Мегазил

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Мастаба





' 4


Гуси. Роспись гробницы в Медуме. Первая половина III тыс. до н. э.


деревянные конструкции, что оставалось харак­терным для строительного искусства Раннего цар-: тва. Образцовым примером М., отмеченной такими ■собенностями, является гробница царицы Хер-Нейт н Саккаре. Ее украшали также рельефные изобра­жения львов — хранителей гробницы.

В М. Древнего царства наземная часть имеет трогие пропорции наземного помещения с гладки­ми стенами и сложной внутренней планировкой: гам находились залы, коридоры, кладовые (гроб­ница начальника сокровищницы Ахетхотепа и его _ына Птаххотепа в Саккаре, эпоха V династии). Во внутренних помещениях М. располагались статуи.! частности, в подземных камерах южной части '. предназначенных для собственно захоронения, лходился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей: койного. С северной стороны помещались фигу-ы владельца гробницы, изображенного во весь ст. Среди погребальных статуй М. обязательно.-.ходились ритуальные изображения, связанные культом мертвых, в том числе «ка», т. е. двой-■.:ки, вместилища душ умерших. С восточной сто­ны М. пристраивалась часовня, где ежедневно "прались родственники умершего (или жрецы -а. получившие в дар его поместье), чтобы:лать ему жертвы в виде еды и питья. М. этой:хи достигали в высоту 3,7 м. На основе конст-нлии М. была создана первая пирамида Древнего 1-ства — Ступенчатая пирамида Джосера, пред-= зляющая собой шесть М., поставленных одна на - -тую.

М. Древнего царства стены по-прежнему

:льно и искусно расписывались, но особенно

~;лярными были рельефные украшения. Тема-

ъ. оформления гробниц определялась ритуаль-

::: задачами, но поскольку загробная жизнь по-

"•е-нного должна была быть обустроена с макси-


мальным для него удобством, то на рельефных и живописных изображениях в М. нередко можно встретить замечательные по реалистической вы­разительности картины и даже достоверные порт­реты. К числу наиболее выдающихся образцов принад­лежат деревянные обшивки из М. зодчего Хесира, современника фараона Джосера. Рельефы нередко выполнялись в цвете, при этом техника рельефа преобладала, росписью же дополнялись отдельные фрагменты композиции. К образцам собственно роспи­си в М. относится редкая по изяществу роспись с изоб­ражением гусей в медумской гробнице сына фара­она Снофру, зодчего Нефермаат и его жены Итет. В живописных и, особенно, рельефных композици­ях М. Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения, процесса. Сцены располагались последовательными фризами-регис­трами с соблюдением пропорциональной соразмер­ности фигур.

М., образующие своеобразные некрополи еги­петских городов, находились в строгой архитек­турной гармонии с возведенными там пирамидами. Гробницы знатных лиц и членов царских семей располагались непосредственно вокруг пирамид. В Гизе они размещены правильными рядами-квар­талами, в чем проявляется стремление к скрупу­лезному математическому расчету, красоте по­рядка, наивысшее выражение которого воплоще­на в самой пирамиде. М. могла как содержать захоронение, так и быть ложной гробницей (т. н. ке­нотафом). Так, в некрополе Саккары было найдено несколько М. с именем одного и того же лица. Пи­рамиды, в отличие от М. почти не украшенные снаружи, изнутри во многом повторяли правила декорирования и даже устройство интерьера М.

В эпоху Среднего царства мемориальное зодче­ство Египта осваивает новые виды погребальных






Зодчий Хесира. Рельеф гробницы. Начало III тыс. до н. э.

сооружений, и, наряду с традиционной пирамидой и М., зодчие в поисках нового решения ансамбля сочетают их с позднейшей формой скальной гроб­ницы.

Литература:

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л., 1965.

Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.

МЕГАЗИЛ, монументальное сооружение, харак­терное для художественной культуры Древней Финикии. М. представлял собой круглую каменную


базу, украшенную скульптурным изображением львов, над которой возводились два последователь­но уменьшающихся каменных цилиндра (М. в райо­не Амрита).

НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура мезолита, развившаяся на территории Древней Палестины в Х-VIII тыс. до н. э. Частично представлена памятниками, найденными на терри­тории Сирии и современной Турции. Выделена анг­лийскими археологами по находкам в пещере Шукба на берегу Вади-эн-Натуф неподалеку от Иерусалима. Для Н. к. характерны микролитичес­кие кремневые орудия геометрических очертаний; изделия из кости; постройки типа землянок со сте­нами, облицованными смесью песка и глины или мелкими камнями.

НОВОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД, целостный этап развития вавилоно-ассирийского искусства, ис­торически относящийся к VII-VI вв. до н. э. Н. п. — время, когда после падения Ассирии искусство древнего Вавилона, завершившееся созданием ху­дожественных памятников XIII в. до н. э., получает своеобразное продолжение. Наступает новый крат­ковременный расцвет Вавилона, с которым связа­ны последние века истории Месопотамии. Вавило­ния вновь стала крупнейшим культурным центром при Набопаласаре, воцарившемся в 626 г. до н. э., но подлинного блеска ее искусство достигло при Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). От этой эпо­хи до наших дней дошли главным образом остатки архитектурных сооружений. Величественный го­родской ансамбль Вавилона VII в. до н. э. представ­лял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 кв. км, разделенный Евфратом на западную и восточную часть — новый и старый город. Пересе­ченный длинными прямыми улицами — дорогами процессий, ведущими к главным храмам, — он был в некоторых районах строго распланирован. Главные здания помещались в старом городе, новый же представлял собой пригород Большого Вавилона и соединялся с ним мостом на каменных опорах.

Архитектура и искусство Н. п. носят подчеркнуто религиозный характер — уже хотя бы потому, что власть в вавилонских городах находилась в ру­ках жрецов. Основная улица города — дорога про­цессий богини Иштар (Аибуршабу) — соединяла главный храм бога-покровителя Вавилона Марду-ка — Эсагилу — с парадными северными ворота­ми, носившими название «ворота Иштар». Храмо­вый комплекс включал в себя семиярусный зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и зем­ли» — знаменитая Вавилонская башня). Сохрани­лось имя зодчего: им был Арадаххешу, архитек-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: