Решение сложного комплекса проблем и противоречий в условиях российской действительности зависело в первую очередь от власти. Что она собой представляла? К рассматриваемому периоду цивилизованный мир уже прошел стадию монархического государственного устройства, давно развивался в направлении парламентаризма, выборных структур, предоставления широких гражданских и политических прав населению. Вся история Российского государства – это история постепенной концентрации власти в одних руках, в результате чего в стране сформировалась политическая система – абсолютизм, опирающийся на военно-бюрократический аппарат. На рубеже XIX–XX вв. Россия продолжала оставаться оплотом абсолютизма в Европе. Как и много столетий назад, власть концентрировалась в руках монарха, называемого в России царем, самодержцем, императором. Царь сам формировал Государственный совет, Сенат, Совет министров, которые имели консультативные функции и не ограничивали свободу решений государя. Как и в прошлом, опорой монарха было потомственное дворянство, занимающее ключевые посты как в центре, так и в провинции. Основная масса населения полностью отторгалась от решения политических и социально-экономических вопросов, не имела свободы слова, печати, собраний, создания партий, т. е. не участвовала в политической жизни страны. Это предопределило низкий уровень политического сознания и политической культуры народа, его неспособность и нежелание добиваться демократических прав.
Приверженность монархии как единственно приемлемой для России форме правления[536] проявляли все цари династии Романовых, что находило отражение в даваемой ими присяге. Некоторые из монархов под давлением обстоятельств вынуждены были идти на частичное ограничение своей власти. Так, Александр I ввел конституции в Польше и Финляндии, Александр II поручил разработать проект конституции для России. Убийство царя-освободителя подтолкнуло его преемника Александра III свернуть демократические преобразования и встать на путь политических контрреформ, еще более укрепивших самодержавие.
Вступление на престол Николая II в 1884 г. пробудило надежды общества на проведение демократических реформ. В адрес нового царя поступали прошения земств, где содержались предложения по введению политических свобод, отделению церкви от государства, обеспечению национального суверенитета, созданию выборных органов власти. 29 января 1985 г. Николай II в речи перед представителями земств назвал эти предложения «бессмысленными мечтаниями» и заявил, что он твердо будет охранять самодержавие, как его «покойный родитель». В течение последующих десяти лет правления он не менял основ существующего строя. И только первая буржуазно-демократическая революция заставила Николая II отступить. Под давлением революционного народа царь опубликовал 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка, по которому Россия впервые превратилась в ограниченную монархию. Был создан двухпалатный парламент. Государственный совет получил статус верхней палаты. Нижней палатой стала образованная из выборных представителей всех сословий Государственная дума, которой предоставлялись законодательные права. Кроме того, Манифест даровал народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и организаций.
Манифест 17 октября открыл возможности политической организации граждан России. Легализовались возникающие ранее партии и оформлялись новые. Процесс формирования политических партий в России также имел свои особенности. В силу чрезмерной социальной дифференциации общества партий было много. Они появились не как следствие развития демократии, а, наоборот, как результат ее отсутствия. Инициаторами создания партий и их лидерами были представители крайне политизированной российской интеллигенции. Наиболее популярными были партии социалистической ориентации, которые зародились ранее в нелегальных условиях. В силу запоздалого развития капитализма либеральные партии появились позднее и не успели завоевать доверие масс. Большинство политических партий в России были популистскими, включали в свои программы популярные, а не реальные, порой вредные положения, стремясь любой ценой расширить свои ряды.
Все политические партии в соответствии с их взглядами на перспективы развития России можно разделить на три группы: консервативно-монархические, либеральные и радикально-социалистические. Ведущими партиями первой группы были «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела»[537], Русская монархическая партия и др. Их программы содержали требования сохранения абсолютной монархии, единой и неделимой России, господства православия и русской нации. Монархисты были противниками либералов, социалистов, революционеров, в борьбе с ними использовали доносы в полицию, погромы[538], теракты, шантаж, подкуп рабочих и др. Основной костяк монархических партий составляла элита того времени: высшее чиновничество, знатное дворянство, военные, крупная творческая интеллигенция. Несмотря на крайне правые позиции, монархические партии имели социальную опору в обществе среди мелких лавочников, торговцев, владельцев питейных заведений, извозчиков и даже рабочих.
На рубеже XIX–XX вв. в новый этап своего развития вступил российский либерализм[539]. Шло его очищение от славянофильских идей и традиций, учитывались новейшие достижения западной обществоведческой науки, усваивались идеи правового государства, парламентаризма, всеобщего избирательного права и др. Новые либералы обратились к социальным вопросам, выдвинули требования принудительного отчуждения земли у помещиков за выкуп, легализации профсоюзов, введения 8‑часового рабочего дня, социального страхования и т. д. Они решились также на создание различного рода полулегальных организаций, печатных органов[540], на поддержание мирных политических забастовок и т. д. Революция 1905–1907 гг. ускорила размежевание в рамках либерального направления. Осенью 1905 г. либеральный лагерь самоопределился и партийно оформился. Возникает ряд либеральных партий: Конституционно-демократическая партия (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), Партия правого порядка, Партия демократических реформ, Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия и др. Большинство из них просуществовали недолго[541]. Наиболее влиятельными, действовавшими на политической арене России с 1905 по 1917 г. были партии октябристов и кадетов.
«Союз 17 октября» находился на правом фланге отечественного либерализма. В формировании данной организации решающую роль сыграл царский Манифест 17 октября, который правые либералы приветствовали, включив его в название и в основу программы своей партии. Партия выражала интересы крупной, в основном связанной с государством, торгово-промышленной и финансовой буржуазии, а также помещиков, перестраивающих свое хозяйство на капиталистический лад. Среди ее членов были представители интеллигенции и чиновники, но практически отсутствовали выходцы из низов. Организации партии сформировались в большинстве губерний за исключением национальных окраин, где местная буржуазия стремилась создавать свои партии. Историки по‑разному определяют численность партии. Л. М. Спирин полагает, что она насчитывала 25–30 тыс. членов, В. В. Шелохаев – 70–80 тыс. Председателем ЦК партии октябристов сначала был Д. Н. Щипов[542], затем его сменил А. И. Гучков[543]. В программе октябристов центральным был вопрос о характере и структуре государственной власти. «Союз 17 октября» выступал за единство и нераздельность Российской империи. Государственное устройство России партией представлялось как наследственная конституционная монархия. В этой связи октябристы рассматривали октябрьский Манифест царя как «величайший переворот в судьбах отечества», устанавливавший начала такой власти. При этом, с точки зрения членов этой партии, народное представительство должно не столько ограничивать власть царя, сколько быть в союзе с ним. Одновременно октябристы выступали за свободу слова, собраний, союзов, передвижения, труда, предпринимательства, за неприкосновенность собственности. В аграрной области они добивались уравнения крестьян с другими сословиями, облегчения выхода из общины, отчуждения за выкуп части помещичьих земель. Признавая остроту рабочего вопроса, октябристы, однако, ограничивались призывами пересмотреть и улучшить рабочее законодательство, развивать страховую помощь, разрешить создание профсоюзов. Они возражали против неограниченного права стачек и повсеместного введения 8‑часового рабочего дня, не без основания полагая, что объективные условия экстенсивного экономического развития России не позволяют претворять в жизнь эти лозунги. Данная позиция делала партию непопулярной в рядах рабочих, затрудняла классовое сотрудничество, к которому стремились октябристы. «Союз 17 октября» выступал за содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, был легализован властью, что постепенно превратило его в чисто парламентскую партию, сотрудничающую с монархией.
Левое, радикальное крыло либерального движения составляла Конституционно-демократическая партия, в которой к 1907 г. насчитывалось около 100 тыс. членов. Лидером партии был П. Н. Милюков[544], ее основателями и активными деятелями стали князья Долгорукие, Ф. Ф. Кокошкин, В. А. Маклаков, П. Б. Струве, Д. И. Шаховской, А. И. Шингарев. Социальной основой партии являлись средняя городская буржуазия, часть либерально настроенных помещиков, профессура крупнейших университетов, лица свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, писатели). В дни революции 1905–1907 гг. в местных организациях партии было много представителей социальных низов.
Партийная программа кадетов, вобравшая в себя достижения европейской либеральной мысли, выводила Россию на буржуазный западный путь развития. Программа нацеливала на конституционное правление, предусматривала разделение и независимость исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, развертывание широкой сети местного самоуправления по европейским образцам. Предусматривалось создание правового государства с ликвидацией сословных ограничений и равенством всех перед законом. Предполагалось формирование демократического общества с широкими гражданскими и политическими правами, включая свободу слова, печати, собраний, совести, передвижения, культурного самоопределения; всеобщее, равное, прямое и тайное голосование; неприкосновенность личности и жилища. Понимая, что развитие страны по западному пути невозможно без решения социальных вопросов, кадеты включили в программу положения о государственном страховании, о праве рабочих на стачки, об установлении восьмичасового рабочего дня, об укреплении роли рабочей инспекции на производстве, о развитии охраны детского и женского труда, о свободе рабочих союзов и собраний. В области аграрной политики кадеты предлагали наделить малоземельных крестьян участками по рыночной цене за счет государственных и отчужденной части помещичьих земель. В национальном вопросе партия высказалась за автономию Польши. Достижение поставленных целей предполагалось обеспечить мирными парламентскими средствами, поэтому кадеты активно работали в Государственной думе всех созывов, закладывая основы российского парламентаризма, сыграли заметную роль во многих драматических коллизиях последних лет монархии.
Однако, рассматривая положительные стороны российского либерализма, следует отметить его узкую социальную базу, а значит, и недостаточное влияние на русское общество. Слой мелких и средних собственников, который на Западе был многочислен и составлял основу либерализма, в России был тонок и слаб. Что касается крупной буржуазии, то в силу своей зависимости от самодержавного государства и срастания с ним она была настроена в целом консервативно.
Наиболее значительными общероссийскими партиями радикально-социалистического лагеря были Партия социалистов-революционеров (эсеры) и Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки).
Партия эсеров оформилась в 1901–1902 гг., объединив в своих рядах различные народнические кружки и группы, действовавшие еще в XIX в. Лидером партии был В. М. Чернов[545], у ее истоков находились также Г. А. Гершуни, Е. К. Брешко-Брешковская, М. А. Натансон, Б. В. Савинков и др. Ни одна из социалистических партий не могла сравниться с эсерами по своей популярности. По подсчетам историков, в конце 1906 – начале 1907 г. в ней насчитывалось более 65 тыс. членов, а к 1917 г. – около 500 тыс.[546] В советской литературе сложился ряд устойчивых стереотипов в оценке деятельности социалистов-революционеров. Один из них заключался в том, что эсеры были партией террористов. Но это утверждение не совсем соответствует действительности. К началу XX в. неонародники уже вполне осознали экономические и социальные изменения в стране, видели, что сформировать круг единомышленников легче в городской среде, и сменили тактику. Теперь эсеры уже не делали ставку исключительно на крестьянство и не рассматривали терроризм как единственное средство борьбы. Партия избрала целый арсенал методов воздействия на массы, включая пропаганду среди рабочих непромышленных центров, организацию стачек, повседневную борьбу против роста налогообложения и бюрократических злоупотреблений, поддержку борьбы крестьян на селе. В результате эсеровские организации появились в различных социальных группах, включая студентов, сельскую интеллигенцию, земских служащих, рабочих и военных. С агитационно-пропагандистской и организаторской работой в массах соединился террор, который не был отвергнут эсерами полностью. Это объяснялось тем, что, с точки зрения социалистов-революционеров, террор оказывает агитационное воздействие на массы, подталкивает их к активным действиям, является средством защиты в условиях произвола власти, а также устрашает и дезорганизует правительство. С целью организации террора была создана строго законспирированная Боевая организация партии, которую поначалу возглавлял Г. А. Гершуни, с 1903 г. – Е. Ф. Азеф, а после его разоблачения как провокатора – Б. В. Савинков. Наиболее активно тактика террора применялась в первые годы существования партии и в ходе революции 1905–1907 гг.[547], но после поражения последней наступило разочарование в результативности террора и он постепенно угасает, хотя полностью и не исчезает. Состояние общества было таково, что порождало тягу к насилию и террору. Левый экстремизм воспринимался населением с восторгом. Совершение эффектных террористических актов делало эсеров героями, особенно в глазах молодежи, создавало вокруг них романтический ореол, способствовало расширению рядов партии.
Не менее привлекательными для масс были теоретические и программные установки социалистов-революционеров. Теоретическая платформа эсеров по сравнению с установками их предшественников несколько видоизменилась. Их идеалом, как и прежде, оставался социализм. Эсеры считали, что к социализму придут все страны, но только разными путями. Западные государства – через пролетарские революции в силу развитости в них капиталистических отношений и наличия зрелого пролетариата. Применительно к России эсеры, как когда‑то народники, отстаивали некапиталистический путь перехода к социализму. Но неонародники внесли в эту доктрину коррективы, обусловленные изменениями, произошедшими в стране к началу XX в. В отличие от классических народников эсеры не могли отрицать факт развития капитализма в России, но считали, что он насаждается искусственно в промышленных городах, и решительно отвергали его влияние на деревню. Эсеры полагали, что производительные силы в сельском хозяйстве развиваются в некапиталистических формах, таких как община, кооперация, крестьянское трудовое хозяйство. По их мнению, в русской деревне уже существуют элементы социализма: коллективный труд, отсутствие погони за прибылью, уравнительные принципы, ограничение богатых и поддержка бедноты, нормы общинной демократии. Таким образом, в то время как Запад демонстрирует классовую дифференциацию, жестокую конкуренцию, эксплуатацию труда, острые социальные конфликты, Россия показывает, как через общину пройти к благополучию и идеальному общественному устройству, минуя антагонизмы западного пути. Достичь такого общества эсеры предлагали путем социальной революции, которая, по их мысли, не будет ни буржуазной, ни социалистической. Она станет народной, ибо будет осуществлена всеми трудящимися, объединяющими крестьянство, пролетариат, интеллигенцию, и направлена против тех, кто эти слои эксплуатирует (дворянство, буржуазия, самодержавная бюрократия). Марксистская оценка крестьянства как мелкой буржуазии социалистами-революционерами отвергалась. Более того, они считали крестьян главной движущей силой в борьбе за социализм в России.
Учитывая современные реалии, эсеры обновили и свою программу, включили в нее положения об установлении демократической республики, всеобщем избирательном праве, отделении церкви от государства. Но самым оригинальным и привлекательным программным открытием эсеров стало предложение о социализации земли. Социализация земли означала ликвидацию частной собственности на землю, изъятие ее из торгового оборота, пользование ею на уравнительных началах теми, кто хочет ее обрабатывать в общине, товариществе или единолично. Объективно данная программная установка отражала настроение большинства крестьянства в России, что обусловило широкую популярность эсеров в деревнях, жаждущих земли и равенства.
Социал-демократы были сторонниками рабочего социализма. Появление социал-демократии в мире напрямую зависело от развития массового рабочего движения. Поэтому раньше она появилась в странах с развитыми капиталистическими отношениями. Теоретической основой социал-демократического движения был марксизм. В процессе эволюции капиталистического общества пересматривались и отдельные положения марксистской теории. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс внесли некоторые коррективы в свое учение, признали долговременность капиталистического развития, недостаточную на том этапе зрелость пролетариата для социалистической революции, возможность использования помимо революции других средств борьбы против классового неравенства и угнетения и др. Однако основоположники марксизма до конца верили в неизбежность гибели капитализма. На рубеже XIX–XX вв. благодаря европейской социал-демократии во главе с Э. Бернштейном марксизм трансформировался еще сильнее. Новые социал-демократы, признавая значимость положений марксизма для начальной стадии капитализма, отвергали их актуальность для современного периода, когда выросло благосостояние рабочих, расширился средний класс, смягчились противоречия. Поэтому Э. Бернштейн предложил отказаться от теории классовой борьбы и идеи социалистической революции, объявив их грехом молодости К. Маркса и Ф. Энгельса. Он считал, что деятельность социал-демократии следует перевести в плоскость экономической борьбы, добиваться проведения реформ, улучшающих положение рабочего класса. Постепенно через совершенствование общества можно прийти к социализму. Иными словами, социализм становился не практической задачей, а идеалом, к которому следует стремиться. По сути, марксизм объявлялся несостоятельным, опровергнутым самой жизнью учением, включая и положение о неизбежности гибели капитализма.
В России замедленные темпы развития капитализма, немногочисленность и политическая слабость рабочего класса обусловили позднее распространение марксизма и поначалу недостаточно широкое его влияние в обществе в конце XIX в. Появившись, он трансформировался под влиянием российской действительности. Основоположником и теоретиком русского марксизма стал бывший «землеволец» и «чернопеределец» Г. В. Плеханов. В 1883 г. с несколькими единомышленниками он основал за границей группу «Освобождение труда», которая занялась пропагандой марксистских идей. Другими вождями русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, Л. Д. Троцкий, П. Б. Аксельрод и др. В 1895 г. они основали социал-демократическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а в 1898 г. на I съезде в Минске провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), идейным органом которой стала издававшаяся за границей газета «Искра».
Российский марксизм не представлял собой единого в идейном и сплоченного в организационном отношениях течения. К концу 1890‑х гг. в нем оформились три крыла: «легальный марксизм», экономизм и ленинизм[548]. «Легальные марксисты» разделяли общие положения экономического учения К. Маркса, но не принимали его политическую доктрину, особенно положение о неизбежности социалистической революции и диктатуры пролетариата. Экономисты считали главным в своей деятельности борьбу за реформы, поддерживали экономические требования рабочих и по многим вопросам были солидарны с либералами. В. И. Ленин и его сторонники на первый план выдвигали политическую составляющую Марксова учения, мессианскую идею о революционном пролетариате, выступали за политическое воспитание рабочего класса, за свержение самодержавия и в конечном итоге за установление диктатуры пролетариата. Два последних течения собственно и составляли российскую социал-демократию[549].
I съезд РСДРП не принял программу и устав партии. Позднее в процессе их подготовки между экономистами и сторонниками В. И. Ленина развернулась острая полемика по идейным и организационным вопросам[550]. В центре дискуссии оказался вопрос о характере партийной организации. Экономисты были ориентированы на идеи западноевропейской социал-демократии, стремились к созданию широкой демократической партии по германскому образцу. В. И. Ленин, признавая значимость партийного демократизма в странах с широкими политическими свободами, отвергал его возможность в самодержавной, политически несвободной России. Он стремился к созданию партии как сильной нелегальной организации профессиональных революционеров, связанных железной дисциплиной и беспрекословно исполняющих директивы Центрального комитета. Дискуссия по вышеуказанным проблемам была перенесена на трибуну II съезда РСДРП, состоявшегося в 1903 г. Партийный демократизм, как и в целом реформизм, был поддержан меньшинством съезда, а его сторонники во главе с Ю. О. Мартовым стали именоваться меньшевиками. Преобладающая часть делегатов пошла за В. И. Лениным, образовав большевистское течение в российской социал-демократии. Отторжение демократизма и поддержка авторитаризма в партийных рядах отчасти объяснялась культурой российского общества, которому в основном были чужды западные свободолюбивые, индивидуалистские традиции и гораздо ближе были общинные, коллективистские, антисобственнические ценности, так же как и отношения подчинения, революционный радикализм[551].
II съезд РСДРП принял программу партии, состоявшую из двух частей: программы-максимум и программы-минимум. Первая объявляла конечной целью деятельности партии социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата и построение социализма. Вторая определяла ближайшие цели: свержение самодержавия, введение демократической республики, уравнение в правах всех граждан, установление 8‑часового рабочего дня, отмену выкупных платежей и возвращение «отрезков» крестьянам, осуществление права наций на самоопределение.
Сразу же после съезда ленинский ЦК постарался поставить под свой жесткий контроль все социал-демократические организации, что вызвало протест меньшевиков. Бескомпромиссная позиция одних и отказ других подчиняться решениям большинства превратили идейный спор в партийный раскол, приведший к образованию фракций большевиков и меньшевиков. Вплоть до 1917 г. они находились в рамках одной партии – РСДРП, но вели все эти годы острейшие дискуссии по организационным и тактическим вопросам, отстаивали, по сути, противоположные концепции развития общества. Меньшевики говорили, что Россия еще не готова к социализму, ей предстоит длительный путь буржуазно-демократического развития, роста производительных сил, утверждения гражданского общества, подъема культуры. Они высказывались за созыв Учредительного народного собрания и установление республики, были за политику компромиссов с либералами, отвергали вооруженное восстание как метод борьбы, предлагали вести мирную борьбу за реформы.
Лидер большевиков В. И. Ленин разработал теорию империализма как кануна социалистической революции. Он считал, что переход к социализму созрел экономически уже во всех странах, включая и Россию, а политические предпосылки в виде революционной ситуации и готовности рабочего класса к революционному движению быстро формируются. В. И. Ленин предлагал коммунистам готовить всенародное вооруженное восстание как единственно эффективное средство свержения царизма. Предполагалось, что после устранения царизма будет учреждена рабоче-крестьянская республика и затем осуществлен через ряд промежуточных стадий переход к диктатуре пролетариата и рабочему социализму.
В целом появление в России на рубеже XIX–XX вв. широкого спектра политических партий с различными идейными воззрениями и тактическими установками не позволило им создать единый демократический блок в борьбе за обновление общества. Вместе с тем наличие оппозиции свидетельствовало о существовании конфликта между властью и обществом, углубление которого привело в первое двадцатилетие XX в. к трем революциям, изменившим ход исторического развития России.