Классическое искусство
Классическое искусство
го самопожертвования трехсот спартанцев у Фермопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого искусства к классике, обусловили неповторимую героическую и гражданственную окраску ее искусства. Впервые принципиальное, определяющее значение получает образ человека: он становится средоточием бытия и высшей ценностью. В эту эпоху пластический образ человека есть воплощение победы над хаосом и слепой Судьбой, что нашло выражение в концепции греческой трагедии классического периода. Этот образ трагического самоутверждения был дополнен не менее
важной художественной идеей героического оптимизма, уже нашедшей отражение в статичной пластике доклассического искусства — архаике. Классика сохраняет и гуманизирует тему господства человека над окружающим миром и в новом свете развивает идею человека как микрокосма. В V в. до н. э. необычайно мощное развитие получила идея союза искусств на основе утверждения темы величия человека.
Никогда более продуманное единство и взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи не достигали в греческом искусстве таких высот.
Происходят существенные изменения в осознании природы творческой деятельности. В эпоху классики наступает слияние живой непосредственности авторского творчества с ясной осознанностью общегреческих стилевых принципов. Именно в эту эпоху глубоко разрабатываются понятия канона как совершенной меры, законов, лежащих в основе красоты и доступных разуму.
О понятии канона рассуждают как философы, так и мастера искусств — поэты, живописцы, архитекторы, скульпторы. Выдающимся документом эпохи является трактат Поликлета о каноне. Многие исследователи, начиная с немецких классиков XIX в.. отмечают, что в К. и. на смену «архитектурной идее» как осмыслению тектонических принципов пластики приходит идея «скульптурная», соотно-
АНТИЧНОСТЬ
Афина, опершаяся на копье. Рельеф. Ок. 460 г. до н. э.
сящая всеобщие законы пластического совершенства с изображением конкретной человеческой личности. Тем не менее достигнутые в эпоху архаики высоты зодческого искусства продолжают развиваться и обретать новое звучание.
В эпоху классики достигли расцвета греческие города, сложилась система регулярной планировки, которую принято связывать с именем Гиппода-ма. Типичным жилищем классического периода был дом из кирпича-сырца, основные помещения которого группировались вокруг открытого двора (см Греческий тип дома). Продолжает процветать храмовая архитектура. Важное значение в становлении классического зодчества имела группа храмов, сооруженных в V в. до н. э. в Агридженто, объединенная в целостный ансамбль и вписанная в естественный ландшафт. Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, сложившийся в творчестве мастеров архаики. Ведущее место занимают строения дорического ордера, при этом их пропорции обретают большую цельность по сравнению с тяжеловесными и громоздкими храмами VI в. до н. э., а инженерное ре-
шение отличается ясностью и конструктивность:-: К числу замечательных памятников этого крута относится храм Геры II в Пестуме (в некоторых источниках именуется храмом Посейдона), возведенный рядом с находившейся неподалеку базиликой. Задача введения храма в постепенно формирующийся ансамбль стояла перед многими зодчими этой эпохи. С учетом новых требований был в частности возведен храм Зевса в Олимпии, знаменовавший переход от ранней к высокой классике.
Две бронзовые фигуры т. н. воинов из Риаса. Ок. 460 г. до н. э. |
Храм периода высокой классики являлся своеобразным символом полиса. По этой причине типичные черты обязательно соединялись в его замысле с индивидуальными. Единая ордерная схема варьировалась путем изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что и обеспечивало неповторимость архитектурного облика каждого города. В 449 г. до н. э. по инициативе Перикла была начата реконструкция афинского Акрополя. Перикл намеревался превратить его не только в средоточие религиозных святынь, но и в памятник исторического величия и славы Афин. Осуществление этого плана началось под руководством Фидия. На Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, сочетаю-