Тутанхамона эпохи памятники
Тутанхамона эпохи памятники
голове С. традиционный клафт — полосатый плат фараонов, на лбу высечен урей — священный знак змеи, охраняющей царей и богов. Под подбородком статуи помещена накладная борода, которую носили фараоны. Лицо статуи было окрашено в кир-пично-красный цвет, полосы платка некогда были красными и синими. Лицо С. передает основные портретные черты фараона Хафры. Современные исследования позволяют думать, что где-то под основанием С. находится лабиринт тоннелей и необъяснимых пока пустот. Вероятно также, что, кроме стелы, между лапами С. располагалась статуя фараона Аменхотепа II, поставленная по приказу его сына (см. Древнего царства искусство).
Почти все многочисленные С. позднейших эпох являются в той или иной степени копиями или подражаниями Великому С. Один из наиболее известных — Танисский С. с лицом фараона Аменем-хета III, изваянный в эпоху Среднего царства. Изображение отличает высокое техническое мастерство и несомненное портретное сходство. В искусстве Нового царства фигуры С. были, непременным элементом пластического решения храмового комплекса: аллеи С. вели обычно от берега Нила ко входу в храм.
|
|
Парадный трон Тутанхамона. Гробница в Фивах. Середина XIV в. до н. э. |
ТУТАНХАМОНА ЭПОХИ ПАМЯТНИКИ, произведения художественного и ритуального характера, найденные при раскопках наиболее извест-
Тутанхамон с женой. Спинка золотого трона. Середина XIV в. до н. э.
Фараон Тутанхамон на боевой колеснице.
фрагмент росписи ларца. Из гробницы
Тутанхамона в Фивах. XIV в. до н. э.
ного и сохранившегося древнеегипетского погребения — фиванской гробницы царя Тутанхамона, преемника Аменхотепа IV (Эхнатона). Раскопки велись в 1920 г. под руководством археолога Говарда Картера. В гробнице были найдены статуи, декоративные статуэтки, ларцы, мебель, инкрустированная золотом, золотые модели колесниц, фигурные алебастровые сосуды. Каменный саркофаг заключал в себе три золоченых гроба, имеющих
форму человеческого тела. В последнем находилась мумия фараона с золотой маской на лице. На крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности Тутанхамона) был установлен скульптурный портрет фараона из белого алебастра с росписью. Кроме предметов, найденных в гробнице, к числу Т. э. п. причисляются многие изделия и произведения живописи и скульптуры, имеющие сходные стилевые черты.
Тутанхамон, муж младшей дочери легендарного фараона-реформатора Эхнатона, стал правителем, при котором был восстановлен традиционный культ Амона, временно оттесненный культом солнечного единого божества Атона. Тем не менее в культуре периода Тутанхамона сохраняются и развиваются традиции амарнского периода. В числе немногих сохранившихся памятников монументального искусства этой эпохи — колоссы заупокойного храма Тутанхамона и статуи в Карнаке, выполненные целиком в манере амарнских мастеров. Стилистически они близки памятникам мастерской Тутмеса, автора знаменитых скульптурных портретов Нефертити. К этому же кругу относится статуя бога Хонсу и две статуи царской четы из храма Амона в Карнаке.
|
|
Но в основном искусство времени Тутанхамона представлено памятниками его гробницы. Это скульптурные и рельефные изображения богинь и богов, сопровождавших погребальный обряд, а также многочисленные портретные изображения фараона. Ряд из них имеет чисто канонический характер (золотая маска Тутанхамона, статуи «ка»); другие отличаются более свободной трактовкой традиционных сюжетов (фараон в священной ладье, изображения Тутанхамона и царицы на спинке парадного трона; сцены охоты в росписях ларца). Вторая группа изображений выполнена в манере, сочетающей повествовательность и обобщенность с мягким лиризмом и даже интимностью. Именно в этих работах — в изображении тела, естественных позах и гибких линиях силуэтов — ощущается воздействие амарнских традиций. Наряду с новыми выразительными приемами широко используются принципы ритуальной декоративности. Условность достигается с помощью материала: золотая маска с инкрустациями или золоченые статуэтки предпочтительнее для создателей Т. э. п., нежели столь любимые амарнскими художниками известняк и песчаник, имитирующие естественный цвет человеческого тела.
Золотой цвет ассоциировался с солнцем и бессмертием так же, как черный цвет статуй «ка» связывался с представлением о посмертном возрождении в вечной жизни. Т. э. п. могут считаться в равной
Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Середина XIV в. до н. э.
Третий саркофаг Тутанхамона. Деталь. Середина XIV в. до н. э.