Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви

Гонения на христианскую Церковь. Взаимоотношения христианства с римским государством в первые три века выразились в основном в гонениях. Они были вызваны боязнью римского государства перед тайной, мощной и разветвленной иерархичной структурой Церкви, параллельной государственной. Собрания христиан были закрытыми и не доступными для непосвященных, и такие опасения в представлении простых римлян были вполне обоснованны, хотя уже с начала III в. в римском обществе хорошо было известно, что на ночных собраниях христиан никаких убийств младенцев или безнравственных деяний не происходит.

Для римлян критерием истинности религии являлась ее давность, в силу чего христианство воспринималось как ересь, выделившуюся из иудаизма. «Новая религия», к тому же не национальная, не могла быть одобрена римскими гражданами.

Камнем преткновения во взаимоотношениях государства и христиан был культ императора — символ римской государственности, являвшейся объектом почитания. Не приносивший жертву гению императора отказывался выполнять свой гражданский долг и мог злоумышлять против государства. В силу этого наиболее жестокие меры против Церкви принимались в правление тех императоров, которые по меркам римлян были наиболее достойными: Траяне и Диоклетиане.

Христианская Церковь при Константине. В отношении к христианству Константин явился полным антиподом Диоклетиана. В 311 году были прекращены гонения в Восточной империи, а в 313 году появился Медиоланский (Миланский) эдикт. Константин и его соправитель Лициний издали указ, согласно которому христианская религия признавалась равноправной с другими. Его текст сохранился в истории Евсевия Кесарийского. Церкви возвращалось конфискованное имущество или компенсировалась его стоимость. В 315 г. Константин разрешил христианам свободное проведение собраний. Представители Церкви и церковные общины получили статус юридических лиц вместе с правом свободного распоряжения собственностью. Заслуга Константина состояла в том, что он сумел усмотреть в Церкви основу духовного развития дальнейшей истории человечества, поскольку христианство — религия цивилизованных народов. Кроме того, император понял, что церковная организация способна стать мощной опорой государственной власти, а не подрывать ее. Этот момент определит взаимоотношения Церкви и государства в Византии, а позднее — в странах Европы и России.

В 325 г. состоялся первый Вселенский собор в Никее, на котором были осуждены ариане, не признававшие божественную природу Иисуса Христа. В истории Церкви наступил новый этап. В 330 г. Константин на месте греческой колонии Византий заложил новую столицу Восточной империи Константинополь. А столицей западной половины государства стала Равенна. Константин скончался в 337 г., незадолго до смерти приняв крещение.

Печальную известность получила религиозная политика Юлиана, с именем которого связано последнее гонение на христиан. Оно отличалось от гонений в предшествовавшие эпохи. Церковь лишалась государственной помощи, христиане не допускались к высшим постам и были лишены права преподавания в школах. В самом эдикте не было прямого запрета деятельности Церкви, но сформулирован он был таким образом, что применить его можно было только к христианам — хитрая уловка, так как юридически никаких гонений не было: при Юлиане провозглашалась терпимость применительно ко всем религиям.

Ошибка императора состояла в том, что, воздвигнув гонения на Церковь, он ничего не смог ей противопоставить, кроме отживавшей последние дни римской религии. В представлении Юлиана неоязычество было призвано морально обновить мир, но теми же средствами, какие предлагало христианство. Поэтому оно формировалось как отражение христианства. Юлиан пытался объединить жрецов в единую организацию со ступенчатой иерархией, поощрял благотворительную деятельность языческих храмов, в частности, создание при них приютов призрения для немощных. Храмы заново отстраивались, им возвращалось конфискованное имущество. В проведении такой «модернизации» Юлиан, может, и не вполне сознательно, ориентировался на христианскую Церковь. Гонения прекратились со смертью императора.

В 380 г. Феодосий издал эдикт «О католической вере», по которому христианство признавалось обязательным вероисповеданием в Римской империи. Вместе с тем начались преследования ариан, под знаком борьбы с которыми развернулась церковная история IV в. С антиязыческой политикой Феодосия связано окончательное запрещение Олимпийских игр (393).

У римлян не было собственной философии, всё заимствовали у греков.

В Риме сложилось специфическое отношение к римскому гражданству. Постепенно завоёвывая территории, Рим сохранял разделение на граждан или неграждан Рима. Гражданин Рима – самая ценная часть населения, они не платили налоги, Римское государство защищает римского гражданина, не подчинялся местным властям. Рим постепенно расширялся, включая в свой состав всё больше территорий и полностью включал всё побережье Средиземного моря. На этом он в общем-то и остановился.

Было 2 момента: 1. граница Рима проходила по Евфрату – но железного занавеса не было. 2. Главный символ Рима – дороги (строительство). Римляне целенаправленно строили дороги на завоёванных территориях – для армии. Дорога должна быть идеально прямой: они срывали холмы и засыпали овраги. Римляне впервые придумали рельсы. Колёсным транспортом были колесницы. Был разработан единый стандарт ширины её, делались специальные колеи. Когда прокладывали рельсы в Европе, выяснили, что Римский образец – идеален (в России пошире). Следствие – такая связь, которой ещё никогда не было.

Когда апостолы отправились на проповедь, перед ними лежал мир, говорящий по-гречески, с общей греческой системой мышления. А Рим дал возможность беспроблемного быстрого перемещения по стране. В этом – самая главная идея.

До к. 1 в до н.э. Рим оставался республикой. Создали триумвират (см. учебник): Цезарь, Помпей, Марк. Марк Антоний, Октавиан и ещё кто-то. Октавиан создаёт уникальную систему управления Рима. В Риме ненавидели слово «царь». Октавиан, получив царскую власть, (раньше требовали у Сената пожизненного диктата) составил график и отдал его Сенату (на какую должность он должен избираться через сколько лет), диктата не требовал, но он получил право первым высказывать своё мнение в Сенате (всем было ясно, что говорить) – система принципата.

Управление провинцией: у Октавиана был принцип в отсутствии общего принципа. Он ставил людей, которым он лично доверял, а должности могли быть разными. Внизу – ещё большее разнообразие.

Этруски – проводники греческого влияния в Италии. Письменность у них греческая. Латинский алфавит – это западная версия греческого. Язык, правда, расшифровать не удалось. Остальное – учебник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: