Древний Китай. Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и

Усуни

Гунны

Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов[5], вторгшийся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу. Гунны создали огромную империю от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина V в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры.

Основная статья: Империя гуннов

Большое объединение номадов (известное из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории Северного Китая. Около рубежа н. э. эти племена начали продвижение на запад. Со II века н. э. появились в степях Северного Причерноморья.

В IV—VI веках н. э. выходцы из этого племенного союза возглавляли царственные династии в Северном Китае. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов.

Гунны подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов

(живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями).

Империя Аттилы

Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили Сирию[6] и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.

Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434—453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками: вестготами и франками[5].

После смерти Аттилы возникшими внутри империи распрями воспользовались ранее покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными[7].

Предводитель остготов Теодорих, сын сподвижника Аттилы, остготского короля Теодимира, победивший Одоакра, стал в 496 году первым христианским королём готско-римского королевства остготов.

Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. По свидетельствам готского историка VI века Иордана племена, раннее входившие в состав «гуннского» союза, освободившись от насильственного «союза» кочевников, взяли под контроль и Западную, и обширную часть Восточной Римской Империи, поселившись во Фракии, Иллирии, Далматии, Паннонии, Галлии и на Апеннинском полуострове.

Детали конского убора

Последний римский император Ромул Августул был сыном секретаря Аттилы, римского патриция Ореста. Одоакр, свергший его в 476 году с престола, первый варварский (германский) король Рима, по Иордану «король торкилингов» («Torcilingorum rex», предположительно король тюрингов) предводитель германских племён герулов, ругиев и скиров, живших в долине Дуная, был сыном лучшего военачальника Аттилы, вождя скиров, Эдика (Эдекона)[8].

С начала VI в. и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров[9]. По другой точки зрения, это союз местного кавказского происхождения.[10] Его столицей был город Варачан, но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар, хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье. В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство. О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.

Образ жизни

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов[11].

Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает их: …все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.

«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.

…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…

В противоположность Аммиану, посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский так описывает гуннов: Переправившись через какие-то реки, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из брёвен и хорошо выстроганых досок и окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Оногесия, также окружённые деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Аттилы. Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженых досок, покрытых резьбой, а другие - из тёсаных и выскобленых до прямизны брёвен, вставленных в деревянные круги...

Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую — от частого общения с Римом

Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали на другой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобы вступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский закон разрешает многожёнство.

Каждый из присутствующих по скифской учтивости вставал и подавал нам полный кубок, затем, обняв и поцеловав выпившего, принимал кубок обратно.

Гуннский бронзовый котёл, найденный в Венгрии в 2006

Хотя Аммиан отметил отсутствие у гуннов привычки есть варёную пищу, они на деле были вполне знакомы с кулинарным искусством, но весьма неприхотливы в длительных походах. В бытовых и культовых целях использовались бронзовые котлы, которые по форме восходили к хуннским прототипам в Центральной Азии[13].

Гунны применяли дальнобойный лук, который достигал в длину более 1,5 м. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными и бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные просверленные шарики, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или скифский лук (scytycus arcus) — по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, — считался очень ценной военной добычей у римлян. Флавий Аэций, римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Религия[править | править исходный текст]

Главным божеством был Тенгри-хан[14]. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому, не было. У гуннов были капища и идолы (литые из серебра)[15]. Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли[16]. Этнолог Л. П. Потапов, основываясь на сообщениях Приска, жившего некоторое время при дворе Аттилы, полагает, что у гуннов были шаманы («кам»). Это слово даже входило в некоторые титулы гуннской правящей верхушки: ata kam (букв. «шаман-отец») — носил верховный шаман, который среди прочего определял «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа»; второй титул (у тестя Аттилы) — as kam («соучастник», «товарищ» или «сподвижник»)[17].

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци. Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

Происхождение и название народа[править | править исходный текст]

При рассмотрении гуннской истории и культуры непременно встаёт сложный вопрос о происхождении европейских гуннов и их связи с центральноазиатскими хунну (сюнну). По этому поводу ещё с XVIII в. не утихает оживленная дискуссия, участники которой зачастую приходят к противоположным результатам.

Гипотеза центральноазиатского происхождения гуннов[править | править исходный текст]

Эта гипотеза базируется на этнокультурной связи между гуннами — народом восточного, и более того, монголоидного происхождения, с одной стороны, и хунну — северными соседями Китая, с другой. Об этом свидетельствует ряд категорий материальной культуры европейских гуннов[18]. Генетическая связь между гуннами Юго-Восточной Европы и хунну Центральной Азии прослеживается и в сфере военного дела. Войско хунну состояло из отрядов конницы, вооружённых мощными сложносоставными луками и атаковавших в рассыпном строю. В ходе сражения стратегия хунну базировалась на внезапности нападения и стремительном и глубоком проникновении в тыл противника. В число центральноазиатских элементов культуры европейских гуннов следует добавить некоторые детали их погребальной практики, а также особенности их военного искусства[19].

Гипотеза тюркского происхождения гуннов[править | править исходный текст]

Согласно гипотезе Жозефа де Гиня (Joseph de Guignes), гунны могут быть по происхождению тюрками или прототюрками[20]. Эту версию поддержал О. Менхен-Хельфен (O. Maenchen-Helfen) в своих лингвистических исследованиях[21][22]. Английский ученый Питер Хизер (Peter Heather) считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», которая вторглась в Европу[23]. Турецкий исследователь Кемаль Джемаль подтверждает эту версию фактами сходства названий и имён в тюркских и гуннских языках, это также подтверждается схожестью гуннской и тюркской системы управления племенами. Эту версию поддерживает также венгерский исследователь Дьюла Немет (Gyula Nemeth)[24].

Усуни (wusun), локализованы между озёрами Балхаш и Иссык-Куль в восточном Казахстане

Усуни (кит. 烏孫) — кочевое (тюркоязычное по некоторым утверждениям[1][2]) племя, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с III в. до н. э.[3]

Антропологический облик[править | править исходный текст]

По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы[4]. Усуньцы обликом весьма отличны от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами, являются их потомками[5]. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный[6]. А также усуни нам известны как народ, смешанный с саками и с народом юэчжи. Это подтверждается палеоантропологией. Некоторые из добытых черепов относятся к средиземноморской, другие к памиро-ферганской расе. Однако находок так мало, что невозможно решить, принадлежат ли они собственно усуням или слившимся с ними сакам и юэчжам, в следствии чего, невозможно установить расовый тип усуней.[7].

Этническая принадлежностьОтносительно этнической принадлежности усуней ведутся споры. Исследователи говорят об их тюркском происхождении[8][9][10].

P.Pelliot и L.Ηambis определили общее происхождение древних Усуней с Сары-Усунями у кыргызов, узбекскими ушунями и уйшунями, и уйсынами казахского старшего жуза[11] По данным 1860 г. сары-уйсуни проживали в Сарытаукумской волости Верненского уезда (1200 кибиток), небольшие группы в Чимкентском и Аулиеатинском уездах. По сельскохозяйственной переписи 1897 г. их численность достигла 1700 кибиток. По подсчёту М. Тынышпаева в 1917 году в Джетысуйской области сары-уйсуней насчитывалось 10 тыс. чел.

История

Усуни, локализованы на восточном побережье Иссык-Куль

Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.[12][8][13][14]) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну[15].

В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек[13]. Основная территория усуней

располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Шу и Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой.

В 170-х годах д. н. э. вождь хунну Модэ разбил усуней и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. Гуньмо усуней был вынужден явится в ставку Модэ и признать его власть над усунами. Послу этого усуни сыграли важную роль как часть воинкой силы Хунну в т. ч. во время разгрома племя Юэчжиев.

Как держава Хунну стала ослабевать, Китай старался всеми силами заручится поддержкой с Усуни против их правителей. В 108 году до н. э. Китай отправил посольство к Усуням, но те были осторожны и на явный союз не решались, хотя и взяли китайскую принцессу в качестве младшей жены гуньмо (старшей женой была дочь правителя Хунну). В 75 году до н. э. Усуни разорвали союз с Хунну, которые в свою очередь провели карательный рейд против Усуней, захватив часть земель и пленных. Однако это только подтолкнуло Усуней сплочить союз с китайцами.

Несмотря на дипломатические обострения, ситуация между Хунну и Усуни резко переменилось. Склоняясь к упадку, держава Хунну стала переживать постоянные смуты и междоусобицы. В 71-50 годах до н. э. государством Усуней правил Унгуйми, который смог консолидировать власть над Усунями и одержать серию побед над Хунну, таким образом захватывая почти весь Восточный Туркестан.

Об усунях писал китайский историк Сыма Цянь. Говорили усуни на древнетюркском языке[1][2]. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий бек).[2]. Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар, город Красной долины[8][9][10]) находился на берегу Иссык-Куля. (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Кыргызской Республики). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную[12]. Усуни вели войны с кангъюями и гуннами за пастбища[8], имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем[9][12][10]. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.[12]

Скотоводство играло в жизни усуней определённую роль. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец[16]. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю[источник не указан 853 дня]. Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей усуни метили племенной тамгой[17] (тавро). Тамга усуней изображала ворона[18]. Размеры погребального кургана зависели от положения в обществе и степени богатства. Ювелирные изделия, оружие отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Общественное устройство[править | править исходный текст]

Титул главы государства — гуньмо;

Племенная и родовая знать — беки[2]

Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев;

Существовала частная собственность на скот и на землю[8][9][10][13]. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами.

Хозяйство[править | править исходный текст]

Хозяйство усуней было комплексное — скотоводческо-земледельческим[13]. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км[13]. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные[13]. Каждый дом состоял из большой комнаты, несколько подсобных построек и загонов скота. 5-6 домов составляли поселение. Жилищем усуней являлась — юрта. Усуни разрабатывали месторождение свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел[13]. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу[13].

Культур

Ярким памятником ювелирного искусства усуней являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м[8][13]. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце[8][9][10][13]. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.

Первый китайский император Фу Си

Древний Китай — легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э. Согласно Н.А. Морозову, история этой империи позаимствована из византийской; по новохронологической реконструкции, китайская империя являлась осколком Русско–Ордынского государства, а именно — приамурской его части, Пегой Орды. Мифологическая древняя история Китая частично взята из истории Руси–Скифии–Китая, и содержит из многократно продублированные фрагменты манжурского периода китайской империи (с XVII–ого по XIX–ый века)

Происхождение названия

Слово «Китай», для названия азиатского государства употребляется только среди славян и тюрков, и происходит, будто бы от тунгусской народности китаней (киданей), завоевавших эту страну в Х веке н.э., но и это употребление возникло не ранее XVII века. До этого современный Китай на Руси называли «богдойским ханством».

В латинском языке страна называется «China» или «Sinae», а народы её населяющие — Seri или Sini. Есть гипотеза, что название Чина возникла в честь древней династии Цинь (якобы III в. до н.э.). В Новой Хронологии предполагается, что это слово — есть искажённое наименование «Синей Орды», дальневосточной части Русско–Ордынского государства, со столицей в Пекине (названном в честь Орды Пегой).

Сами китайцы никогда не называли свою страну ни Китаем, ни Чиной, а строили название по

шаблону «Великое–такой–то династии–государство»: Дай–цин–го, Дай–мин–го, Дай–юань–го. Или же они использовали географическое описание своей страны:

Тянь–ся (Поднебесная империя)

Сы-хай (Четыре моря)

Чжун–хуа–го (Срединное цветущее государство)

Чжун–юань (Срединная равнина)

Чжун–го (Срединное государство)

Прозвище «Китай» было распространено на Руси в доромановскую эпоху. Согласно «Киевскому Синопсису» 1674 года, Китаем звали святого владимирского князя Андрея Боголюбского, сына великого князя Юрия Долгорукого. Такое же прозвище носил боярин Ивана III Василий Иванович (Феодорович) Шуйский. Китай–городом также называлась средняя часть русских городов, примыкавшая к детинцу, цитадели, кремлю, служившая ему второй оборонительной оградой. Одно из значений русского слова «китай» — это «крепость».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: