Периодизация истории Индии

Индия

Знания

Мир повседневности

Культура Египта стала древнейшей цивилизацией в истории. Не было, казалось, таких занятий и такой деятельности, в которой египтяне не обнаружили бы поразительных успехов. Поскольку большинство населения жило в непосредственной близости от Нила, получил развитие водный транспорт: тростниковые папирусные лодки и деревянные суда. В 60-е гг. XX в. норвежский исследователь Тур Хейердал попытался доказать, что на своих папирусных лодках египтяне, используя парус и океанские течения, могли добраться до берегов Америки. Построив по древним чертежам лодку из папируса, Тур Хейердал совершил две экспедиции. После первой неудачной попытки вторая экспедиция на папирусной лодке «Ра-2» оказалась успешной: маленькая лодка была способна переплыть Атлантический океан! Исследуя захоронения в гробницах и фрески, мы можем себе представить, как выглядели одежда, украшения, обувь и даже косметика египтян. Мастера, изготовлявшие их, отличались необыкновененным искусством. Из настенных же росписей можно узнать о досуге египтян: развлечениях и играх, музыке и танцах.

Ремесленники в Египте хорошо оплачивались и были уважаемыми членами общества. Некоторыми видами ремесел могли заниматься и женщины. В целом у женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное положение, чем в других странах Востока и даже античных, где трудно найти изображения супружеских пар (что отражает различие социальных ролей мужчины и женщины). Напротив, в Египте изображения мужа и жены, сидящих рядом, встречаются часто. Женщина ласково обнимает или поддерживает мужчину. Женщины могли быть и правительницами Египта (такой выдаю­щейся личностью была царица Хатшепсут, жившая в XV в. до н. э., не говоря уже о знаменитой Клеопатре). Даже престол передавался по женской линии. Фараон мог назначить наследником любого из своих сыновей, но чтобы стать царем, юноша должен был жениться на старшей дочери царицы, «царевне-наследнице».

В Египте уже существовали брачные договоры, определявшие права супругов на имущество, женщина могла свободно получить развод, продолжая после этого воспитывать своих детей и имея право снова выйти замуж.

В целом, женщины в Египте пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Женщины могли стать жрицами в храмах, могли сами управлять имениями и заниматься торговлей. Египтяне ценили радости любви и семейной жизни, что нашло отражение в литературных памятниках и в изобразительном искусстве.

В рамках мифологической системы мышления египтянами были накоплены серьезные знания. Наибольший вклад они внесли в медицину. Древнеегипетские жрецы Ценились в Древнем мире как лучшие специалисты и пользовались высоким авторитетом. Древнеегипетские врачи были одновременно жрецами и магами, умели использовать гипноз, хорошо разбирались в строении человечес-

кого тела. В первую очередь эти знания были получены благодаря существовавшей традиции бальзамирования тела умершего и его мумификации. Все эти операции требовали хорошего знания анатомии и фармакологии. Можно ли считать, что в Египте медицина возникает как наука? Нет, там впервые появляются серьезные медицинские знания, но еще вплетенные в систему мифологии и полученные во многом благодаря религиозным обрядам. У египтян существовали медицинские справочники и школы. Они пользовались инструментами при проведении хирургических операций и даже применяли опиум для обезболивания. Медицинские знания, накопленные египтянами, еще раз показывают, что в рамках мифологической системы уже возникают элементы рационального знания. С религиозно-мифологической системой египтян были связаны и их обширные знания в математике и астрономии. Результаты многовековых астрономических наблюдений использовались жрецами для предсказания разливов Нила и затмений Солнца. Знания были

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть использованы для мистерий и мистификаций. Так, например, в некоторых сохранившихся скульптурных изображениях египетских богов в образе животных были найдены специальные инженерные приспособления, с помощью которых животное могло открывать пасть или поворачивать голову. В культуре Египта была широко представлена мистическая традиция. Египтяне пользовались различными методами для определения воли богов, толковали сны, объясняли небесные знамения, часто обращались за советом к культовой статуе, посредством которой бог может разговаривать с людьми.

Многие достижения древнеегипетской культуры, усвоенные античным миром, пришли в европейскую культуру, религия Египта, его искусство, знания и мистика лежат у ее истоков.

Необходимо отметить, что египетская культура особым образом включена в культурный диалог с Западом. Основывающийся на принципах рационализма Запад видел в Египте мир таинственный и загадочный, мистический и нераскрытый. Своеобразная ностальгия по египетской культуре свидетельствует, что ни одна, даже самая успешная культура не может охватить все духовные богатства. Египет — это воспоминание о том пути, который был ут­рачен, с которого свернули. Но, возможно, что это и «воспоминание о будущем». Достаточно любопытен такой факт: самый популярный курс в американских университетах — это курс... египтологии. Художественные фильмы о египетских тайнах и загадках идут чередой. В египтянах даже пытаются увидеть древнейший африканский этнос, а следовательно, предков нынешних афроамериканцев. Вряд ли египетская тема является просто модой, скорее она свидетельствует о каких-то глубинных тенденциях современной культуры. Европейская культура, изменяясь в течение жизни одного поколения людей, может быть, интуитивно стремится к незыблемости и устойчивости.

Платон в диалоге «Тимей» передает разговор египетского жреца из Саиса с греческим правителем Солоном: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми и нет среди эллинов старца!» — обращается к греческому правителю египетский жрец. «Почему ты так говоришь?» — спрашивает Солон. «Вы все юны умом, — отвечает тот, — ибо умы ваши не сохраняют никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени» (Платон. Собр. соч.: В 4т. М., 1994. Т. 3. С. 426.). Обращение к египетской культуре делает нас мудрее и старше. Рождается понимание того, как мало мы знаем о прошлом и как мало думаем о том, что люди за тысячи лет до нашей эры оставались такими же людьми, как мы. Прошлое приближается к современному человеку, и кажется, что египтяне понимали многое из того, что современный человек стремится вновь открыть и узнать о самом себе.

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории. Речь, конечно же, идет об отсутствии истории в европейском понимании этого слова. Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества качественных изменений не претерпевали, обнаруживая удивительное постоянство. Кроме того, в связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. В стране совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. Можно сказать, что политическая история долгое время не интересовала индийцев. В распоряжении исследователей практически нет документов, записей событий, летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология весьма относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. По всей видимости, данная особенность индийского общества связана с тем особым значением, которое в Индии придают духовным проблемам.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры. До этого же вся накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение. Еще одна историческая особенность Индии заключается в том, что на протяжении тысячелетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться централизации страны, она почти не была централизованным государством. Не случайно именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: