Тетрархи. Порфир. IV в. н. э.
Римского Египта искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Важнейшее место в пластике первого столетия н. э. в Египте занимали статуи, изображающие египетские и античные божества. Особенно популярен образ Сераписа, статуи которого найдены в разных районах Египта, и Исиды, игравшей в пантеоне этой эпохи роль универсального женского божества, матери природы и владычицы всех стихий. Складывается новый канон ее изображений: богиня предстает в виде молодой женщины в хитоне с традиционным «узлом Исиды» на груди, заставляющим вспомнить о постоянном атрибуте Афины — эгиде из козьей шкуры. При этом Исида
изображалась с солнечным диском на голове, что было данью древнеегипетской иконографии. Традиционные мифологические мотивы, связанные с этими божествами, получают аллегорическое истолкование: так, в другой работе Исида в качестве божества Нила возлежит в позе, в которой изображали аллегорическую фигуру Нила — не бога, а только олицетворения реки. По тем же причинам Анубис и Гор, самые почитаемые из египетских божеств после Осириса, могли быть изображены в виде римских легионеров, но с головами шакала и сокола соответственно. Кроме Сераписа, изображались и другие, совершенно новые, божества, синкретические по своему характеру, например Германубис, культ которого был популярен в Александрии. Он изображался в виде молодого атлета с пальмовой ветвью и атрибутами, которые обычно соответствовали богу Серапису.
|
|
Эти неожиданные образы вовсе не были плодом творчества только местных художников. В поздне-классическую эпоху в Александрии работали многие прославленные греческие мастера, например сыновья и ученики Праксителя, Фимарх и Кефисо-дот. Их произведения, без сомнения, не только изучались, но и копировались в александрийских мастерских. Портретных работ в египетской скульптуре римской эпохи сохранилось относительно немного. Они стилистически близки произведениям периода поздней республики (портрет Юлия Цезаря) или, что является гораздо большей редкостью, представляют римских владык в образе и с атрибутами египетских фараонов (гранитный портрет Октавиана Августа, I в., выполненный в духе египетского канона).
В Р. Е. и. с равной естественностью развивались как греко-эллинистическая, так и римская манеры; причем эти школы отличает не конфронтация, а сосуществование. Примером эллинистической бронзовой скульптуры является бюст императора Адриана из Дендеры с инкрустированными по египетской методике глазами; образцом усвоения традиций римской школы служит мраморная статуя Марка Аврелия в военных доспехах, а также портретная статуя его сына, императора Коммода. Искусство рельефа в данный период сохраняет больше традиционных египетских черт, но тем примечательнее появление в нем отдельных образов и сценок, связанных с античной художественной практикой. Здесь уже чаще встречаются не египетские «вкрапления» в античный по своей пластике и тематике портрет, а, напротив, участие в священных церемониях римских императоров, изображенных в египетской канонической манере в облике фараонов (Траян, поклоняющийся Исиде; Тиберий, подносящий дары египетским богам, и др.). В том
|
|
АНТИЧНОСТв
же стиле воплощены скульптурные портреты императоров, выполненные египетскими мастерами. Их поза, одеяние соответствуют требованиям египетского канона. Лишь в некоторых из этих работ дается намек на характер персонажа (изображения Марка Аврелия, Септимия Севера, Каракаллы).
Кроме статуй и портретов, самостоятельное художественное значение имеют гипсовые изображения для саркофагов, появлявшиеся в римской скульптуре (но в камне, бронзе или терракоте) только в искусстве этрусков. Это своеобразные ритуальные портреты-маски, которые помещали на крышку саркофага или, по римскому обычаю, хранили в атриуме жилого дома. Такие маски, создаваемые мастерами-египтянами, ярко раскрашивались по древним образцам, но точность и дета-лизированность изображения позволяют предполагать влияние искусства римского портрета. К концу Ш в. возрождается старинная древнеегипетская манера обработки скульптурного изображения крупными, гладкими плоскостями. Такие работы нередко выполнялись из распространенного в Египте цветного порфира, более твердого, чем мрамор, и эффектного в полировке, но не дающего возможности пластической детализации. В Риме такой камень использовали главным образом для декоративной отделки. В композиции многих работ этой эпохи также заметно тяготение к предельной обобщенности, напоминающее художественные приемы искусства Древнего царства. Появляются и произведения, близкие к традиционной кубической скульптуре. Однако теперь такие приемы применяются чаще в скульптурных группах. Так трактованы фигуры четырех сыновей Константина Великого (их также называют Тетрархами). Это скульптурный портрет четырех соправителей — Диоклетиана, Максимиана, Констанция и Галерия. Принципы античного искусства продолжают сохраняться в надгробных памятниках римлян Ш-ГУ вв. н а, хотя в таких изображениях преобладает не портретное сходство, а типизированность образа. Совершенно исчезают черты римского стиля из надгробных стел египтян. Существует предположение, что относительный застой в этой области объясняется увлечением профессиональных скульпторов образами и жанрами новой художественной культуры, связанной с расцветом в Египте христианства. В IV в. строят много христианских церквей, а египетские христиане-копты украшают свои храмы декоративными рельефами, помещенными на фронтонах и капителях колонн. Многие сюжеты в этих рельефах заимствованы из античной мифологии. Но в них уже ощущаются признаки нового стиля, положенного в основу коптского искусства. В IV в. появляются памятники, уже полностью отрицающие ан-
тичную эстетику. Мифологические сюжеты и сгразы здесь превращены в чисто декоративны;":, ~~- чти орнаментальный мотив.
В Р. Е. и. значительное место занимала живопись Сохранились фрагменты монументальных храмовых росписей, портреты, мозаичные композиции; известно, что создавались станковые картины. Выдающееся явление в культуре Египта эллинистической и римской эпохи — знаменитые фаюмские портреты, возникшие как оригинальный итог синтеза двух самостоятельных и ярких культур. В них соединяются черты ритуального искусства египтян, тесно связанного с погребальным культом (портреты в своем большинстве предназначались для погребений), и неподражаемого в своей реалистической достоверности римского портрета. Однако если в Риме и западных провинциях это мастерство ярче проявило себя в портрете скульптурном, то Р. Е. и. — пример соединения римской художественной традиции с блестящей техникой египетских живописцев. Многие из фаюмских шедевров выполнены художниками, прошедшими, по-видимому, эллинистическую школу.
|
|
Нил. Коптская ткань. IV в. н. э |
В развитии египетской живописи римского периода выделяют два основных стилевых направления. Одно, расцветшее в I—П вв. н а, связано с эллинистическим искусством и широко использует светотеневую нюансировку, анатомическую точность и детализированность изображения; оно эмоцио-