Государство и право Великобритании в новейшее время
1. эволюция госстроя
2. система источников права. Развитие права:
· партии
· основные тенденции в развитии государственного аппарата
· эволюция парламента
· избирательная система
· корона, ее прерогативы (полномочия)
· правительство
· судебная система
· местное самоуправление
1.Англия – парламентская монархия с двухпартийной системой.
2. 1901г. – 3 партия – лейбористская, которая нарушила традиционную систему. В 1923г. она полностью вытеснила либеральную партию.
Тенденции:
1) снижение роли парламента в публично-правовой жизни
2) появление доктрины исполнительной парламентской власти: широкое участие исполнительной власти в делах законодательной (для членов кабинета министров в палате общин предусмотрена квота)
3) идея разделения в Англии не существует, она гарантирует правовое государство путем слияния исполнительной и законодательной власти в парламенте и реальной властью кабинета министров при принятии решений, повышение роли палаты общин.
|
|
3 элемента парламента:
1) палата общин
2) Палата лордов (пэров)
3) король
С 1911г. законодательный приоритет палаты общин.
2000г. – консолидированный акт о народном представительстве.
С 2005г. – 3 вида членства (духовные лорды, пожизненные, наследственные). Мажоритарная система относительного большинства.
1918г. – избирательные права у женщин с 30 лет.
1928г. – женщины уравнены в правах.
1958г. – акт о пожизненных пэрах, можно стать пэром за заслуги перед королем.
Монарх – юридический глава государства, источник суверенитета, символ нации, символ преемственности государства и гарант стабильности.
Главное место правительству, формально назначается монархом.
1948г. – ликвидирован второй вотум.
1969г. – снижен возрастной ценз.
Правительство: главное место в структуре власти принадлежит правительству. 4 категории членов правительства, по состав 95 человек, из правительства выделяется кабинет министров – 18-20 человек, выделяют 5 человек – министры. Возглавляет премьер-министр.
Суды: высокие протокольные суды - те суды, которые имеют право создавать прецеденты.
Местное самоуправление: Англия делится на графства, округа, сельские приходы. Все юридические полномочия местного самоуправления выполняют советы. При советах создаются комитеты.
1. основные тенденции государственно-правового регулирования
2. основные тенденции в государственном механизме
· партии
· президент
· законодательная власть, конгресс
· судебная система
· местное самоуправление
3. законодательство «нового курса» Рузвельта
|
|
1.Изменения в политической системе:
1) демократизация путем принятия избирательных законов
2) Усиление роли президента в государственном регулировании власти
Изменения в экономической системе: впервые в 30-е годы государство начинает вмешиваться в экономическую сферу.
Методы: государство навязывает условия, регулирует отношения в экономических процессах.
С 1917 по 1927год - принятие 10 поправок к конституции США (17 в 1913, 27 в 1927году касаются избирательных прав).
2.Партии:
1827г. – демократическая
1854г. – республиканская
Для политической системы США характерна двухпартийная система. Ее особенности:
1) не обязательно, чтобы большинство членов конгресса принадлежали партии президента
2) двухпартийная система не исключает плюрализма, но исключение составляет антикоммунистическое законодательство, т.е. принятие ряда законов против коммунистов.
1940г. – закон Смети «о регистрации иностранцев» (применялся в отношении коммунистов).
1950г. – закон Макарелли-Вудда «о внутренней безопасности».
1954г. – закон Хэмбри-Битлери «о контроле над коммунистической деятельностью».
Через 14 лет верховный суд признал эти законы противоречащими законодательству.
Президент:
Юридические полномочия президента не изменились, но с середины 19 века происходит усиление власти президента. В 60гг. 19 века А. Линкольн создает доктрину «о президентской форме правления в США», но реальное усиление власти президента связано с именем Рузвельта:
1) вето на законопроекты из конгресса путем делегированного законодательства. Только 9 раз конгресс мог преодолеть президентское вето. Рузвельт издал 4000 законодательных актов, за это время конгресс – 4600.
2) Во внешней политике Рузвельт вводит практику исполнительных приказов президента, которые не нуждались в подтверждении их сенатом
3) Через разрастание аппарата президента в 1939г. – образование исполнительного управления президента (всего 15 департаментов).
К исполнительной власти относится кабинет США, который состоит из 15 глав департаментов, 60 независимых агентств и правительственных корпораций. 6 из них подчиняются президенту (главное – ЦРУ), другие подчиняются департаментам.
Законодательная власть:
Она принадлежит конгрессу, который был двухпалатным: сенат и палата представителей.
С 1913г. выборы в сенат стали прямыми.
В 1920г. женщины уравнены в правах.
1964г. – 24 поправки в конституцию, отмена налогового ценза.
1971г. – избирательное право получили лица с 18 лет.
Общее ослабление законодательной власти конгресса, но при «слабых президентах» конгресс увеличивает свои полномочия за счет подразумеваемых полномочий.
Тенденция к лоббированию законодательной деятельности (лоббирование – проталкивание законов).
1946г. – закон «о вредности регулированного лоббизма: при конгрессе созданы комитеты, самые главные постоянные. В нижней палате 22 комитета, в сенате 6 комитетов.
Судебная система:
В США существовало 50 систем судов штатов и одна федеральная система. Во главе каждого стоит верховный суд, который формирует прецеденты права. Он не имеет права вмешиваться в судебную систему штатов, только выносить решения о конституционности НПА.
Особенности судебной системы:
1) чрезмерная регламентация общественной жизни
2) цареподобная власть судьи
3) главная роль верховного суда в толковании конституции, орган конституционного надзора.
Местное самоуправление:
Функционирование местного самоуправления регулируется только штатами, оно полностью зависит от законодательства штатов. Различают степени урегулированности некоторых аспектов управления:
1) незначительное количество норм
2) подробное нормативное регулирование местного самоуправления.
Полицейская система:
|
|
Не прописана, обозначены только контуры. В разных штатах отличаются полицейские структуры. Существование отдельно департаментов.
Государство и право Германии в новейшее время (2 пол. 20 века)
1. государственно-политическое развитие Германии после 2 мировой войны
2. раздел Германии. Конституция ФРГ 1949г.
3. объединение Германии
4. институт конституционного надзора в современной Германии
1.Июль-август 1945г. – Потсдамское соглашение о дельнейшем развитии Германии. Цель – демократическое миролюбивое государство. Создается оккупационный режим с 2 органами: союзный контрольный совет (командующие вооруженными силами 4-х государств) – верховный орган власти в Германии. Решения этого совета единогласны. Для подготовки урегулирования Германского вопроса согласно Потсдамскому соглашению – создание совета министров иностранных дел великих держав. Важнейшие решения:
1) ликвидация фашистской партии
2) денафикация
3) отмена расистских законов
4) уничтожение милитаризма
5) восстановление демократических свобод
1946г. – создание бизонии, т.е. объединение двух оккупационных зон (США и Англии). 1948г. – тризония (+ Франция). Июнь 1948г. – денежная реформа.
2.Июль 1948г. – конференция 6 государств – принятие решения о разделе Германии, создание западно-германского государства. Создан комитет экспертов (конституционный совет). 23 мая 1949г. – парламентский совет принял конституцию ФРГ. Состав парламентского совета: представители земель западной Германии. Конституция одобрена 3 военными губернаторами и принята мандатами каждой из земель (Боннская конституция).
По форме правления: ФРГ – парламентская республика (формально президентская должность существовала).
По форме устройства – федеративное государство.
Принципы:
1) демократическое социальное федеративное государство
2) 3 раздел конституции – права и свободы человека
3) Принцип разделения властей, но с ведущей ролью федерального правительства
4) Принцип федерализма.
Закрепление специального механизма, гарантирующего охрану конституции:
|
|
1) лишение конституционных гражданских прав некоторых граждан
2) запрет некоторых партий, если они являлись антиконституционными
3) недопустимость изменения некоторых положение конституции.
Федеративные компетенции:
1) внешняя политика
2) оборона
3) вопросы гражданства
4) основы финансово-экономический системы
5) транспорт и связь, торговля и промышленность
При признании верховенства федеральных законов введено конкурирующее законодательство, т.е. при отсутствии федерального закона земли могли принимать свои постановления, но предусмотрено за федеральными властями экзекуции.
Глава государства – президент, избирается федеральным собранием (представители земель на 5 лет). Полномочия: представлять федерацию, заключать международные договора, мир и война, назначать и увольнять судей, номинально назначал канцлера. Президента можно было обвинить в нарушении конституции (2/3 от состава обеих палат парламента).
Законодательная власть:
Двухпалатный парламент: бундесрат (верхняя палата) назначаются представителями (правительством) земель, 66 членов; нижняя палата – бундестаг, избирается на 4 года, выборы всеобщие, прямые, тайные по смешанной избирательной системе. Полномочия: законодательные, ратификация международных договоров, участие в выборе федерального президента, формирование правительства, избрание канцлера, установление бюджета, вотум недоверия канцлеру.
Правительство.
Глава – канцлер (4 года), который назначает и предлагает президенту для утверждения министров, за правительством законодательная инициатива, право создавать необходимые законы (т.е. правительство имеет законодательную власть). Вотум недоверия только канцлеру, который в свою очередь может распустить бундестаг.
3.Октябрь 1989г. – октябрь 1990г. – процесс объединения при поддержке стран-победительниц.
Май 1990г. – единая валюта.
Август 1990г. – государственно-политическое объединение
3 октября 1990г. – единая Германия. Конституция ФРГ распространяется на восточную часть Германии.
4.Судебные федеральные органы:
1) федеральный конституционный суд
2) Федеральные суды
· общей юстиции
· административной юстиции
· финансовой юстиции
· трудовой юстиции
· социальной юстиции
Федеральный конституционный суд с 1951г., члены избираются по 8 судей от каждой палаты парламента. Требования: 40-60 лет, срок службы - 12 лет, полномочия: контроль за НПА, решение споров в правах и обязанностях высших органов власти, запрет деятельности политических партий при условии их антиконституционности, лишение граждан их конституционных прав.