Виды искусства членятся по многим признакам (основаниям)

Киноискусство в системе координат современной культуры

Границы основного объекта курса.

Из тысяч произведений кинематографа: 95% – визуальные продукты; 5% – кинофильмы, заслуживающие внимания, из них 1% – произведения киноискусства. 95% фильмов относятся к мейнстриму. Мейнстрим(от англ. – основной поток, основное течение) – набор принятых, широко употребляемых, официальных культурных стандартов. Это понятие применяется к наиболее массовым сегментам культуры – кино и поп-музыке. К мейнстриму относятся фильмы категории «А».

В России, по мнению одного из ведущих российских культурологов и киноведов К. Э. Разлогова «лишь 3-4 процента населения воспринимают кино как искусство, – так во всем мире. Большинство же видит в кинематографе в первую очередь модели поведения, опыт и образцы жизни. Сегодня зрители получают эти модели из сериалов, которые идут параллельно – по четыре-пять – в одно и то же время в прайм-тайм. Добавьте к этому, что качественный негламурный кинематограф практически ушел и из кинотеатров. У нас ведь, можно сказать, нет альтернативной системы кинопоказа. И это в одной из самых образованных стран мира! Интеллектуальное кино можно посмотреть только после позднего прайм-тайма, глубокой ночью.

Темы и проблемы, которыми реально живут люди, на экраны не попадают. В упрощенном виде, в обертке комикса они сейчас перекочевали даже не в сериалы, а в ситкомы: там непростые отношения с работодателями, издержки успеха, сильнейшее переживание чувства несправедливости. А где в кино обсуждение целого ряда вещей, связанных с теми ценностными драмами, что разъедают наше общество? Например, недоверие всех ко всем, или острейшим образом переживаемое социальное неравенство, или межнациональная неприязнь?» (Разлогов, К. Э. Вывозу не подлежит: отечественное кино и мировой контекст // Искусство кино. – 2006. – №7. – С. 64–70).

3.1. Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства (Борев, Ю. Б. Эстетика: учеб. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 13).

ü Искусство – художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Искусство вторично в Универсуме. Его произведения – не продукт непосредственного божественного творения и не создания природы, но дело рук человеческих. Они сотворены по принципу «подражания» (выражение, отображение, отражение, изображение, копирование) объективно существующей реальности (божественной, метафизической, духовной, природной, материальной, рукотворной, социальной, психической и т. п.) в художественных образах (от зеркальных копий до символов и почти условных знаков), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания и постижения никакими другими средствами.

ü Классификация видов искусства. Единой классификации в эстетике не создано.

– Виды искусства – наиболее крупные классификационные группы исторически сложившихся форм художественно-творческой деятельности, различающиеся неповторимой спецификой и особым художественным языком.

По материально-предметному способу воспроизведения действительности (по отношению к пространству и времени):

– временные (динамические): музыка, литература;

– пространственные (статические):

– изобразительные: живопись, скульптура, графика, фотография;

– архитектонические: декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура.

– пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, эстрада, пантомима, цирк, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: