Древний Восток

Рельеф древнеегипетский

Рельеф древнеегипетский

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА








Рельеф Каэмхесета. 2563-2423 гг. до н. э.


Охота на гиппопотама. Рельеф гробницы в Саккаре. Середина III тыс. до н. э.



линию по типу фриза; таких поясов-фризов обыч­но бывает несколько. Плоский силуэт рисунка под­черкнут обобщенным контуром, близким к геометри­зованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использова­ния чистых контрастных цветов на долгие века ос­тается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньше­го масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мас­тера вырезали контуры и расписывали рельеф кис­тями, сделанными из травы.

В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф еп сгеих, с углублен­ным контуром, но сохраненным фоном. Внутри кон­тура рисунка мастер мог моделировать изображе­ние. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. По меткому определению Р. Шуриновой, «египетский скульптор изображает мир не таким, каким он его видит, а таким, каким


знает». Каждая фигура сочетает фрагменты изоб­ражений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в Р. д. Очень незначи­тельна мера варьирования поз и движений различ­ных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает Р. д. настроение неторопливой, спо­койной повествовательное™ Кроме того, такая ком­позиция особенно естественно связывалась с плос­костью стены, подчеркивая ее строгую и гладкую поверхность.

В художественной истории Египта нередко пове­ствовательное изображение то приближалось к де­коративному узору, то обретало черты композици­онной свободы и динамики. Р. д. значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульп­туры. Ранние образцы его отличает большая жест­кость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху Р. д.






Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Конец XIV в. до н. э.

становится несколько менее статичным, чем в куль­туре Древнего царства.

Время расцвета Р. д. — эпоха Нового царства. В этот период меняется эстетический идеал в ис­кусстве Египта: на смену тяжеловесной, бесстраст-


ной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей сво­боды выразительности. Обычными становятся изоб­ражения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщики» из гробницы в Мемфисе. Утонченный лиризм отли­чает рельефы амарнского периода. В дальнейшем Р. д. испытывает воздействие усиливающихся тен­денций декоративности (рельефы эпохи Тутанха-мона), академизма (изображения Сети I). Возвра­щение к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древ­ними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве Р. д. достижения времен Амарны превзойдены не были.

Литература:

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.




'^щзрЩ



Полихромный рельеф. XIV в. до н. э.


Рельеф с изображением богини Хатор. XII в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: