Гл А В А 4. Арабо-исламский мир

Литература

1. Абаев Н. В. Чань-будцизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

2. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV— XVIII вв.: В 3 т. М., 1992.

3. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994.

4. Гомбрих Э. История искусства. М.,1998,

5. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

6. Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1974.

7. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М.,1991.

8. Кульпин Э. С. Восток. (Человек и природа на Дальнем Востоке.) М. 1998.

9. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.

10. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

11. Мень А. В. Культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М., 1995.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1994.

13. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

Ислам, самая молодая из мировых религий, возникла в VII в. нашей эры. Со времени своего возникновения она проходит не менее сложный, чем другие мировые религии, путь становления своего культа, догматики и обрядности. И так же, как у других религий, этот путь не обошелся без расколов, непримиримой борьбы ортодоксов и еретиков, появления многочисленных сект и внутренних течений.

Основателем ислама по праву считается пророк Мухаммед, живший в то время на юге Аравийского полуострова в городе Мекка — религиозном центре кочевых и оседлых арабов. Он был действительно выдающейся личностью, талантливым полководцем, религиозным реформатором и гениальным поэтом. Именно он заложил основы догматики и обрядности ислама, с ним связано и появление священного писания мусульман — Корана. Возникновение и распространение новой религии само по себе выступает как захватывающая историческая драма. Известно, что свои проповеди Мухаммед начал в 610 г. в своем родном городе Мекке, однако подавляющее большинство жителей города восприняло их враждебно. Это было связано прежде всего с языческим характером верований жителей доисламской Аравии, существованием целого пантеона богов и связанным с ним идолопоклонством. Сам Мухаммед, рано осиротев, воспитывался дедом, а затем дядей, которые были хранителями идолов главного святилища не только Мекки, но и большинства арабских племен юга Аравийского полуострова — храма

Каабы. Сокровищем храма был черный «небесный камень», по мнению ученых, вероятнее всего метеоритного происхождения (отсюда и название храма, которое в переводе с арабского означает «куб»). Здесь же находились идолы языческих племен и совершались обряды языческого культа, устраивались празднества. Кроме того, совсем неподалеку от Мекки находилось особо почитаемое святилище общеарабской богини ал-Узза.

В Мекке, крупнейшем экономическом и торговом центре Аравии того времени, имелись также общины иудеев и христиан, поэтому будущий пророк Мухаммед имел полную возможность изучить не только политеистические верования своих соплеменников, но и развитые монотеис­тические религии христиан и иудеев. Наконец, в Мекке, как впрочем и в других городах Аравии, жили так называемые ханифы, праведники и аскеты из числа коренных жителей полуострова, усиленно проповедовавшие словом и личным примером не только необходимость благочестивой жизни, но и — это самое важное — необходимость верить в единого бога, отказаться от многобожия и идолопоклонства.

И хотя жизнь Мухаммеда складывалась вполне благополучно — он успешно начал заниматься караванной торговлей, продемонстрировал, с одной стороны, деловую хватку, с другой — безукоризненную честность в ведении дел и расчетах, удачно и по любви женился на богатой мекканской вдове Хадидже, стал отцом и главой семейства, неотвратимый внутренний голос, воспринятый им однозначно как призыв Бога, заставил его оставить благополучную жизнь и вступить на опасный путь проповедника новой религии среди своих сограждан. Вокруг пророка быстро сложилась группа поверивших в него последователей новой религии, истины которой и были открыты, по их убеждению, Мухаммеду. Ниспосланное откровение заключалось в следующих наиболее важных положениях: необходимо полностью отказаться от поклонения идолам и признать одного-единственного Бога — Аллаха, подлинного имени которого никто не знает и ни-

когда не узнает (имя Аллах ранее принадлежало одному из языческих богов Каабы), Аллах — это тот же Бог, что и у иудеев и христиан, не признающие веры в единственного Бога будут строго наказаны Аллахом за свое многобожие и идолопоклонство. Все в мире совершается исключитель­но по воле Бога, чье могущество неизмеримо и невыразимо. Он наградит смиренных, прочих накажет за гордыню — отсюда и особенности предложенных пророком обрядов: земные поклоны, необходимость простираться ниц во время молитвы (шокировавшие поначалу гордых бедуинов, воспринимавших их как предел унижения личного достоинства). Отсюда и основополагающие формулы новой веры «Нет Бога, кроме Аллаха», «Аллах превыше всего». Отсюда и название новой религии — ислам, что с арабского переводится примерно как «покорность Богу», и

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

наименование ее последователей — мусульмане, т. е. «отдавшие себя» в руки Бога, покорившиеся его воле и предопределенной им судьбе.

Именно Аллах сотворил мир, и именно по его воле миру будет положен конец — и тогда настанет время Страшного суда, которого не сможет избегнуть ни одно из сотворенных Богом существ. Все сполна получат наказание за свои прегрешения и награды за свои добродетели. Праведники навечно поселятся в райских кущах, а грешников ждут страшные адские мучения. И рай и ад в исламе описаны достаточно подробно, конкретно указано, какие именно наказания предусмотрены за те или иные прегрешения и какие награды ждут за те или иные благодетели. Несмотря на то, что у Мухаммеда появились последователи, у подавляющего большинства жителей города проповеди провозвестника новой веры не вызвали никакого отклика в душе. Казалось бы, предложенные постулаты (строгий и последовательный монотеизм, признание тож­дественности Аллаха с ветхозаветным и новозаветным Богом) должны были быть поддержаны проживавшими в Мекке иудеями и христианами, на что очень рассчитывал поначалу Мухаммед, но и этого не произошло: посколь-

ку по своему происхождению он не мог восприниматься иудеями как Мессия, а для христиан Иисус Христос уже был Богом и изменение его статуса на одного из пророков новой веры также было совершенно невозможно. Только среди некоторой части паломников, стекавшихся со всего Аравийского полуострова в Мекку, проповеди постулатов новой веры имели небольшой успех. Среди этих паломников — что имело историческое значение — оказались жители из города Ясриб (в более современной транскрипции — «Йасриб»), второго по величине и значению после Мекки, который к тому же был родиной матери Мухаммеда. Таким образом, враждебность со стороны жителей Мекки постоянно усиливалась, а после смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, который был главой влиятельного рода «хашим» и покровительствовал последователям новой веры, среди наиболее горячих адептов которой был и его сын Али, над Мухаммедом и его друзьями нависает реальная угроза расправы. Али — двоюродный брат пророка, а затем его зять, станет крупнейшим религиозным и военным деятелем последующей эпохи, сыграв решающую роль в истории раннего ислама. В 622 г. пророк Мухаммед с незначительной частью своих последователей вынужден был переселиться в Ясриб. Это переселение больше походило на бегство, так как вслед была выслана погоня и Мухаммед и двое его ближайших сподвижников — брат Али и известный мекканский купец Абу Бекр — несколько дней скрывались в пещере и только чудом спаслись от преследователей. Этот эпизод станет одним из центральных сюжетов в преданиях о Пророке, получивших всеобщее распространение в арабо-исламской духовной культуре. 622 г., дата переселения в Ясриб, получившего название «хиджра», стал началом мусульманского летоисчисления, точкой отсчета, по которой живут миллионы правоверных во всем мире до наших дней. Именно в Ясрибе, который впоследствии стал называться Мединат аннаби («город пророка») или просто Медина, Мухаммед получил полное признание свое-

го вероучения, именно отсюда началось победоносное шествие ислама сначала в Аравии, затем — по всему Востоку.

Возникшее при преемниках Мухаммеда в результате грандиозных завоеваний государство — халифат — раскинулось на огромной территории — от границ Индии и Китая до Испании, распространило свою власть на многочисленные народы, страны и культурно-географические регионы.

В эпоху своих грандиозных завоеваний, создания халифата и утверждения ислама арабы не могли передать покоренным ими народам Востока наиболее высоких достижений в области материальной культуры, новых технологий в сфере производства. Народы Сирии и Египта, например, с их гораздо более древней историей, на порядок более развитые социальные отношения и культуру, однако ислам принял этот исторический и культурный вызов и успешно решил проблему создания новой единой для всех системы ценностей и культуры. Многочисленные народы со своей неповторимой культурой, которые первоначально лишь подчинились завоевателям, в дальнейшем не только приняли ислам, но и самым активным образом участвовали в создании и развитии новой культуры. Как бы ни были первоначально различны географические, исторические, политические и социальные условия, духовное и идейное разнообразие, все они отошли на второй план, стали незначительными по сравнению

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

с новой целостной культурой, единством общих представлений, идеалов нового образа жизни, социально-политических регулятивов, этико-правовых норм, обычаев и повседневных привычек.

Большую роль здесь сыграли характерные особенности ислама, связанные с тем, что эта религия самым подробным образом регламентирует образ жизни, поведение, психологию и ценностно-мировоззренческие установки своих приверженцев. Мусульманское вероучение, обрядность и религиозные предписания становятся особенностями культуры тех стран и народов, которые исповедуют ислам. Причем это касается как культуры быта и повседневной жизни, так и ее высших форм развития: литера-

туры, искусства, науки, философии, способа мировосприятия и стиля мышления. Всемерное распространение в исламском мире получает культ Корана, а поскольку Коран представляет собой произведение, в котором глубокий религиозный и социально-этический смысл выражен в высокохудожественной поэтической форме (не зря некоторые мусульманские мистики и аскеты — суфии посвящали свою жизнь непрерывному его чтению), его культ выступал еще и культом слова в самом высоком его понимании. Даже способу начертания слова придавалось самое большое значение — отсюда такое развитие искусства каллиграфии на Востоке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: