Искусство древнего мира. Го самопожертвования трехсот спартанцев У фер­мопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого

Классическое искусство

Классическое искусство



го самопожертвования трехсот спартанцев у Фер­мопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого искусства к классике, обусло­вили неповторимую героическую и гражданствен­ную окраску ее искусства. Впервые принципиальное, определяющее значение получает образ человека: он становится средоточием бытия и высшей ценностью. В эту эпоху пластический образ человека есть во­площение победы над хаосом и слепой Судьбой, что нашло выражение в концепции греческой тра­гедии классического периода. Этот образ трагичес­кого самоутверждения был дополнен не менее


важной художественной идеей героического опти­мизма, уже нашедшей отражение в статичной пластике доклассического искусства — архаике. Классика сохраняет и гуманизирует тему господ­ства человека над окружающим миром и в новом свете развивает идею человека как микрокосма. В V в. до н. э. необычайно мощное развитие полу­чила идея союза искусств на основе утверждения темы величия человека.

Никогда более продуманное единство и взаимо­связь архитектуры, скульптуры и живописи не до­стигали в греческом искусстве таких высот.

Происходят существенные изменения в осозна­нии природы творческой деятельности. В эпоху классики наступает слияние живой непосредствен­ности авторского творчества с ясной осознанностью общегреческих стилевых принципов. Именно в эту эпоху глубоко разрабатываются понятия канона как совершенной меры, законов, лежащих в ос­нове красоты и доступных разуму.

О понятии канона рассуждают как философы, так и мастера искусств — поэты, живописцы, архитекто­ры, скульпторы. Выдающимся документом эпохи яв­ляется трактат Поликлета о каноне. Многие иссле­дователи, начиная с немецких классиков XIX в.. отмечают, что в К. и. на смену «архитектурной идее» как осмыслению тектонических принципов пластики приходит идея «скульптурная», соотно-



АНТИЧНОСТЬ



Афина, опершаяся на копье. Рельеф. Ок. 460 г. до н. э.

сящая всеобщие законы пластического совершен­ства с изображением конкретной человеческой личности. Тем не менее достигнутые в эпоху арха­ики высоты зодческого искусства продолжают раз­виваться и обретать новое звучание.

В эпоху классики достигли расцвета греческие города, сложилась система регулярной планиров­ки, которую принято связывать с именем Гиппода-ма. Типичным жилищем классического периода был дом из кирпича-сырца, основные помещения которого группировались вокруг открытого двора (см Греческий тип дома). Продолжает процветать храмовая архитектура. Важное значение в станов­лении классического зодчества имела группа хра­мов, сооруженных в V в. до н. э. в Агридженто, объединенная в целостный ансамбль и вписанная в естественный ландшафт. Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, сложившийся в творчестве мастеров архаики. Ве­дущее место занимают строения дорического ор­дера, при этом их пропорции обретают большую цельность по сравнению с тяжеловесными и гро­моздкими храмами VI в. до н. э., а инженерное ре-


шение отличается ясностью и конструктивность:-: К числу замечательных памятников этого крута относится храм Геры II в Пестуме (в некоторых источниках именуется храмом Посейдона), возве­денный рядом с находившейся неподалеку базили­кой. Задача введения храма в постепенно формиру­ющийся ансамбль стояла перед многими зодчими этой эпохи. С учетом новых требований был в част­ности возведен храм Зевса в Олимпии, знаменовав­ший переход от ранней к высокой классике.


Две бронзовые фигуры т. н. воинов из Риаса. Ок. 460 г. до н. э.

Храм периода высокой классики являлся своеоб­разным символом полиса. По этой причине типич­ные черты обязательно соединялись в его замысле с индивидуальными. Единая ордерная схема варьи­ровалась путем изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что и обеспечивало непов­торимость архитектурного облика каждого города. В 449 г. до н. э. по инициативе Перикла была нача­та реконструкция афинского Акрополя. Перикл на­меревался превратить его не только в средоточие религиозных святынь, но и в памятник историчес­кого величия и славы Афин. Осуществление этого плана началось под руководством Фидия. На Акро­поле возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, сочетаю-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: