Эпигон
решение. В доме Фавна в Помпеях была найдена замечательная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием при Иссе (конец IV — начало III в. до н. э.). Новые качества эллинистической живописи проявились в патетической и динамичной трактовке образов. Драматическая коллизия картины основана на сопоставлении двух главных героев; убедительно переданы гнев Александра и ужас Дария. Главное же, что отличает стиль этого произведения, — стремление художника передать борьбу многотысячной толпы воинов, окутанной клубами пыли, азарт беспощадной битвы.
Фигуры картины существуют уже не в условном, а в реальном пространстве; художник применяет даже ракурсы. В Геркулануме сохранился целый цикл фресок, которые были очень точно скопированы с греческих оригиналов IV в. до н. э. («Актер в роли царя», I в. до н. а).
В эллинистических мозаиках вполне отчетливо различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, в традициях классицизма. Примером живописной композиции может служить роспись из дома Диоскуров в Помпеях «Ахилл среди дочерей Ликомеда», сделанная по оригиналу живописца Атениана из Фракии, работавшего в III в. до н. а; в одном из домов Геркуланума сохранилась копия знаменитой картины Тимо-маха, изображавшей Медею перед убийством ее детей. Воздействие Э. и. сказалось и на столь уникальном явлении, как фаюмский портрет, соединивший, как известно, черты художественной традиции Египта и римского искусства. Вместе с тем умение фаюмских живописцев выявить человеческую индивидуальность свидетельствует о знании не столько римских, сколько скорее эллинистических образцов. Общие для всего Э. и. тенденции прослеживаются и в вазописи, глиптике, торевтике, изделиях из стекла.
|
|
Э. и., как и всякая завершающая эпоха в истории художественной культуры, — явление достаточно противоречивое. Оно вобрало в себя огромный опыт предшествующих поколений, но и само оказалось перед новыми и трудными задачами. Стремясь постичь жизненную правду, оно в большинстве случаев было натуралистично; имитируя реальность, зачастую утрачивало интерес к проблеме ее внутренней сущности. Развивающее как общегреческие традиции, так и стилевые черты восточных культур, Э. и. было не только завершением истории древнегреческого искусства, но также и предвосхищением и первым этапом становления художественной традиции Древнего Рима.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
|
|
ЭПИГОН, древнегреческий скульптор эллинистического периода, работавший во второй половине III в. до н. э. при дворе царя Атталла в Пергаме. К оригиналам Э. восходят многие римские копии с отдельных статуй и групп комплекса пергамского акрополя. К лучшим из них принадлежит группа, изображающая галла, убившего свою жену и закалывающегося мечом, чтобы не попасть в позорный плен к победителям. Группа рассчитана на круговой обзор, фигуры даны в сложном движении, контрастном по характеру (решительный, полный энергии отчаяния взмах воина и бессильно сползающее тело мертвой женщины). Другое известное
Эпигон. Умирающий галл. III в. до н. э.
произведение Э. — статуя «Умирающий галл», в которой проявилось иное осмысление темы гибели на поле битвы. Пергамский мастер и здесь создает героико-трагическое изображение иноплеменника, убедительно воплощая состояние сдержанного и мужественного страдания. В этом произведении меньше пафоса, но больше глубокой проникновенности и правдивости.
ЭРЕХТЕЙОН (егеспШеюп — сделанный Эрехфе-ем), вьщающийся памятник древнегреческой архитектуры — ионический храм, сооруженный в 421-415 и 409-406 гг. до н. э. Храм расположен неподалеку от Парфенона и посвящен Афине, Посейдону и легендарному Эрехтею, по имени которого памятник и получил свое название. Э. — одно из греческих святилищ, овеянных таким обилием легенд и преданий, что их историко-поэтическая характерность ничуть не уступает художественной важности самого памятника. Эрехтей (Эрехфей) — мифический царь Афин, иногда отождествляемый с Эрихтонием, сыном Гефеста. В некоторых легендах Эрехтей называется сыном или внуком Эрихто-