Бактрии искусство
Ашшурбанипал
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
тальное дворцовое искусство. На ритонах, печатях, драгоценной посуде повторяются сцены борьбы царя-героя с чудовищем, сцены жертвоприношения огненному божеству, символы верховного бога Ахурамазды, эпизоды триумфов и охоты.
В конце А. э. все чаще в искусстве появляются свидетельства сближения культурных принципов двух мировых империй: персидской и греческой. Уже при Ксерксе и в Греции, и в Иране существовала политическая концепция единого мира, на базе которой задолго до завоевательных походов Александра начинается формирование нового этапа в культуре Ирана — предэллинизма.
Литература:
Луконин В. Г. Искусство Ирана // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
АШШУРБАНИПАЛ, царь Ассирии (669 — ок. 633 г. до н. э.), вел длительную борьбу за сохранение Ассирийского государства в условиях непрекращающихся войн. Одно из важнейших военно-политический деяний А. — овладение Вавилонией и союзными ей царствами. А. — властитель, ставший знаменитым в истории культуры благодаря составленной им обширной библиотеке клинописных текстов на табличках, собранных по его приказу по всей стране.
|
|
В собрание А. входили десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических и научных текстов. Библиотека А. была открыта раскопками XIX столетия на месте Ниневии. Эти записи впос-
ледствии стали ключом ко всей науке и мифологии древнейших областей Ближнего Востока.
БАКТРИИ ИСКУССТВО, собирательное название, часто применяющееся для обозначения памятников художественной культуры нескольких древних царств: архаической Бактрии (Бактрианы), Греко-Бактрийского царства, Кушанского царства. Древняя Бактрия охватывала территорию юга современного Узбекистана и Таджикистана, север Афганистана. Бактрия граничила с Согдом, частью державы Ахеменидов, и Маргианой, входившей в Парфянское царство. В У1_1У вв. до н. э. Бактрия также была частью Ирана эпохи Ахеменидов, а затем — империи Александра Македонского. После распада этой великой эллинистической державы на территории Бактрии возникло Греко-Бактрийское царство (около 250 г. до н. э. — между 140 и 130 гг. до н. э.). Позднее Бактрия вместе с соседним Согдом становится центром формирования Кушанского царства, созданного тохарами и рядом других племен (отсюда произошло более позднее название Бактрии — Тохаристан). В эпоху Средневековья часть области Бактрии именовалась Балх (по названию главного города).
Бактрия — один из древних центров развития государственности и художественной культуры Средней Азии. В ахеменидский период наместником в столице, городе Бактре, всегда назначался представитель царского рода. «Страной тысячи городов»
|
|
называли Бактрию античные историки, а столица именовалась «матерью всех городов». Археологические раскопки давали очень немного сведений вплоть до XX в. В период владычества Ахемени-дов культура страны, по-видимому, развивалась в русле официального искусства Древнего Ирана. Изобразительное искусство времен Александра Македонского было до недавнего времени известно лишь по монетам с портретами царей, фигурами греческих богов и греческими надписями. Эти монеты, нередко представляющие собой шедевры эллинистического медальерного искусства, свидетельствуют о начавшемся в центре Азии слиянии греческих и местных традиций. Еще сильнее проявился этот синкретизм в архитектуре вновь открытых городов Греко-Бактрийского царства.
Немногочисленные найденные здесь скульптуры выполнены в греческих (эллинистических) традициях. Искусство Греко-Бактрийского царства составило одну из художественных школ восточного эллинизма и сыграло важную роль в дальнейшем развитии искусства Центральной и Сред-
ней Азии. Его традиции продолжаются и в памятниках Кушанского царства.
Памятники архаических верований и искусства Древней Бактрии долгое время сохранялись кафирами Гиндукуша — потомками греков и македонян. Помимо святилищ огня, распространенных на всей территории Средней Азии, здесь существовали храмы, посвященные множеству различных божеств. Храм Имру, верховного из них, по описаниям XIX в. представлял собой просторное сооружение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни колонны были сплошь украшены рельефными изображениями бараньих голов, другие — покрыты ажурной сеткой, которая представляла собой не что иное, как переплетающееся продолжение рисунка рогов. В ячейках располагались скульптурные фигурки людей. Створки семи дверей на фасаде были покрыты тончайшей резьбой по дереву и огромными резными фигурами сидящего бога Имру. Фасад храма также украшали изображения голов коров и баранов, а под портиком на-
Деревянный всадник из Нуристана.
Кафирская резьба по дереву.
Современная работа по древним мотивам
КладФуллол. Фрагменты золотых
и серебряных сосудов.
У-\У вв. до н. э.