Реформа управления вооруженными силами. К середине 60-х гг. XX в. в Вооруженных силах СССР произош- ли серьезные изменения, обусловленные революцией в военном деле, возникли новые условия и задачи

К середине 60-х гг. XX в. в Вооруженных силах СССР произош-
ли серьезные изменения, обусловленные революцией в военном
деле, возникли новые условия и задачи военного строительства.
Назрела необходимость в очередной военной реформе, целью кото-
рой стал решительный переход к профессиональной армии, сокра-
щение вооруженных сил и расходов на оборону.

Однако военно-политическое руководство СССР в борьбе за
мировое лидерство попыталось совместить идею профессиона-
лизма с принципами строительства массовой многомиллионной
армии. Юридическим выражением такого подхода к строитель-
ству советских вооруженных сил стала новая редакция закона
о всеобщей воинской обязанности, принятая Верховным Сове-
том СССР 12 октября 1967 г.

Высшими государственными органами руководства обороной
страны и строительством советских вооруженных сил в рассмат-
риваемое время являлись Верховный Совет СССР, Президиум
Верховного Совета СССР, Совет министров СССР, Совет обо-
роны СССР. Принципиальные вопросы военного строительства
обсуждались в начале на Политбюро ЦК КПСС. Непосредствен-
ное руководство Советской армией и Военно-морским флотом
осуществляло Министерство обороны СССР.

В состав министерства обороны входили Генеральный штаб
Вооруженных сил СССР, главные и центральные управления,
а также другие органы. Виды вооруженных сил подчинялись со-
ответствующим главнокомандующим, являющимся заместите-
лями министра обороны. Руководство партийно-политической
работой в войсках осуществляло Главное политическое управ-
ление Советской армии и Военно-морского флота, работавшее
на правах отдела ЦК КПСС. Пограничные войска подчиня-
лись КГБ СССР через Главное управление пограничных войск.


Внутренние войска подчинялись МВД СССР через Главное
управление внутренних войск.

В соответствии с Конституцией СССР всеобщая воинская обя-
занность объявлялась законом, а воинская служба в рядах воору-
женных сил — почетной обязанностью граждан СССР. При этом
все мужчины — граждане СССР должны были в обязательном по-
рядке проходить действительную военную службу.

Женщины в возрасте от 19 до 40 лет добровольно поступа-
ли на военную службу. Однако в военное время по решению Со-
вета министров СССР они могли быть призваны для несения
вспомогательной или специальной службы. Таким образом, ос-
новным способом комплектования советских вооруженных сил
по-прежнему был обязательный призыв на военную службу.

В отличие от предшествовавшего закон 1967 г. установил,
что все юноши допризывного и призывного возрастов должны
проходить подготовку к службе в Вооруженных силах СССР
в форме начальной военной подготовки или подготовки специа-
листов. Существенно изменены положения, определявшие воз-
раст лиц, призываемых на действительную военную службу.

Во-первых, был, установлен единый призывной возраст —
18 лет, и, во-вторых, зафиксирован предельный призывной воз-
раст — 27 лет для лиц, получивших отсрочки или не призван-
ных по иным причинам.

Принцип высшего партийного руководства советскими воору-
женными силами, существовавший на протяжении многих деся-
тилетий, лишал общество возможности через органы представи-
тельной власти или средства массовой информации осуществлять
эффективный контроль за расходами на оборону, выражать свое
отношение к решениям, принимаемым партийно-государственной
элитой, которая рассматривала армию как мощную опору своей
власти. Все это в конечном счете вело к кризису военной систе-
мы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: