, как Прибалтика. Александр I попытался подтолкнуть к подобной инициативе помещиков других регионов России, но безрезультатно. Тем не менее в 1818 г. он дает секретное поручение 12 сановникам подготовить проекты отмены крепостного права для русских губерний. В итоге были разработаны проекты П. А. Вяземского, А. А. Аракчеева, Д. А. Гурьева, Н. С. Мордвинова, П. Д. Киселева и др. Все они отличались умеренностью, не предполагали быстрого и полного освобождения крестьян[417]. Но даже в таком виде проекты не были реализованы и остались лежать под сукном.
В исторической науке преобладающей является точка зрения, согласно которой в начале 20‑х гг. XIX в. Александр I окончательно расстается с реформаторскими либеральными идеями, и во внутренней политике доминирующим становится консервативно-охранительное направление. Это объяснялось рядом внешних и внутренних обстоятельств. В 1820–1823 гг. разразились военные революции в Испании и Италии. Началась борьба за независимость в Греции. Священный союз, который возглавляла Россия, оказался не способен поддерживать политическую стабильность, бывшие союзники заняли антирусскую позицию. В самой России взбунтовался Семеновский полк и было выявлено существование тайных обществ офицеров, строивших планы насильственного свержения монархии[418].
|
|
Чтобы спасти царский режим, Александр I отказался от либеральных преобразований, практически отошел от государственных дел, передав их в ведение министра А. А. Аракчеева[419]. Последний проводил политику полицейского деспотизма и жестокого подавления всякого недовольства в стране. В рассматриваемый период широкое развитие получили военные поселения, ставшие источником страшных бед крестьян, причиной их возмущений и многочисленных бунтов[420]. Был сделан шаг назад в крестьянском вопросе: возрождена практика пожалования государственных земель помещикам, восстановлено право помещиков направлять крепостных крестьян за «дурные проступки» в Сибирь. В 1820 г. царь санкционирует создание военной полиции, значительный размах приобретает доносительство, усиливается цензура. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образования. В университетах вводится казарменный режим, из них начинают изгоняться за вольнодумство либеральные профессора.
Этими реакционными мерами Александр I окончательно подорвал свой авторитет в обществе. Сам царь к концу своего правления испытывал сильное разочарование и горечь оттого, что ему не удалось до конца реализовать концепцию реформистского абсолютизма. Императором овладели апатия и усталость. Он стал избегать протокольных церемоний и торжественных церковных служб, начал искать утешения в религии, мистике, принимать при дворе разных проходимцев, целителей и гадалок, много путешествовать по стране.
В 1825 г. царь, находившийся на отдыхе в Таганроге, неожиданно скончался. Смерть его, как и жизнь, вызвала в обществе различные суждения и толки. Появилась версия о том, что Александр I не умер, а, чтобы отойти от мирских дел, скрылся, стал монахом Федором Козьмичом и еще долго жил и замаливал грехи. Вместо него был похоронен офицер, убитый на дуэли и внешне похожий на императора. Этого взгляда придерживались исследователи Н. Шильдер, В. Барятинский и др. «Сфинкс, не разгаданный до гроба», – сказал о нем П. А. Вяземский и был прав.
|
|
В целом в царствование Александра I коренных изменений в обществе не произошло. Россия в первой четверти XIX в. была еще не готова к радикальным реформам. Александр I, несмотря на его ум и прогрессивные взгляды, недостаточно подходил на роль великого реформатора. По выражению М. М. Сперанского, «он был слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». Российское общество в массе своей не воспринимало радикальные шаги царя. Император не чувствовал поддержки своих начинаний ни в семье, ни в придворно-бюрократических кругах, ни в среде поместного дворянства. «Некем взять», – заявил Александр I после обсуждения проектов отмены крепостного права на одном из собраний московского дворянства. Вместе с тем в первой четверти XIX в. были сделаны первые практические шаги по решению двух острейших вопросов российской действительности: отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Все императоры, возглавлявшие российский престол после Александра I, вынуждены были в той или иной мере продолжать решать эти проблемы.
Вторая четверть XIX в. связана с именем Николая I. Он пришел к власти в необычных условиях. Задолго до смерти Александр I определил своим наследником брата Николая, а не старшего по возрасту Константина[421]. Однако это держалось в тайне, даже от будущего императора. В результате после смерти Александра I при решении вопроса о власти возникает недоразумение. Николай, войска и государственные органы дают присягу Константину, а Константин, живший в Варшаве, – Николаю. Пока шло выяснение обстоятельств дела[422], установилось междуцарствие. Создавшейся обстановкой воспользовались тайные общества офицеров. Они обвинили Николая I в узурпации власти и в день его присяги 14 декабря 1825 г. подняли мятеж, который вошел в историю России как восстание декабристов, подавленное новым императором[423].
Хотя попытка переворота не удалась, она оказала влияние на характер внутренней политики Николая I. В результате ознакомления с делом декабристов, их программными установками, положением дел в стране царь пришел к выводу о необходимости более решительного реформирования общества под непосредственным контролем и при активном участии императора, который должен при этом опираться на новые силы, ибо просвещенной аристократии уже нельзя доверять.
Главной опорой царя стало новое служилое чиновничество разнообразного социального происхождения, никогда не владевшее землей и объединенное только государственной службой, которая для него являлась единственным занятием. Новая бюрократия постепенно оттесняет на второй план дворянское чиновничество. Государственный аппарат при Николае I приобрел огромное влияние и размеры. В начале XIX в. было 16 тыс. чиновников, в 1847 г. – 61 тыс., а в 1857 г. – уже 86 тыс., т. е. их численность увеличилась в 4,5 раза, в то время как население страны – менее чем в 2 раза[424]. Среди чиновников было много выдающихся государственных деятелей, таких как М. М. Сперанский, П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин и др., с которыми связаны главные достижения николаевского царствования. Но значительная часть бюрократии оказалась бездарна, коррумпирована, не понимала возложенных на нее задач, разочаровав тем самым Николая I[425]. Другой опорой царской власти были военные. Из 57 губерний 47 возглавлялись генерал-губернаторами, установившими жесткую военную дисциплину и казарменные порядки в подведомственных им органах. Генералы управляли также народным просвещением, духовным ведомством и городами, что свидетельствовало о всеобщей милитаризации системы управления. Еще одной опорой монархии стала политическая полиция – Третье отделение императорской канцелярии. В качестве исполнительной силы при этом отделении был сформирован корпус жандармов. Первым управляющим Третьего отделения и шефом Корпуса жандармов был назначен герой войны 1812 г., образованный человек, но истинный полицейский – генерал А. Х. Бенкендорф. В центре деятельности политической полиции находилась борьба с инакомыслием. В обществе установилась тотальная слежка, по малейшему поводу заводились «крамольные» дела, «неблагонадежные» лица получали непомерно тяжелые наказания. В 1826 г. вышел цензурный устав, прозванный «чугунным», который зажал в тиски печать и просвещение. Политические преследования и жесткая цензура оттолкнули от царя мыслящую интеллигенцию, которая не поддержала начинания Николая I и перешла в оппозицию к его режиму.
Николай I позаботился и об идеологическом обосновании своей политики. Главным идеологом стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров. Под его руководством была разработана теория официальной народности, выдвинута знаменитая триада «самодержавие, православие, народность». Самодержавие объявлялось гарантом нерушимости Российского государства, обеспечивающим его величие и мощь. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под народностью понималось отсутствие в русском обществе начал для социальных конфликтов, прочное многовековое единство народа и царя. Как говорил С. С. Уваров, Россия «…крепка единодушием беспримерным – здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем счастье, силу и славу»[426]. Иными словами, власть отказывалась от ориентации на западноевропейский опыт, от идей конституционализма и либерализма и переходила на позиции национального патриотизма, признания национальной исключительности России, самобытности ее исторического пути. «Прошедшее России было удивительно, – писал А. Х. Бенкендорф, – ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»[427]. Официальная идеология активно насаждалась в обществе через средства массовой информации, систему образования и церковь. Под влиянием национального патриотизма началось обрусение господствующего класса: русский язык вытесняет французский, русские интересы и традиции получают перевес над западноевропейскими, русским отдается предпочтение при выдвижении на государственные должности, развивается русская национальная культура.
Советские историки, идя вслед за А. И. Герценом, создали образ Николая I как жестокого и властного деспота, заносчивого и самонадеянного человека. При этом игнорировались положительные отзывы о Николае I тех современников, которые отмечали искреннюю любовь этого императора к Отчизне, его огромное трудолюбие во благо страны, ум и проницательность в решении государственных дел, скромность и простоту в быту, преданность семье[428]. Советологи указывали также на консервативность и реакционность политики Николая I, отрицали наличие в ней созидательных целей и творческого начала. Однако русская дореволюционная историческая школа, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности николаевской политики, тем не менее признавала в ней реформаторские устремления, хотя и подчеркивала канцелярско-бюрократический характер их осуществления. Отмечалось, что по распоряжению Николая I была составлена особая записка, включавшая проекты декабристов и походившая на программу действий, к которой он не раз обращался на протяжении всего царствования.
С целью наиболее эффективного проведения реформ и усиления личного контроля за их осуществлением Николай I расширил Собственную Его Императорского Величества канцелярию, сформировав в ней несколько отделений, за каждым из которых закреплялись важнейшие отрасли общественной жизни. Первое отделение занималось перепиской царя, Второе – совершенствованием законодательства, Третье – политическим надзором, Четвертое – образованием и благотворительностью, Пятое – государственными крестьянами. Благодаря существованию этих отделений царь был в курсе всех основных дел, держал под контролем ведущие направления текущей жизни, определял первостепенные задачи.
Одну из главных задач своей внутренней политики Николай I видел в подведении под нее правовой базы, приведении в порядок действующего законодательства. Последний свод законов был принят в 1649 г. Все императоры, начиная с Петра I, делали тщетные попытки кодификации законодательства. К началу царствования Николая I накопились тысячи манифестов, указов и других документов, которые нередко противоречили друг другу. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников. Поэтому Николай I поручил группе специалистов под руководством М. М. Сперанского решить задачу упорядочения законодательства. В 1830 г. было закончено составление Полного собрания законов Российской империи в 45 томах, включающего все законы, вышедшие после 1649 г. В 1833 г. вышел действующий Свод законов Российской империи в 15 томах. Николай I, чрезвычайно довольный разрешением этой труднейшей проблемы, на заседании Государственного совета снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на М. М. Сперанского. Упорядочение законодательства уменьшило хаос в управлении, улучшило правовые отношения в стране.
Ключевым вопросом всей политики Николая I была крестьянская проблема. Ее разрешение связывалось с именем просвещенного государственного деятеля графа П. Д. Киселева, которого император называл «начальником штаба по крестьянской части» и назначил главой Министерства государственных имуществ. Замысел П. Д. Киселева состоял в проведении двуединой реформы – сначала в отношении крестьян государственных, а затем и помещичьих. Наиболее масштабными и значимыми оказались начинания в государственной деревне, осуществленные в 1837–1841 гг. Реформа включала упорядочение управления государственной деревней на началах крестьянского самоуправления, равномерное наделение крестьян землей и увеличение их наделов, постепенный перевод государственной деревни на денежный оброк, поднятие агротехнического уровня крестьянского земледелия, заботу о развитии просвещения и здравоохранения в государственных селах. В результате экономическое положение государственных крестьян оказалось значительно лучше, чем помещичьих, а опыт реорганизации управления государственными крестьянами был использован позднее Александром II при реформировании крепостной деревни.
Для осуществления второй части двуединой реформы П. Д. Киселева – освобождения помещичьих крестьян – в годы царствования Николая I действовало до 11 секретных комитетов. Предполагалось решать эту задачу постепенно, провести сначала личное освобождение, выделить крестьянам небольшие наделы земли, отрегулировать размеры барщины и оброка. В 1828–1829 гг. личную свободу получили крестьяне Молдавии и Валахии. В 1842 г. вышел закон «Об обязанных крестьянах», развивший идею Александра I о свободных хлебопашцах в собственно русских землях. Помещику предлагалось предоставить крестьянину личную свободу без выкупа, а также на определенных условиях дать ему надел в наследственное пользование. Закон 1842 г. был выгоден помещикам, так как они сохраняли землю, получали возможность пользоваться дармовым трудом, избавлялись от ответственности за уплату крестьянами подушной подати и за содержание крепостных в неурожайные годы. Однако консервативное большинство дворянства не оценило эти преимущества, не поддержало данную реформу, и крупномасштабного освобождения крестьян в России при Николае I не произошло. По закону 1842 г. свободными стали только 27 тыс. крестьян. Чтобы облегчить участь находящихся в крепости крестьян, государство запретило помещикам продавать их без земли и с «раздроблением» семейств, а также отменило право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. В целом политика Николая I в этой сфере свидетельствовала о постепенном утверждении и в законах, и в сознании общества представлений о крестьянстве как о самостоятельном субъекте правовых отношений, подготовила преобразования 1860‑х гг.
При Николае I осуществлялись и важные экономические преобразования. Наиболее эффективной была финансовая реформа. Николай I унаследовал от предшественника расстроенную финансовую систему. Только внешний долг России достигал 102 млн р. серебром[429]. Страна была наводнена постоянно обесценивающимися бумажными ассигнациями, которые печатало правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему и внутреннему долгу. Решительные шаги по оздоровлению денежной системы предпринял министр финансов граф Е. Ф. Канкрин, известный ученый-экономист, немец по происхождению. Одним из ключевых направлений финансовой реформы Е. Ф. Канкрина стал выпуск ценных бумаг, депозитных билетов и серий, которые выдавались на выгодных условиях тем, кто сдавал в казну золото и серебро в монетах и слитках. Когда был создан металлический запас, старые бумажные деньги-ассигнации уничтожили. В обращение ввели золотую и серебряную монеты, при этом основой стал серебряный рубль. Затем выпустили новые бумажные деньги – кредитные билеты, ценность которых обеспечивалась собранным металлическим фондом. Эта мера наряду с установлением режима экономии, сокращением ассигнований ведомств, уменьшением займов, повышением пошлин на ввозимые товары и др. упорядочила денежное обращение и укрепила финансовую систему страны.
По оценке многих историков, правление Николая I оказалось благоприятным для развития российской промышленности. С целью поощрения отечественных производителей правительство ввело протекционистские таможенные тарифы. В 1840 г. было объявлено о ликвидации системы посессионных мануфактур, что расширило рынок вольнонаемного труда. В 1825 г. крепостные составляли 46% от общей численности рабочих, а к 1860 г. их доля снизилась до 18%[430]. Появились промышленные предприятия с признаками капиталистической организации, где существовала высокая концентрация капитала и рабочей силы, а также внедрялось машинное производство. По подсчетам исследователя М. Ф. Злотникова, с 1826 по 1860 г. использование иностранных машин и других технических установок в российской промышленности возросло в масштабах страны в 86 раз[431]. В итоге число предприятий с 1825 по 1860 г. возросло с 1 800 до 2 818, а объем промышленного производства удвоился[432]. Возможности внутреннего рынка не соответствовали быстрому росту промышленности, и правительство в интересах торгово-промышленной буржуазии завоевывало внешние рынки. После успешных войн российские предприниматели монополизировали персидский и в значительной мере освоили турецкий рынки. При Николае I в России по рекам пустили первые 100 пароходов, построили железные дороги, связавшие Петербург с Москвой и Варшавой. В ряде регионов, таких как Новороссия, Предкавказье, Поволжье, где крепостная система играла второстепенную роль, быстрыми темпами развивались рыночные отношения. Для буржуазии было учреждено сословие почетных граждан, создан Мануфактурный совет, проводились промышленные выставки. Эти изменения в экономике дают основание ученым относить начало промышленного переворота в России ко второй четверти XIX в.
Николай I заботился и о просвещении русского общества. При нем расширились возможности для дальнейшего развития профессионального образования в России. Правительство стремилось открывать такие учебные заведения, которые могли удовлетворить практические потребности государства (Технологический, Межевой, Главный педагогический институты, Строительное училище, кадетские корпуса, военные и морские академии). С целью расширения подготовки специалистов создавались технические, медицинские, юридические факультеты университетов. Появилась сеть реальных училищ, дававших среднее техническое образование. Несмотря на сословность образования, нередко в высших учебных заведениях вместе с дворянами обучались и разночинцы, что потеснило монополию дворян в сфере образования[433].
Кодификация законов, реорганизация управления государственной деревней, финансовая реформа, меры по развитию промышленности и образования явились главными достижениями политики Николая I и помогли ему к концу 1830‑х гг. укрепить Российскую империю.
Итак, российская действительность начала XIX в. поставила перед государством задачу обновления традиционного общества. Власть и прогрессивная общественность предлагали разные пути преобразований. Правительство высказывалось за ограниченные реформы, передовые люди требовали более радикального переустройства страны[434]. Предпочтение получил правительственный вариант. Результатом реформаторской деятельности Александра I и Николая I стало продвижение страны по пути прогресса. По западноевропейскому образцу реорганизуются высшие органы управления. В развитых национальных окраинах вводятся конституции, что становится шагом вперед на пути к ограниченной, представительной монархии. Происходят сдвиги в российской экономике. Основой экономики еще остается аграрный сектор, но главной тенденцией его развития становится рост товарности производства. Помещики с целью увеличения выпуска продукции на рынок применяют новые формы хозяйствования, используют труд наемных работников, приобретают сельскохозяйственные машины[435], внедряют ранее не выращиваемые сельскохозяйственные культуры[436], используют искусственные удобрения. Одновременно развивается и мелкотоварное крестьянское хозяйство, чему немало способствовали первые шаги по освобождению крепостных. В результате в первой половине XIX в. наблюдается подъем сельского хозяйства. Посевные площади увеличились на 53%, сбор хлеба на – 42%, среднегодовой вывоз зерновых, включая пшеницу, ячмень, овес, вырос с 5 120 тыс. пудов до 69 254 тыс., т. е. в 13,5 раз[437].
В промышленности главным фактором буржуазного развития был рост мануфактурного, а затем и капиталистического фабричного производства. Началась промышленная революция[438]. Мощное фабричное производство способствовало формированию промышленной буржуазии и пролетариата. Доля вольнонаемных рабочих, составлявших в конце XVIII в. 41% работников, в 60‑х гг. XIX в. уже превышает 80%. Все это обеспечивает рост производительности труда и достаточно высокие темпы развития отечественной промышленности. Если в 1800 г. на российских предприятиях выплавлялось 9 971 тыс. пудов чугуна, то в 1860 г. – уже 18 198 тыс. пудов, т. е. на 82,5% больше[439]. Вслед за промышленностью начинает развиваться железнодорожный и водный транспорт. Стабилизации экономической обстановки в стране способствовали эффективные финансовые реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина.
Первая половина XIX в. ознаменовалась важнейшим явлением в историко-культурном процессе страны – завершением формирования русской национальной культуры. Это было время небывалого взлета образования и науки, расцвета всех отраслей художественной культуры, включая литературу, музыку, театр, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру[440].
Значительными были успехи во внешней политике России в первой половине XIX в. Территория страны существенно расширилась за счет присоединения Финляндии (1809), Польши (1814), части Кавказа. Русский народ отстоял свою независимость в Отечественной войне 1812 г. с наполеоновской Францией. При содействии России началось освобождение балканских народов от турецкого гнета. В 1815 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и США, что способствовало экономическому и культурному сближению двух стран.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в первой половине XIX в. феодально-крепостническая система стала приспосабливаться к требованиям времени[441]. Это привело к обновлению традиционного общества, его видоизменению и развитию.
Однако темпы обновления все же были недостаточны, что отчетливо было видно при сравнении с темпами движения передовых стран Западной Европы. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковое количество чугуна, то в 1859 г. Англия – в 13 раз больше. В 30‑е гг. XIX в. объем вывоза русского хлеба в Европу превышал североамериканский на 186%, а в 40‑е гг. – только на 48%[442]. Объем промышленного производства в Англии вырос в 30 раз, а в России – примерно вдвое. На Западе промышленная революция шла полным ходом, в России же она только начиналась.
По образному выражению, телега российской экономики, подхлестываемая государством, стала безнадежно отставать от набирающего скорость европейского паровоза.
Главными факторами продвижения вперед должны были стать отмена крепостного права, предоставление населению широких демократических, в том числе и экономических, свобод, введение в стране конституционного правления. Ни Александр I, ни тем более Николай I оказались не способны до конца решить эти проблемы. Само общество также проявило неспособность поддержать более глубокие реформы. Толчок к радикальным преобразованиям произошел извне. Им стала проигранная Россией Крымская война 1853–1856 гг., обнажившая реальное положение дел в стране, излечившая власть от иллюзий национальной исключительности и заставившая нового императора решительно встать на путь либеральных преобразований.