ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
лоном. Новое возвышение Вавилона (с победой над Ассирией) и образование Нововавилонского (или Халдейского) царства происходит в конце VII в. до н. э. и длится в течение столетия, до наступления расцвета Ахеменидского Ирана. Последний образовал огромное государство, включившее в себя, кроме самого Ирана, всю Переднюю Азию. Ахеме-нидское царство было последним древневосточным государством; с конца IV по конец II в. до н. а власть в Месопотамии переходит к греко-македонским завоевателям.
В изучении Д. Д. и. особенно остро стоит проблема его первоистоков. По мнению ряда исследователей, в основе многих достижений цивилизации Древнего Двуречья лежит культура, получившая название хассунской. К ее кругу, в частности, причисляются памятники, найденные на территории поселения Тель-ас-Савван. Многие ученые относят к периоду хассунской культуры также памятники из Самарры, однако ряд исследователей склонен считать их образцом самостоятельного направления в декоративном Д. Д. и. Хассунская культура сменяется в Древнем Двуречье халафской, знаменитой введением в керамические изделия более совершенного обжига и полихромии. Первые скульптурные памятники Д. Д. и. — это культовые статуэтки божеств плодородия, обрядовые маски, глиняные сосуды, найденные в погребениях северных районов Передней Азии, в поселениях Хассу-на, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпачия. К числу их также относятся памятники, найденные в Иране и относящиеся к У1~У тыс. до н. э. Самый древний центр нижнемесопотамской культуры — Абу-Шахрайн (Эреду(г), или Эриду), расположенный на берегу Персидского залива. Керамика Эредуга близка по стилю самаррской. Особенностью культуры Эредуга, однако, является долгая и последовательная работа над расширением и увеличением площади местного святилища, в результате чего оно превращается в настоящий храм, расположенный на искусственной платформе, с чередующимися выступами стен, что предвещает характерные черты будущей шумерской архитектуры. Культура Нижней Месопотамии конца V—IV тыс. была уже во многом предшественницей культуры раннеклассовой цивилизации.
|
|
Центрами поселений были монументальные храмы на платформах, которые являлись одновременно и административно-хозяйственными центрами. Внутренняя планировка их довольно сложна; вокруг могли располагаться поселения с постройками из глины, кирпича-сырца или тростника. В Д. Д. и. очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды (возможно, подсказанные технологиями построек из тростника). Здесь же при-
меняется и ранняя форма гончарного круга — круг с медленным вращением. Своеобразными чертами отмечены среди других скульптурных изображений фигурки из глины, воплощающие, вероятно, символы растительной магии. Это удлиненные фигурки с сильно стилизованными лицами, напоминающими морду животного или ритуальную маску, и с прорезями на плечах В эти прорези и в глазницы вставлялись зерна и финиковые косточки.
|
|
Культурная предыстория Древнего Двуречья завершается ко второй половине IV тыс. до н. а, ко времени возникновения первых городов-государств. Классические (династические) периоды месопотам-ской художественной истории обладают большой самобытностью и включают в себя эпоху Шумерского царства и шумерской культуры, перешедшей в культуру объединенного шумеро-аккадского мира; своеобразный и плодотворный период династий Аккада с его развитой художественной традицией и завершающий историю культуры Двуречья этап, связанный с деятельностью мастеров времени I и III династий Ура (см. Ура памятники).
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО, памятники художественной культуры Древнего Египта периода ок. 2800 — ок 2250 г. до н. а (время царствования Ш-У1 династий). Эпоха характеризуется окончательным формированием сложной системы религиозно-мифологических представлений с иерархи-
Пирамиды в Гизе. Первая половина III тыс. до н. э. |