Рельеф древнеегипетский
Рельеф древнеегипетский
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Рельеф Каэмхесета. 2563-2423 гг. до н. э.
Охота на гиппопотама. Рельеф гробницы в Саккаре. Середина III тыс. до н. э.
линию по типу фриза; таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.
В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф еп сгеих, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. По меткому определению Р. Шуриновой, «египетский скульптор изображает мир не таким, каким он его видит, а таким, каким
|
|
знает». Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в Р. д. Очень незначительна мера варьирования поз и движений различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает Р. д. настроение неторопливой, спокойной повествовательное™ Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркивая ее строгую и гладкую поверхность.
В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Р. д. значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху Р. д.
Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Конец XIV в. до н. э.
становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего царства.
|
|
Время расцвета Р. д. — эпоха Нового царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной, бесстраст-
ной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщики» из гробницы в Мемфисе. Утонченный лиризм отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем Р. д. испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанха-мона), академизма (изображения Сети I). Возвращение к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве Р. д. достижения времен Амарны превзойдены не были.
Литература:
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.
'^щзрЩ |
Полихромный рельеф. XIV в. до н. э.
Рельеф с изображением богини Хатор. XII в. до н. э.