Особенности государственного управления в годы ВОВ.
Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставки ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение — Молотов, Маленков, Микоян, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные - Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, А.И. Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии. Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект, поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10-12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, была обычным делом. К примеру, с июня по октябрь 1941 г. должность командующего войсками Западного фронта занимали: Павлов, Тимошенко, Конев, Жуков.
|
|
Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы.
В целом советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.
Лекция 20. Советское государственное управление в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)
1. Особенности государственного управления.
2. Реорганизация органов исполнительной власти.
3. Партаппарат: высшие и местные органы управления.
4. Советская номенклатура.
5. Профессиональные особенности советской номенклатуры.
6. Идеологическая подготовка кадров.
Победа Советского Союза в ВОВ не привела к сколько-нибудь значительным изменениям в государственном устройстве страны. Советский политический режим, в особенности в послевоенный его период, неотделим от фигуры своего главного архитектора — Сталина. С окончанием войны и упразднением ГКО Сталин продолжал совмещать посты руководителя партии и правительства и, т.о., по-прежнему сохранял в целости свою единоличную власть. К этому времени его культ достиг своего апогея — сказалась начатая после Сталинградской битвы идеологическая кампания по возвеличиванию роли партии и Сталина в деле разгрома врага — отныне в сознании многих людей победа олицетворялась с его именем.
|
|
После войны были предприняты попытки модернизировать систему управления страны. В марте 1946 г. Пленум ЦК партии избрал редакционную комиссию по внесению некоторых изменений в Конституцию СССР и определил вопросы, которые предстояло решить на заседаниях Верховного Совета СССР. На заседании Пленума определялся также персональный состав Правительства СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В текст Конституции СССР были внесены изменения и дополнения, связанные с преобразованием Совнаркома СССР в Совет Министров СССР и Совнаркомов союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, с присвоением Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР и изменением административно-территориального устройства союзных республик.
Еще одним изменением в области управления должна была стать новая программа ВКП(б). К концу жизни Сталин окончательно уверовал в необходимость создания идеальной государственной машины, с помощью которой стало бы возможным регулировать все природные и общественные процессы, включая экономику. Об этом свидетельствуют его рабочие записи послевоенных лет, речи и доклады. «В области политического строительства, — писал он, напутствуя академиков, которым была дана задача - подготовить новую Программу партии, -сохранить и усилить советское государство с его армией, с его органами разведки и администрации, — пока существует капиталистическое окружение». Этот проект остался незавершенным.