1.Перун - славянский громовержец. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз. Его называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. (левая-стрелы, правая-лук)
2. Даждьбог считался богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Символами этого бога были золото и серебро.
3. Сварог был у славян богом Неба. Он связан с небесным огнем и небесной сферой. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Помимо этого,считалось,что Сварог установил самые первые законы для людской общины.
4. Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.
5. Огонь - Сварожич, был сыном Сварога и Макоши. Огонь был способен очистить что-либо оскверненное и был свидетелем клятв.
6. Ярила - бог плодородия, размножения и физической любви.
7. Змей - Волос(Велес) - это божественный противник Перуна. В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной. Велес - одновременно бог мудрости и поэзии.
Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Др. гос-о возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д.
Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется имущественное неравенство. На образование Древнерусского государства существует много причин, вот основные из них:
Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства.Появляются профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов. конфликтных ситуациях.
Развитие экономики. Формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.
Заинтересованность общества. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами.
Началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.
Переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства.
В общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке.
Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Псков, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, и др.
По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.
Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. (Когда-то использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха. Позже их заменили железные деньги. С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.)
Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины.
Формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала с именем Олега. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. (происходит во время княжения Владимира Святославовича). В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль то есть восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей.
Христианизация Руси и ее последствия.
«Повесть временных лет» сообщает, что в 988г. великий князь Владимир I Святославович захватил византийский город Херсонес (Корсунь) в Крыму и угрожал императорам Василию и Константину походом на Константинополь. Условием заключения мира князь выдвинул свою женитьбу на византийской принцессе Анне. Императоры согласились, но только если тот примет христианство. Это предложение отвечало интересам киевского князя. В Корсуни он крестился (приняв имя Василий), крестил свою дружину и сочетался браком с принцессой Анной.
Вернувшись в Киев, Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение — «а кто не придет, тот враг мне», — сообщает летопись слова князя.
Однако не везде новую религию принимали мирно. Например Новгород, который пришлось крестить «огнем и мечом».
Распространение христианства на Руси растянулось на долгие годы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей, приведший к формированию двоеверия.
(Христианизация встречала сопротивление населения. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале,Киеве,Новгороде.)
И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию— смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском.
При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное.
В повседневной жизни за помощью в нек. ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам-волхвам. Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества. Языческие образы и сюжеты органично вписывались в мир «высокой» культуры.
Постепенно языческие элементы вытеснялись.
Принятие новой веры внесло изменения в социальную структуру общества на Руси появилось новое сословие — духовенство. Постепенно складывалась церковная иерархия. По византийской традиции на Руси духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (живущее в миру). Высшие иерархи церкви принадлежат к черному духовенству.
В X-XI вв. церковь существовала за счет государственного финансирования и пожертвований, позднее у нее появились собственные села и земли.
Значение принятия христианства трудно переоценить:
- завершилось духовное объединение славян в единую древнерусскую народность
- церковь активно поддерживала светскую власть, способствуя росту ее авторитета
- укрепилось международное положение Руси — она стала полноправным членом семьи европейских государств
- русская культура получила мощный импульс к развитию — появилась письменность, началось развитие литературы, архитектуры, живописи и т.д.