Парфянское искусство. Слияние функций храма и дворца — также чис­то эллинистическая особенность парфянского зод­чества. Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Парфянское искусство




Слияние функций храма и дворца — также чис­то эллинистическая особенность парфянского зод­чества. Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в ко­торый выходили айваны. Так спланирован дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране (1-Ш вв.), дворец в Мерве (I—II вв.). Укрепленный дворец возводился на каменном подиуме, возвышаясь над городом как символ власти. В дворцовых и крепостных сооруже­ниях Западной Парфии часто сочетались греческий перистиль и местный айван. Примером может слу­жить дворец в Ашшуре, построенный в I в. до н. э.

В архитектуре жилого дома местные традиции проявляются отчетливее, чем греко-римские. Дома строились из сырцового кирпича, без окон. Пере­крытия обычно были плоскими; полукруглые сво­пы использовались только в коридорах. Все комна-. ы оказывались сгруппированными вокруг цент­рального дворика. Вероятно, дома знати имели и парадные помещения, в которых находились колон­ны, украшавшие домашний алтарь. В Мерве найде-


ны гипсовые капители таких колонн, выполненные в стиле, близком коринфскому ордеру. Традицион­ные очертания декоративных завитков дополняли небольшие скульптурные фигуры-бюсты. Такой тип капителей был распространен на всем эллини­стическом Востоке. В целом для эволюции архитек­туры парфянского жилища характерен переход от принесенного греками типа дома к айванному.

Погребальное зодчество древнего Мерва также свидетельствует о большом архитектурном разно­образии. Наиболее типично квадратное здание под куполом или сводом, возведенное на искусствен­ной платформе. Узкий вход перекрыт аркой, в се­редине каждой стены расположена большая ароч­ная ниша. Эту форму копировали древние хранилища костей умерших, оссуарии, найденные на парфянских некрополях. Таким образом, своеоб­разие парфянской архитектуры заключается в ее необычайном многообразии и различном сочетании эллинистических и местных элементов в разных типах зданий. Целый ряд явлений парфянской ар-







Навершие модели «ступы». Мерв, 1-И вв. н. э.


Родогуна. Мрамор. Старая Ниса. II в. н. э.






Ваза. Керамика, роспись. Мерв. V в. н. э.

хитектуры (глубокий айван, купольные конструк­ции) был широко развит в последующую эпоху.

Сведений о парфянской живописи очень немного. В какой-то степени их отсутствие восполняется теми представлениями, которые можно составить о вазописи. Однако монументальная живопись не только существовала, но и была очень развита в П. и В живописи, как и в скульптуре, в первые века н. а заметно стремление к архаической плоско­стности, фронтальности композиции (храмы Дура-Европоса). Росписи были найдены и в Большом хра­ме Мансур-депе. Они имеют чисто декоративный характер и очень близки по стилю монументаль­ной живописи эллинистических центров — Алек­сандрии, Македонии, городов Северного Причер­номорья. Схема росписи внутренних стен нередко воспроизводила кладку; при этом цветом выделя­лись цоколь, ортостаты, панели. Часть росписей имитирует цветной мрамор. Декоративная роспись внутренних помещений иногда не содержала ника­ких фигурных изображений, а была только яркой тонировкой архитектурного декора. Фриз окраши­вался в черный цвет, капители — в красный, про­странство стены между пристенными колоннами — в малиновый и т. д. Верхние ярусы обычно сохра­няли белую окраску.

Скульптурные памятники П. и. известны главным образом во фрагментах, но очевидно, что скульп-


тура входила в оформление важнейших обще­ственных сооружений и храмов. Наряду с привоз­ными эллинистическими произведениями пластики в восточной части Парфянского царства распрост­ранились местные глиняные статуи (много образ­цов таких изваяний найдено в зданиях Нисы). Гли­няная скульптура изготавливалась в несколько приемов. На свинцовый, деревянный или камышо­вый каркас накладывалась сырая глина зеленого цвета. Окончательная отделка производилась бо­лее мелкозернистой глиной цвета светлой терра­коты. Поверх этого слоя иногда наносился тонкий слой обмазки из белого алебастра, затем статуя раскрашивалась. Во многих скульптурах пласти­чески обработаны только лицевая сторона и бока (фигуры были пристенными). Как и для архитек­турных памятников, определяющим началом явля­ется сочетание в парфянской скульптуре гречес­ких и местных черт, которые неодинаково взаимо­действовали в разных художественных центрах и в разные периоды. Есть и точки соприкосновения между парфянской (нисийской) и бактрийской скульптурой, что проявляется в тематике и в об­лике фигур.

Важная стилистическая особенность монумен­тальной скульптуры — героизация образа, особая масштабность, проистекающая из ее принадлеж­ности к официальному искусству. В разных районах скульптурные изображения в храмах и дворцах устанавливались как в верхней, так и в нижней ча­сти интерьера, но во всех случаях скульптура тесно связана с архитектурой. Знаменитой наход­кой из Нисы является «Родогуна» (так звали дочь царя Митридата I). Эта скульптура выполнена из двух видов мрамора — белого и серого. Статуэтка относится к широко распространенному в эллинис­тическую эпоху типу Афродиты Анадиомены, про­образом которой являлось живописное изображе­ние работы Апеллеса. Однако поза ее не совсем канонична, а сосредоточенно-суровое выражение лица сильно отличает «Родогуну» от других элли­нистических Афродит. Согласно легенде, Родогуна мыла волосы, когда пришла весть о нападении врагов, и поклялась домыть их только тогда, когда враги будут уничтожены. Работа эта является тво­рением иноземного, вероятно, греческого мастера, но в ней учтены вкусы парфянской знати, посколь­ку скорее всего она делалась по заказу. Большин­ство привозных статуй невелики по размерам и предназначались не для общественных сооруже­ний, а для украшения жилищ.

Скульптура Маргианы, найденная в Мерве, рас­крывает иные связи и влияния: здесь преобладает воздействие восточных стилей. Сохранились па­мятники скульпторов Пальмиры (надгробные сте-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: