Вазопись. лосок традиции культовых изображений быка как символа царского могущества. С IIIв. до н. э. Б. час­то объединялся с гирляндами в особый фриз; при­менялся на

Вазопись

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




лосок традиции культовых изображений быка как символа царского могущества. С III в. до н. э. Б. час­то объединялся с гирляндами в особый фриз; при­менялся на рельефах и в архитектуре, в настенной и вазовой живописи. Впоследствии использовался в ренессансном декоре.

Дипилонская амфора с геометрической росписью. IX в. до н. э.

ВАЗОПИСЬ античная, роспись керамических со­судов, распространенная в искусстве Древней Гре­ции. В. интенсивно развивалась еще в крито-ми-

Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Роспись блюда с острова Родос. Конец VII в. до н. э.


кенском искусстве. Особенно характерны вазы сти­ля камарес с росписью белыми красками по темно­му фону (ХХ-ХУШ вв. до н. э.) и со стилизованны­ми изображениями растений и морских животных (Х\Щ-ХУ1 вв. до н а, см Минойская керамика). Бо­лее строгой композицией отличаются вазы т. н. дворцового стиля (конец XV в. до н. э.) с более мел­ким растительным или геометризованным орнамен­том. Для микенского искусства характерна тонкая графика в росписи ваз. Непревзойденного совершен­ства и разнообразия достигает В. в искусстве Древ­ней Греции. Вазы из обожженной глины изготавли­вались здесь в огромном количестве как бытовая посуда, посвятительные и погребальные сосуды.

Вазы, выполненные вручную или впоследствии на гончарном круге, отличаются от ваз, произво­дившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная кера­мика (например, мегарские кубки, сосуды из сиен­ской глины и др.). Изделия мастеров В. покрывали т. н. черным лаком, белой или пурпуровой краской; реже — непрочными цветными составами (голубо­го, розового, красного, серого, желтого цвета), а также позолотой. Композиция росписи всегда стро­го подчинялась форме сосудов. Типы ваз подразде­лялись и получали названия в связи с практичес­ким назначением каждой формы. Для хранения воды и вина, для смешивания вина с водой приме­нялись амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер. Для наливания, зачерпывания, переноски и хране­ния воды использовались гидрия, ойнохоя, киаф. Вазы для питья — килик, канфар, скифос, ритон. Наконец, такие разновидности, как лутрофор, ле-киф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида, служили культовым целям или применялись для хранения парфюмерии и т. п.

В истории развития греческой В. неоднократно изменялись стили, соответственно подразумеваю­щие несколько видов техники. Первому большому стилю (геометрическому) предшествует позднеми-кенская традиция (первая половина XI в. до н. э.) и т. н. протогеометрический стиль (вторая половина Х1-Х в. до н. а). В геометрическом стиле (IX-VIII вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись, гори­зонтальные полосы-фризы состояли из орнамента геометрического типа (ромбы, меандры, треуголь­ники и т. п.); на свободных участках располагались фигурные изображения, выполненные в схемати­зированной и условной манере. Высокохудоже­ственными образцами геометрической В. являются дипилонские вазы.

Ориентализирующий (ковровый) стиль VII в. до н. э. характеризуется контурной росписью с прису­щим ей стремлением к заполнению всей поверхно-




АНТИЧНОСТЬ



сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популяр­ному в эпоху архаики искусству Востока. В форми­ровании и развитии коврового стиля особенно важ­ную роль играли художественные традиции, сложившиеся вне Аттики: на островах Родос, Са­мос, Хиос, в малоазийских городах (в особенности славился своими изделиями Милет). Стиль полу­чил широкое признание у мастеров Коринфа — крупнейшего центра искусства В. в северной части


Чернофигурная ойнохоя. \Л-\/ вв. до н. э.

Динос коврового стиля с острова Родос. Ок. 600 г. до н. э.


Пелопоннеса. В вазах коврового стиля по всей по­верхности сосуда располагались горизонтальные полосы-фризы с многоцветными, нарядными и красочными изображениями зверей и фантастичес­ких существ. Свободное пространство между фигу­рами заполнялось орнаментальными (главным об­разом растительными) мотивами.

Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н. э. В ее аттическом варианте на красный или желтоватый фон керамики наносились лаком черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более де­тальное членение изображения и его пластич­ность. Детали фигур могли также выполняться бе­лой или пурпуровой краской. Большую роль сыграли технические усовершенствования, введен­ные аттическими мастерами. Они слегка подкра­шивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Чернофигурный стиль вытеснил кон­турную технику. Изменилось и композиционное построение росписей: исчезла традиция располо­жения фигур горизонтальными фризами, опоясы­вающими сосуд. Их сменяют многофигурные сценки с мастерски выстроенной композицией, свободно размещенные на поверхности вазы. При этом ху­дожники неизменно учитывают форму изделия и располагают роспись в соответствии с ней.

В течение столетия афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В Афи­нах существовал целый ремесленный квартал Ке­рамик, где работали гончары. Наряду с мастерами, изготовлявшими и самостоятельно расписывавши­ми свои изделия, существовали и специалисты-ва-зописцы, зачастую получавшие повсеместное признание и славу. Художественная значимость, которую имело для греков искусство керамики и В., подтверждается обычаем писать на сосуде имя его создателя. Одним из прославленных мастеров В. эпохи чернофигурного стиля был Эксекий, изве­стностью пользовались Амасис, Клитий и др.

Чернофигурная роспись с ее подчеркнутой деко­ративностью и плоскостностью изображения чело­веческих фигур менее чем через столетие (ок. 530 г. до н. э.) сменяется созданным афинянами краснофи-гурным стилем. В этой технике черное, блестящее лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изоб­ражались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более деталь­но прорисовывать формы тела и передавать дви­жение, намечать объемы с помощью внутренних линий. Изображение приобретало большую глуби­ну, нежели фон: это достигалось за счет различной толщины слоя лака (или жидкого фаянсового тес­та) и использования трех стадий обжига (окисле-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: