В России 13 страница

Программу реформ активно поддержал царь Алексей Михай-
лович. Споры начались, когда встал вопрос о выборе образцов,
по которым надлежало производить исправления. В кружке про-
изошел раскол на две группы, во главе которых встали Никон
и протопоп Аввакум.

Сторонники Аввакума считали, что образцами должны стать
древнерусские книги, не подвергавшиеся исправлениям подоб-
но греческим после падения Византийской империи.

Однако совершенно одинаковых текстов в древнерусских кни-
гах не обнаруживалось. Единственным образцом для древнерус-
ских книг были византийские. Приверженцы Никона полагали,
что за образцы стоит принять греческие оригиналы священных
текстов.


Точка зрения Никона восторжествовала. Церковная рефор
ма начатая с момента избрания Никона на патриаршеством
в 1652 г. по его проекту, была одобрена церковным соборомШ
с участием восточных патриархов. Участники кружка были со
сланы, после патриарха с ними порвал и царь. Однако реформ
мы натолкнулись на сильное сопротивление приверженцев ста-
рины, движение которых и возглавил опальный протопоп Авва-
кум. В церкви произошел раскол на признавших реформы
и старообрядцев. Старообрядчество сложное явление в религиозной жизни общества. Его невозможно связать ни с одним социальным слоем, за ним не стояли политические и социальные проблемы которые бы прикрывались религиозной идеологией. Среди старообрядцев встречаются представители практически всех слоев общества: бояре, дворяне, стрельцы, крестьяне и посадские. Причиной столь острого раскола русской церкви являлась глубокая религиозность русского общества, а также быстрота религиозных реформ Никона.

Сделавший головокружительную карьеру от простого священ-
ника до патриарха сын мордовского крестьянина Никон стал
личным другом царя Алексея Михайловича. Его честолюбие
простиралось настолько далеко, что он стал называть себя «ве-
ликим государем», так же как царь, и демонстративно подчерки-
вать превосходство церковной власти над светской. В отсутствие
царя Никон становится правителем государства: в приговорах
Боярской думы появилась новая формулировка «Светлейший
патриарх указал и бояре приговорили».

Однако царь не мог не замечать честолюбивых замыслов пат-
риарха, все больше ущемлявших светскую власть. Отношения
между друзьями сильно охладели. Инициатива разрыва, однако,
исходила от Никона. Под предлогом того, что царь прекратил
посещения церковной службы патриарха, Никон публично от-
рекся от патриаршества и удалился в монастырь, ожидая просьб
царя о возвращении. Когда их не последовало, Никон пожелал
остаться патриархом. Восемь лет длилась тяжба между ним
и царем, и только в 1666 г. собор с участием восточных патри-
архов низложил Никона. Бывший патриарх был отправлен в мо-
настырь простым монахом. Церковный собор 1666—1667 гг. объявил проклятие всем старообрядцам и предал их суду гражданских властей. Государство поддержало официальную церковь, а по Соборному уложению 1649 г. за «хулу на Господа Бога» полагалась смертная казнь. Начались казни еретиков.


Влияние изменений государственного управления
на общественные отношения в XVII в.

По форме государственного устройства Россия в XVII в. ос- тавалась феодальной монархией, в которой власть верховного
правителя существенно усиливалась по сравнению с предшест-
вующим периодом. Однако власть царя еще опиралась во мно-
гом на сословно-представительные органы, а также нуждалась
в поддержке аристократии в лице Боярской думы.

Государственный механизм в России в XVI и первой половине XVII в. носил сословно-представительный характер.

Расцвет такой формы правления относится к первой полови-
не XVII в. Вместе с понятием о вотчинности и неограниченно-
сти царской власти заколебалась после Смуты и идея ее боже-
ственности и неприкосновенности, чему немало способствовали
злодеяния Ивана Грозного и царей периода Смуты. Уже Году-
нову дают различные прозвища — «лукавый хитролис», «рабо-
царь», Шуйского за глаза называют «клятвопреступник», «пья-
ница», «блудник». Больше того, правителей силой изгоняют
с трона, удаляют из дворца, отсылают к иноземцам на поругание


(В. Шуйского), убивают (Федора Годунова и обоих Лжедмит-
риев). При этом Смута не только разрушила авторитет власти, но
и уничтожила те орудия, средства и силы, которые организовали
и которыми располагали последние Рюриковичи на московском
престоле.

В это время усиливается роль земских соборов и Боярской
думы. Однако после принятия в 1649 г. Соборного уложения,
удовлетворившего основные требования господствующих сосло-
вий и окончательно установившего крепостное право, в России
все явственней проявляется тенденция развития государствен-
ной системы от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Это прослеживается во всех звеньях государственного аппарата, как центрального, так и местного, в его всемерной бюрократизации и росте численности, падении роли Боярской думы и земских соборов, в отношениях государства и церкви, в зарождающейся регулярной армии.

Центральными задачами внутренней политики самодержавия
являлись распределение земли между членами господствующих
сословий, усиление закрепощения крестьян и подавление их
протеста.

Основная тяжесть податей и повинностей лежала на низах
общества. Главной статьей дохода для казны были прямые на-
логи с тяглого населения. Это деньги (в свое время дань с жи-
телей) ямские, пищальные и полоняничные, данные на ямскую
гоньбу, приобретение оружия, выкуп пленных. При Михаиле Ро-
манове, когда казна была пустой, брали, кроме того, запросные
деньги (запрос — призыв к добровольному займу) с крупных мо-
настырей, купцов, со служилых людей; пятинные деньги («пятая
деньга» — 1/5, 20% от движимого имущества, доходов) с по-
садских людей и черносошных крестьян. И позднее, помимо пя-
той деньги, брали десятую, двадцатую деньгу — 10,5% движи-
мого имущества и доходов.

При царе Михаиле повысили оклад ямских денег. Ввели сбор
хлебных запасов для служилых людей, прежде всего стрельцов;
постепенно его стали переводить на деньги (стрелецкие деньги).

Исчисляли налоги по «сошному письму»: определенный оклад
брался с фискальной единицы — «сохи». В нее входило то или
иное количество земли: у служилых людей — 800 четвертей
(четверть — 0,5 десятины) «доброй» (хорошей) земли в одном
поле; 1000 четвертей «середней» и 1200 четвертей «худой»;
у церковников и монастырей — соответственно 600, 700 и 800;


у дворцовых и черносошных крестьян — 500, 600 и 700. В трех
полях количество земли соответственно утраивалось.

С посадов налоги исчисляли по количеству дворов и земли,
если наряду с торговлей и ремеслами жители занимались зем-
леделием.

Для упорядочения сбора налогов власти время от времени
проводили описи земель, угодий, строений, занятий населения,
самих жителей. Организовывали «дозоры» — проверку тяжести,
посильности обложения, вносили поправки в сошные оклады,
подчас снижали их ввиду уменьшения населения, запустения
пашен и др. Налог собирался по принципу коллективной ответ-
ственности и мирской раскладки. К числу косвенных налогов относились таможенные пошлины, питейные доходы. Их сбор отдавали на откуп или «на веру». В первом случае откупщики вносили в казну определенную сумму, которую потом, естественно, с придачей собирали с города или уезда. Во втором пошлины и доходы в порядке государственной службы собирали выборные представители тяглого населения.

Доходы казне давали также перечеканка монеты, казенная
промышленность и торговля.

Большим недостатком финансовой системы было отсутствие
единого финансового управления. Воеводы на местах и при-
казы составляли и бюджеты — сметные списки и приходные
окладные книги. Государственная роспись доходов и расходов
на 1679/80 г. предусматривала первые в размере 1,22 млн
рублей, вторые — 1,125 млн. Более 62% расходов шло на
армию.

По отношению к крестьянам в течение всего XVII в.
власть помещиков непрерывно возрастала. Окончательно
процесс оформления крепостного права в России завершил-
ся в XVIII в.

Суммируя этот процесс, можно назвать следующие эта-
пы становления и укрепления крепостного права:

1 ограничение права перехода крестьянина от одного вла-
дельца земли к другому двумя неделями (введение «Юрьева
дня», 1497 г.);

2 введение заповедных лет, в течение которых был запрещен
переход вообще, 1581 г.;

3 указ о пятилетнем сроке поиска беглых крестьян — вве-
дение «урочных лет», 1597 г.;

4 введение 15-летнего срока поиска беглых крестьян, 1607 г.;


5 лишение крепостных крестьян всех имущественных и юри-
дических прав, запрет перехода крестьян к новым владельцами
введение бессрочного сыска беглых и увезенных крестьян. 1649 гщ Соборное уложение;

6 введение подушной подати, 1718—1724 гг.;

7 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян
в Сибирь, 1760 г.;

8 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на
каторгу, 1765 г.;

9 запрещение крепостным крестьянам жаловаться на вла-
дельцев (помещиков), 1767 г.

Изменения в титуле и обрядности власти

Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» в XVII в. в новом титуле правителя отмечались два момен-
та — божественное происхождение власти и ее самодержавный
(единодержавный) характер: «Божией милостию великий го-
сударь, царь и великий князь всея Великий и Малые и Белые
Руси самодержец».

Законодательство устанавливало наказание смертной казнью
за хулу на царя, за умысел против него. Каждый выход князя,
любое появление на народе стало обставляться пышной церемо-
нией, подчеркивающей величие царской власти.

Окончательно этот церемониал сложился в XVII в. Просле-
дим его на примере венчания на престол царя Алексея Михай-
ловича.

Коронация Алексея Михайловича состоялась 28 сентября
1645 г. Накануне во всех храмах Москвы прошли всенощные
бдения — вечерняя православная служба перед христианскими
праздниками.

К этому времени в Успенском соборе Кремля — традицион-
ном месте коронации царей — были закончены последние при-
готовления. В центре храма находилось «чертежное место» —
обитый красным сукном деревянный помост, к которому вели
12 ступеней. По сторонам от него стояли две длинные скамьи,
покрытые золотыми персидскими коврами, предназначенные для
архиереев,- цвета русского духовенства — трех митрополитов,
пяти архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов
многих русских монастырей.


На «чертожном месте» возвышался царский трон. В казне
хранилось немало великолепных тронов. Древнейший среди них,
принадлежавший Ивану Грозному, был изготовлен из слоновой
кости западноевропейскими мастерами. Его покрывала тончайшая
резьба, изображавшая сцены из жизни библейского царя Дави-
да. Другой трон подарил Борису Годунову персидский шах Аб-
бас в начале XVII в. По восточной традиции его покрывали зо-
лотые пластины с цветными драгоценными камнями, но высокой
спинки и подлокотников не было. Самым, пожалуй, дорогим из
всех тронов казны был подарок армянских купцов, искавших вы-
годные торговые пути через Россию, — алмазный трон Алексея
Михайловича. Около 800 алмазов, не считая других многочис-
ленных драгоценных камней, украшали его. Однако коронация
Алексея Михайловича происходила при троне, изготовленном
мастерами Оружейной палаты из кресла восточной работы, к ко-
торому на западный манер добавили высокую спинку и подло-
котники. Рядом с троном на «чертежное место» установили стул с золотой бархатной подушкой для патриарха. Напротив царских
врат поставили три аналоя — храмовых стола. Покрытые золо-
тым атласом с жемчугом и каменьями, они предназначались для
размещения царских регалий.

С утра в день коронации по распоряжению патриарха Иоси-
фа на колокольне Ивана Великого начали звонить благовест —
торжественный церковный звон. В восьмом часу Алексей Ми-
хайлович, сопровождаемый боярами, думными и приказными
чинами, князьями и воеводами, вошел в Золотую палату двор-
ца. На царе было надето белое атласное платно, расшитое золо-
том, жемчугом и каменьями, становой кафтан, горлатная шапка,
нарядные сапоги. В руках он держал жезл. Тут же, в Золотой
палате, царь огласил новые придворные назначения: кого-то про-
извел в бояре, кого-то — в кравчие и т. д.

По велению царя монаршие регалии торжественно перенесли
в Успенский собор. Их сопровождала процессия: впереди шел
царский духовник — благовещенский протопоп Стефан, неся
над головой золотое блюдо с крестом и бармами. Протопопа под-
держивали под руки два дьякона. Следом за ним бояре несли
царский венец — шапку Мономаха и скипетр. Царский казна-
чей шел с державой. Подставку для нее и блюдо с драгоцен-
ными камнями несли два думных дьяка. Процессия двигалась
медленно и чинно. Множество народа с раннего утра собралось
в Кремле на Соборной площади, с любопытством наблюдая за
происходящим. Из южных врат Успенского собора навстречу


процессии вышел патриарх. Он принял блюдо с крестом и барн
мами, внес его в храм и поместил на одном из приготовленными
аналоев. Другие регалии были разложены на двух соседнюш
столах.

Когда приготовления в соборе закончились, дали знать царю.
Алексей Михайлович в окружении большой свиты двинулся к храму. Впереди шел боярин Шереметев, окольничьи, столв-
ники. Благовещенский протопоп кропил весь путь от дворца
к храму святой водой. По сторонам стояли стрельцы в разно-
цветных одеждах, следившие за тем, чтобы никто не перебегал
дорогу царю. Войдя в собор, Алексей Михайлович приложился
к некоторым иконам, певчие запели многолетие царю, а пат-
риарх благословил его крестом и окропил святой водой. На-
чался молебен. По его окончании царь и патриарх взошли
на «чертожное место» и сели: царь на трон, а патриарх в кресло. Духовенство разместилось на приготовленных скамьях. Бояре и придворные чины остались стоять у подножия помоста.

Когда все заняли свои места, царь и патриарх встали. Госу-
дарь обратился к присутствующим с короткой речью: обосновал
свои права на престол и попросил патриарха венчать его на цар-
ство. Выслушав царя, патриарх держал ответную речь, давая со-
гласие на просьбу государя. Затем оба сели.

Патриарх дал знак, и два архиерея принесли с аналоя при-
готовленный крест с частицами Животворящего Древа. Царь
и патриарх трижды поклонились кресту, и патриарх возложил
его на государя. Два архимандрита поднесли главе церкви бар-
мы, и он возложил их на Алексея Михайловича. Далее со сло-
вами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» патриарх надел на
голову царя шапку Мономаха, вложил в правую руку скипетр,
а в левую — державу. Все действия с регалиями сопровожда-
лись благословениями, поклонами с молитвами.

После того как атрибуты власти были вручены царю, на «чер-
тожное место» благословить самодержца поднялись митропо-
литы и архиереи. Протодьякон под пение хора произнес царю
многолетие. Затем к нему обратился с поучением патриарх. На-
конец, оба они сошли с помоста. Царь занял свое обычное место
в юго-восточной части Успенского собора, а патриарх приступил
к совершению литургии. После херувимской песни Алексея Михайловича подвелик царским вратам и поставили на приготовленный ковер для совершения обряда миропомазания. Патриарх возложил на него по
следнюю коронационную регалию — золотую цепь и миропомазал


чело, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая об-
ряд словами: «Печать и дар Духа Святаго». Помазанные места
отирали губкой, которую тут же сжигали в алтаре. Места эти
нельзя было омывать водой в течение восьми дней. По окон-
чании обряда царь становился помазанником Божиим. После
миропомазания царю положили под ноги еще один ковер, золо-
той, стоя на котором он причащался. Литургия подходила к кон-
цу, а праздник венчания на царство продолжался: Алексей Ми-
хайлович пригласил патриарха и духовенство во дворец — «хлеб
есть».

Из Успенского собора царь вышел в полном государевом об-
лачении со скипетром и державой в руках. Боярин Н.И. Ро-
манов, родственник царя, трижды осыпал его золотыми монета-
ми. Этот древний русский обычай символизировал пожелание
богатства и благополучия. Венценосный самодержец прошел по
расстеленному красному сукну в Архангельский собор по-
клониться могилам отца и других московских царей и великих
князей. Затем зашел в домовую церковь русских царей —
Благовещенский собор. Всякий раз при выходе из храма царя
осыпали золотыми монетами.

Наконец Алексей Михайлович через Красное крыльцо вер-
нулся во дворец. Народ, ожидавший на Соборной площади
окончания церемонии, кинулся в Успенский собор, чтобы по
традиции оторвать на память кусочек ткани, покрывавшей «чер-
тожное место». Первый день коронационных торжеств завершался праздничным обедом в Грановитой палате. Царь, сняв с себя па-
радные одежды, сидел с патриархом за отдельным столом. По
левую руку от царя был накрыт стол для духовенства, по пра-
вую — для бояр. Местнический обычай (речь о нем пойдет
далее) по требованию государя не соблюдался.

На следующий день бояре, дворяне и другие сословия по-
здравляли царя и подносили ему разнообразные подарки: атла-
сы, бархаты, соболя, серебряную посуду, хлеба.

Празднества по случаю венчания на царство продолжались
несколько дней и сопровождались колокольными звонами,
обильным угощением, щедрой раздачей милостыни.

Эволюция Российского государства, его внутренней и внеш-
ней политики в XVII в., проведение реформ позволили стране,
ее правящим кругам вступить на исходе столетия на путь ре-
шительных преобразований. Россия вплотную подошла к уста-
новлению абсолютной монархии.


Вопросы для повторения

1. Назовите, какие изменения произошли в полномочиях власти ве-
ликого князя по мере складывания централизованного государства?

2. Назовите значение Боярской думы в управлении государством
в России. Как трансформировалась оно в XV—XVII вв.?

3. Когда возникла система приказов и как она развивалась в XVI—
XVII вв.?

4. Раскройте тенденции перехода России в XVII в. от сословно-
представительной к абсолютной монархии.

5. Какую роль в управлении государством в России играли земские
соборы?

6. Как менялась система местного управления в России по мере
складывания централизованного государства?

7. Какие крупнейшие памятники права, созданные в России в XV—
XVII вв., вы можете назвать?

8. Охарактеризуйте сдвиги в социальной культуре, произошедшие
в России в XV—XVII вв.

9. Какие формы государственного устройства пережила Россия на
протяжении XV—XVII вв.? Чем было обусловлено их изменение?

10. Раскройте взаимоотношения государства и церкви в России.
Оставались ли они неизменными?


Глава VI

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЕЙ В XVIII в.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. ПЕТР I

Со второй половины XVII в. и в течение всего XVIII в. в Рос-
сии шел процесс формирования абсолютной монархии, т. е. та-
кого государственного "строя, при котором вся власть находится
в руках монарха. Процесс этот включал:

• отмирание сословно-представительных институтов;

• упразднение местных органов самоуправления;

• победу государства над церковью;

• возникновение бюрократического централизованного
аппарата управления;

• введение постоянных налогов и создание постоянной
армии.

Все это происходило на фоне консолидации и консервации
сословной системы, превращения сословий в замкнутые обще-
ственные слои.

В начале XVIII в. очевидное отставание России от ведущих
западноевропейских стран в важнейших сферах экономической
и общественной жизни (промышленности, военном деле, кораб-
лестроении, образовании, строительстве, горнорудном деле, го-
сударственном управлении, уровне жизни) вынудило государст-
во принять ряд экстренных мер, способствовавших чрезвычайно
быстрому росту профессионального и общего образования
в России. Открыты были не только «навигацкая» и «цифирные»
школы, но также школы общеобразовательные, организованы
массовые поездки дворян на обучение в Германию, Голландию,
Англию и другие страны.

В Россию было приглашено множество иностранных специа-
листов, открыты Петербургская Академия наук и два универси-
тета. За короткий срок Россия смогла подготовить специалистов
и ученых европейского уровня, что, несомненно, способствова-
ло росту национального самосознания.

Однако России требовались коренные реформы в политиче-
ской и экономической жизни. Единственным инициатором


-

преобразований в России того времени было государство. Об-
щество не выработало внутри себя других институтов, которые
могли бы оказывать влияние на развитие страны, как это уже
сложилось в ряде европейских стран, где наряду с государством
основными двигателями прогресса выступали такие субъекты со-
циального действия, как банковская система, ассоциации произ-
водителей (например, торговые дома), крупные, средние и мел-
кие собственники. Обеспечивая саморазвитие общества, они
часто диктовали свою волю государству.

В России предстояло создать не просто условия для преоб-
разований, но и условия для появления общественных сил, за-
интересованных в этих преобразованиях.

До Петра I идеи проведения коренных реформ высказывались
многими государственными деятелями, к которым принадлежали
и его отец, царь Алексей Михайлович, и боярин А.Л. Ордин-На-
щокин, князь В.В. Голицын и другие. Но по-настоящему к ре-
формам приступил лишь Петр I.

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его
14-летний сын Федор (1676—1682). При дворе сложились две
группировки: представители старого боярского рода Милослав-
ских, родственники первой жены Алексея Михайловича во главе
с его старшей дочерью Софьей, и представители дворянского
рода Нарышкиных, группировавшиеся вокруг вдовы Алексея
Михайловича Н.К. Нарышкиной.


В царствование Федора ведущее место при дворе занимали
Милославские. Но с его смертью борьба за власть разгорелась
вновь. После Федора царствовать должен был 15-летний Иван,
болезненный и слабоумный юноша. Считали, что он долго не
проживет. Поэтому выбор бояр пал на 10-летнего Петра, здоро-
вого и не по годам развитого ребенка. Но отстранить от власти
законного наследника Ивана, за которым стояли влиятельные
Милославские, было не просто. Воспользовавшись недовольст-
вом стрельцов, Милославские в 1682 г. подняли восстание про-
тив Нарышкиных. Под давлением восставших было решено, что
царствовать будут оба брата, а регентшей-правительницей по их
малолетству будет царевна Софья.

В регентство Софьи Петр жил с матерью в удалении от дво-
ра в селе Преображенском, где для забав формировал из своих
сверстников «потешные полки», ставшие впоследствии школой
офицерства для русской армии. Отношения между Петром и ре-
гентшей Софьей постепенно обострялись. В 1689 г. последовало
открытое столкновение. Стрельцы в большинстве своем отка-
зались поддержать Софью, она оказалась бессильной без их
вооруженной поддержки и была заточена в монастырь. Власть
сосредоточилась в руках Петра. Эпоху петровских преобразований можно условно разделить на два периода:

первый период — до полтавской победы. Центральное собы-
тие Северная война. Преобразования этого периода были направлены на мобилизацию ресурсов для победы и проводились
под воздействием текущих потребностей войны; второй период после полтавской победы. Преобразования проводились более последовательно и планомерно, затрагивали не столько сиюминутные проблемы организации и снабжения армии, сколько проблемы государственного строительства. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко
второй половине его царствования.

Понимая необходимость преобразований, Петр нуждался
в образцах для их проведения, для чего стремился прежде всего
ознакомиться с достижениями Западной Европы. Этому способст-
вовало Великое посольство (1697—1698) в страны Европы,
организованное инкогнито вместе с самим царем и которое имело
целью ведение переговоров о заключении союза против турок. По-
сольство посетило Голландию (торговый флот был крупнейшим
в Европе), Англию, Австрию. Петр осваивал артиллерийское де-
ло, работал на корабельных верфях в Голландии, посещал мастер-
ские, типографии, административные учреждения, храмы и музеи.


Посольством был собран огромный материал об устройстве управ-
ления, привезены книги и атласы, наняты иностранные мастера
всех профессий. Официальная цель посольства, правда, не была
достигнута — союзников против Турции Петр не нашел. Стрелец-
кий бунт 1698 г. вынудил Петра спешно вернуться в Россию.

В первой четверти XVIII в. при Петре I наблюдалось дальней-
шее развитие и укрепление самодержавия, произошла ликвида-
ция остатков сословно-представительных органов.

Реформы Петра I изменили характер государственной власти
и управления Россией; была создана бюрократическая система
государственных учреждений — Сенат, Синод, Кабинет, колле-
гии, образованы губернии.

Высшие органы власти и управления

Император. После окончания Северной войны Россия стала
могучей державой. Она начала играть большую роль на между-
народной арене. Учитывая это, Сенат в 1721 г. провозгласил
Петра I императором, «Великим», «отцом Отечества».

Император обладал более широкими полномочиями, чем царь
периода сословно-представительной монархии. В стране не ос-
талось государственных учреждений, которые бы ограничивали
власть императора. В законодательной области только импера-
тору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей
административной властью, ему подчинялись все органы госу-
дарственного управления. Император являлся также главой
судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились
от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть,
которую он осуществлял через специально созданное учрежде-
ние — Синод. Должность главы Русской православной церк-
ви — патриарха — была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования престола. До
него престол переходил от отца к сыну. Если не было законного
наследника престола, царя мог избрать земский собор. Петр I
считал такой порядок несоответствующим идее неограниченной
монархии и полагал, что, если наследник недостоин престола,
император может назначить своим преемником любое другое ли-
цо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе
о наследии престола». Поводом к изданию устава было дело
царевича Алексея, сына Петра.

Сенат. Высшим учреждением петровской администрации
стал правительствующий сенат, сменивший прежнюю Боярскую


думу. Перед выступлением в Прутский поход Петр 27 февраля
1711 г. издал указ, согласно которому «определили быть для
отлучек наших Правительствующий Сенат для управления».
В Сенат было назначено 9 членов и обер-секретарь. Несколько
позже, 2 марта, царь издал указ о власти и ответственности Се-
ната, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как
нам самому», и оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем де-
лать». Основными функциями Сената были:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: